Правовое положение Президента РФ
Положение Президента РФ (лат. – председатель) определяется гл. 4 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 80, Президент РФ является главой государства. Из содержания названной главы Конституции не следует, что он входит в какую-либо из трех ветвей власти, являясь особым должностным лицом, хотя в силу такой основы конституционного строя, как разделение государственной власти на три ветви (ст. 10-11), должность Президента РФ можно характеризовать и как исполнительную (например, президенты Аргентины, Ботсваны, Бразилии, Мексики, Микронезии, США, Чили, Южной Кореи и ЮАР прямо названы главами исполнительной власти и правительства). О необходимости отдельной от трех ветвей власти должности главы государства писал французский мыслитель Б. Констан, были и критики понимания должности главы государства в качестве отделенной от классических трех ветвей[45]. Как бы то ни было, и основы строя, и полномочия Президента РФ, имеющие исполнительный характер[46], делают его высшим административным лицом. Должности глав государств являются наследием монархии и, если президенты с широкими полномочиями схожи с полновластными монархами, то президенты парламентских республик подобны монархам ограниченным. В России термин «президент» впервые был предусмотрен указом 1717 г. в качестве наименования руководителей коллегий. Глава же государства в разные периоды отечественной истории именовался Князем, Царем, Императором, Министром-председателем Временного правительства, Президиумом ЦИК Советов и Верховного Совета.
Президент РФ избирается гражданами РФ на шестилетний срок (подробнее о правилах избрания будет говориться в отдельном вопросе). При вступлении в должность он приносит народу присягу. Президент обладает неприкосновенностью (что на практике начинает распространяться и на чиновников, непосредственно подчиненных ему). Также принят Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (о пожизненном 75-процентном денежном содержании и др.).
Президент наделен широкими полномочиями, которые в Конституции перечислены как в общем, так и конкретно. К общим полномочиям Президента как главы государства следует отнести следующие. 1. Он представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. 2. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. 3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, в случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. 4. Важнейшее положение: Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Таким образом, именно от него должны исходить основные политические инициативы. Тем не менее в этом, как видно, он не всевластный монарх. Его деятельность носит подзаконный, исполнительный характер, поэтому, в конечном итоге, основные направления политики должны определяться законами, т.е. законодательной властью, в этом кроется некоторое противоречие текста Конституции. Кроме этого специально для целей выработки основных направлений политики Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете РФ» был образован Государственный совет РФ в качестве совещательного органа, состоящего из глав субъектов федерации и в отдельных случаях отдельных руководителей исполнительных органов субъектов федерации и собирающегося не реже раза в три месяца. 5. Наконец, он издает указы и распоряжения, при этом указы могут носить и не подзаконный характер, а регулировать вопросы, еще не упорядоченные законами, до принятия соответствующих законов.
Широкие полномочия Президента позволяют ему влиять на все ветви власти и их сферу деятельности. Поэтому будет целесообразным сгруппировать конкретные полномочия именно по одноименным трем ветвям власти областям.
В отношении законодательной власти Президент РФ:
а) назначает выборы Государственной Думы;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
в) назначает референдум (как способ законотворчества);
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В области судебной власти Президент:
а) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
б) вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;
в) назначает судей других федеральных судов;
г) осуществляет помилование.
В наибольшей же степени полномочия Президента проявляются в области исполнительной власти. Президент:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении того от должности;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;
е) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (см. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности»);
ж) формирует Администрацию Президента РФ, обеспечивающую работу Президента (см. Положение об Администрации Президента РФ (утв. указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490) и назначает и освобождает полномочных представителей Президента (данные представители, являющиеся членами Администрации Президента, размещаются в восьми федеральных округах (см. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»);
з) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (см. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»);
и) утверждает военную доктрину РФ (утверждена указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146), представляющую собой совокупность официальных взглядов на военную безопасность);
к) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»);
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ.
н) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
о) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
п) подписывает ратификационные грамоты;
р) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
с) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
т) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
у) вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
ф) согласно названному Закону об органах власти субъектов федерации, предлагает кандидатуры высших должностных лиц субъектов РФ (глав высших исполнительных органов).
Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, что может быть и при временной болезни, их временно исполняет Председатель Правительства РФ (в ряде стран и ранее в России предусматривается переход полномочий к Вице-Президенту). Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Президент в соответствии со ст. 93 Конституции может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (например, тяжкий вред здоровью, изнасилование, незаконный экспорт военных технологий, насильственное удержание власти, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки), подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы и решение Совета Федерации должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Именно возможность отрешения Президента в наибольшей степени указывает на республиканский характер формы правления России.