Наблюдения над согласными звуками

— Какой звук лишний? Почему? ([О] — это гласный звук.}

— Чем похожи остальные звуки? (При произнесении этик зву­ков воздух во рту встречает преграду. Это согласные звуки.)

А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс... — змеиный слышен свист. Шшш... — шуршит опавший лист. Жжж... — шмели в саду жужжат. Ррр... — моторы тарахтят.

2. Работа по учебникуУпр. 1 (с.74).

— Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, которые на­рисованы.

— Пусть ваш сосед произнесёт каждый звук, а вы постарай­тесь понять, что вы слышите: голос, шум или и то и дру­гое. А теперь поменяйтесь.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его в парах.

— Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Какие звуки они обозначают? (Согласные звуки.) Упр. 2 (с. 74).

— Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увели­чивайте темп. Прочитайте быстро.

— Какой звук повторяется в каждом слове? (/С/.)

— Что означает слово сени? Где можно посмотреть значе­ние этого слова, если вы не знаете?

— Выучите скороговорку.

— Прочитайте сведения о языке на с. 75.

— Из чего состоит согласный звук? Приведите примеры.

— Назовите второй отличительный признак согласного звука по сравнению с гласным.

— Может ли согласный звук образовывать слог?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебникуУпр. 3 (с. 75).

—Какие три отличительных признака согласных звуков вы знаете? Назовите их.

— Выполните задание в парах.

— Составьте слова. Посоветуйтесь с товарищем.

— Что общего у слов первой и второй групп? Что общего у слов третьей и четвёртой групп?

— Объясните значение слов.

— Запишите любые пять слов.

Звуковой анализ слов

— Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите, гласный он или согласный. (Все слова-отгадки записываются на доске.)

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)

Это старый наш знакомый, Он живёт на крыше дома — Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист.)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит — вмиг

Подымает стрекот-крик. (Сорока.)

— Разделите слова-отгадки на слоги. Сколько слогов в каж­дом слове?

— В каком слове гласный звук образует целый слог? (Аист.)

VI. Рефлексия

— Как вы поняли тему урока?

— Как отличить согласный звук от гласного?

— Назовите три признака согласных звуков.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о согласных звуках?

Урок 29. Слова с удвоенными согласными

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласны­ми и способах их переноса.

Планируемые результаты:учащиеся научатся переносить слова с удвоенными согласными.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчерк­ните буквы, обозначающие согласные звуки. Без шофёра, без колёс, А домой меня привёз. Прокатил меня почти До дверей квартиры. Управляли им в пути Сами пассажиры. (Лифт.)

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок. (Пила.)

Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю. (Термос.)

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.) Инна, класс, группа, ванна.

— Прочитайте слова. Чем они интересны?

— Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебникуУпр. 5 (с.76).

— Рассмотрите рисунки.

— Назовите предметы. Какой согласный звук есть в каждом слове?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоя­тельно. Упр. 6 (с. 76).

— Прочитайте предложения. Подумайте, какие буквы про­пущены. Выполните задание в парах.

Словарная работа

— Какое слово «спряталось»? ГНКЛАССЭТЧ

— Запишите слово класс в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасные места.

— Придумайте с этим словом предложение.

3. Работа по учебникуУпр. 7 (с.77).

— Прочитайте. Чем похожи все слова?

— Объясните значение этих слов.

— Найдите слова, которые нельзя перенести. Обоснуйте. (Грамм, класс, грипп, кросс — в этих словах только один слог.)

— Запишите эти слова. Подчеркните выделенные буквы.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебникуУпр. 8 (с. 77).

— Прочитайте слова с удвоенными согласными.

— Обратите внимание на знак переноса в словах.

— Как переносятся слова с удвоенными согласными?

— Выполните задание.

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (с. 77). Самостоятельное выполнение.)

— Как вы справились с заданием?

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации