Наблюдения над согласными звуками
— Какой звук лишний? Почему? ([О] — это гласный звук.}
— Чем похожи остальные звуки? (При произнесении этик звуков воздух во рту встречает преграду. Это согласные звуки.)
А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс... — змеиный слышен свист. Шшш... — шуршит опавший лист. Жжж... — шмели в саду жужжат. Ррр... — моторы тарахтят.
2. Работа по учебникуУпр. 1 (с.74).
— Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, которые нарисованы.
— Пусть ваш сосед произнесёт каждый звук, а вы постарайтесь понять, что вы слышите: голос, шум или и то и другое. А теперь поменяйтесь.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его в парах.
— Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Какие звуки они обозначают? (Согласные звуки.) Упр. 2 (с. 74).
— Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро.
— Какой звук повторяется в каждом слове? (/С/.)
— Что означает слово сени? Где можно посмотреть значение этого слова, если вы не знаете?
— Выучите скороговорку.
— Прочитайте сведения о языке на с. 75.
— Из чего состоит согласный звук? Приведите примеры.
— Назовите второй отличительный признак согласного звука по сравнению с гласным.
— Может ли согласный звук образовывать слог?
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебникуУпр. 3 (с. 75).
—Какие три отличительных признака согласных звуков вы знаете? Назовите их.
— Выполните задание в парах.
— Составьте слова. Посоветуйтесь с товарищем.
— Что общего у слов первой и второй групп? Что общего у слов третьей и четвёртой групп?
— Объясните значение слов.
— Запишите любые пять слов.
Звуковой анализ слов
— Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите, гласный он или согласный. (Все слова-отгадки записываются на доске.)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
Это старый наш знакомый, Он живёт на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист.)
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит — вмиг
Подымает стрекот-крик. (Сорока.)
— Разделите слова-отгадки на слоги. Сколько слогов в каждом слове?
— В каком слове гласный звук образует целый слог? (Аист.)
VI. Рефлексия
— Как вы поняли тему урока?
— Как отличить согласный звук от гласного?
— Назовите три признака согласных звуков.
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Что вы знаете о согласных звуках?
Урок 29. Слова с удвоенными согласными
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:учащиеся научатся переносить слова с удвоенными согласными.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки. Без шофёра, без колёс, А домой меня привёз. Прокатил меня почти До дверей квартиры. Управляли им в пути Сами пассажиры. (Лифт.)
Древесину ест едок,
Сто зубов в один рядок. (Пила.)
Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос.)
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.) Инна, класс, группа, ванна.
— Прочитайте слова. Чем они интересны?
— Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебникуУпр. 5 (с.76).
— Рассмотрите рисунки.
— Назовите предметы. Какой согласный звук есть в каждом слове?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно. Упр. 6 (с. 76).
— Прочитайте предложения. Подумайте, какие буквы пропущены. Выполните задание в парах.
Словарная работа
— Какое слово «спряталось»? ГНКЛАССЭТЧ
— Запишите слово класс в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасные места.
— Придумайте с этим словом предложение.
3. Работа по учебникуУпр. 7 (с.77).
— Прочитайте. Чем похожи все слова?
— Объясните значение этих слов.
— Найдите слова, которые нельзя перенести. Обоснуйте. (Грамм, класс, грипп, кросс — в этих словах только один слог.)
— Запишите эти слова. Подчеркните выделенные буквы.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебникуУпр. 8 (с. 77).
— Прочитайте слова с удвоенными согласными.
— Обратите внимание на знак переноса в словах.
— Как переносятся слова с удвоенными согласными?
— Выполните задание.
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (с. 77). Самостоятельное выполнение.)
— Как вы справились с заданием?
— Оцените свою работу на уроке.