Тема 8. китаизация марксизма. основные положения учения мао цзэдуна
Биография
Основные идеи
Ма́о Цзэду́н китайский государственный и политический деятель XX века, главный теоретик маоизма. Вступив ещё в молодости в Коммунистическую партию Китая (КПК), Мао Цзэдун в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции Цзянси. Придерживался мнения о необходимости выработки особой коммунистической идеологии для Китая. После «Великого похода», одним из руководителей которого Мао являлся, ему удалось занять лидирующие позиции в КПК. В 1949 г. Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1945-1959 гг. также должность председателя КНР. Провёл несколько громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966-1976), унёсшие жизни многих миллионов людей.
Правление Мао характеризовалось объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации Китая и умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором в ходе массовых кампаний и культом личности Мао, с другой.
Имя Мао Цзэдуна состояло из двух частей — Цзэ-дун. Цзэ имело двойное значение: первое — «влага и увлажнять», второе — «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф — «дун» — «восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий Восток». Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в селе Шаошань провинции Хуань, неподалёку от столицы провинции, города Чанша. Отец Цзэдуна, Мао Ичан, принадлежал к мелким землевладельцам, и семья его была достаточно обеспеченной. Строгий нрав отца-конфуцианца обусловил конфликты с сыном и одновременно привязанность мальчика к мягкой по характеру матери-буддистке, Вэнь Цимэй. Следуя примеру матери, маленький Мао стал буддистом. Однако в подростковом возрасте Мао отказался от буддизма.
Юный Мао получил классическое начальное китайское образование в местной школе, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы. «Я знал классику, но не любил её», — признавался позже Мао Цзэдун в интервью Эдгару Сноу. Страсть к чтению и нелюбовь к классическим философским трактатам юношу сохранил и после того, как в 13 лет бросил школу (причиной тому был строгий нрав учителя, который применял суровые методы воспитания и часто бил учеников) и вернулся в отчий дом. Мао Ичан воодушевлённо встретил возвращение сына, надеясь что тот станет ему опорой в домашних делах и ведении хозяйства. Однако его ожидания не оправдались: юный Мао противился любому физическому труду и всё свободное время проводил за чтением книг.
В конце 1907 – начале 1908 года в семье Мао произошёл очередной конфликт между отцом и сыном. На этот раз его причиной была женитьба, которую Мао Ицзин устроил для старшего сына. В невесты будущему Председателю была выбрана троюродная сестра Мао — Ло Игу. По словам Мао Цэдуна, жену он не принял и жить с ней отказался. «Я никогда не жил с ней — ни тогда, ни после. Я не считал её своей женой», — признавался спустя годы Председатель Эдгару Сноу. Вскоре после свадьбы Мао сбежал из дома и около полугода прожил в гостях у одного знакомого безработного студента, там же в Шаошани. Он продолжал увлечённо читать: на это время приходится его знакомство с классической китайской историографией — «Историческими записками» Сыма Цяня и «Историей династии Хань» Бань Гу.
При всей напряжённости отношений с отцом, когда осенью 1910 года юный Цзэдун потребовал от родителя денег на продолжение образования, Мао Ичан не смог отказать и обеспечил сыну обучение в Дуньшанской начальной школе высшей ступени. В школе Мао был встречен враждебно: остальных учеников раздражала его внешность (он имел нетипичный для южанина рост 177 см), происхождение (большинство учеников были сыновьями крупных землевладельцев) и речь (Мао до конца жизни говорил на местном сянтаньском диалекте). Впрочем, это не отменяло упорства и старательности, с которыми новый ученик подошёл к занятиям. Мао мог писать хорошие сочинения в классической манере, был прилежен и, как обычно, много читал. Здесь он впервые познакомился с географией и стал читать работы по зарубежной истории. Он впервые узнал о таких известных исторических деятелях какНаполеон, Екатерина II, Петр I, Веллингтон, Гладстон, Руссо, Монтескье и Линкольн. Главными же книгами для него в то время стали издания, рассказывающие о китайских реформаторах Лян Цичао и Канн Ювэе. Их идеи конституционного монархизма оказали огромное влияние на школьника Мао, который полностью принял взгляды лидеров реформаторского движения.
Синьхайская революция застаёт молодого Мао в Чанша, куда тот в возрасте восемнадцати лет перебрался из Дуншани. Юноша становится свидетелем кровопролитной борьбы различных группировок, а также солдатских восстаний, и на короткое время сам примыкает к армии губернатора провинции. Через полгода он покинул армию, чтобы продолжить обучение, на этот раз в Первой провинциальной средней школе в Чанше. Но и здесь он не задержался надолго («Я не любил Первую школу. Её программа была ограниченной, а порядки ужасные). Мао посвятил себя самообразованию и полгода занимался в Хунаньской провинциальной библиотеке, основное внимание уделяя географии, истории и философии Запада. Однако недовольный беззаботной жизнью Мао Ичан прекратил высылать деньги, пока Мао не обретёт достойное занятие. Сам же юноша зарабатывать на жизнь отказывался и в итоге весной 1913 года был вынужден записаться в студенты только что открытого Четвёртого провинциального педагогического училища города Чанши, позже объединённое с Первым провинциальным педагогическим училищем.
В 1917 году появляется его первая статья в журнале «Новая Молодёжь», в училище Мао формирует кружок революционно настроенной молодёжи. Годом позже он, следуя своему любимому учителю Яну Чанцзи, перебирается в Пекин, где в библиотеке Пекинского университета работает ассистентом Ли Дачжао, ставшего позже одним из основателей Коммунистической Партии Китая. В Пекине Мао в числе прочих китайских студентов представилась возможность отправиться на обучение во Францию, но этим шансом юноша так и не воспользовался: причиной тому стали нелюбовь к физическому труду и неспособность к изучению иностранных языков.
В Пекине на формирование политических взглядов молодого Мао большое влияние оказало знакомство с Ли Дачжао (сторонником марксизма) и Чэнь Дусю, а также знакомство с идеями анархизма, в частности произведения П.А. Кропоткина. После завершения курсов подготовки к обучению во Франции Мао окончательно пришёл к выводу, что останется в Китае и обустроит свою карьеру здесь.