Тема 3. политическая мысль древнего китая

Вопросы:

1. Основные положения даосизма.

2. Возникновение и развитие конфуцианства. Патерналистская концепция государства Конфуция.

3. Идеи древнекитайского легизма.

Основные положения даосизма

Даосизм – китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, медитационной практики. Существует также даосская философия. Даосизм следует отличать от Учения Дао – более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство. Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше в V-III веках до н.э. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) вV век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма – «Дао Дэ Цзин» (道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369 – 286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение. В начале 2 столетия н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира – Пань-гу.

Оформление релизиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 - 156) основал школу Небесных наставников 天师 и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности Д. стало Восстание Желтых повязок 184-204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 году и прекратило своё существование.

Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань и Линбао.

В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV – III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как ее следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. Здесь мы видим основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию заменяет стремление к хорошей загробной жизни.

К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.

Известно, что император Канси (1654—1722) скептически относился ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Что не удивительно, так как он был маньчжуром и ему эти китайские «умствования» и вся китайская философия были безразличны. Даосы высокого ранга также не состояли у него в фаворе.

Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл как традиционная китайская религия. После прихода в Китае к власти коммунистов, в 1949 году даосизм подвергся значительному гонению. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году положение стало улучшаться. За последние годы открылось большое количество даосских храмов.

Даосизм, т.е. учение о Дао в духе метафизики, натурфилософии и откровенной мистики. Даосизм – это в первую очередь фундаментальные конструкции типа ин-ян (женское и мужское начала) и у-син (пять первоэлементов).

Концепция инь-ян близка к древнеиранской зороастрийской с ее дуализмом Добра и Зла, Света и Тьмы, а пять первоэлементов (земля, вода, огонь, металл, дерево) вписываются в древнеиранскую формулу Авесты (земля, вода, огонь, металл, растения, скот).

Знакомство с трактовкой даосами древнекитайских категорий дао и дэ позволяет предположить, что интерпретация этих понятий шла под воздействием ведической традиции Индии. «Дао – дэ цзин» — самый известный даосский трактат, жемчужина древнекитайской мысли. Его автором считают легендарного мудреца Лао-цзы (5 век до н.э.). Он был современником Конфуция. Многие специалисты считают Лао-цзы фигурой легендарной. Емкие афоризмы трактата впечатляют, ибо захватывают глубины мироздания.

Дао — все и ничто; всюду и нигде; все пронизывает собой, но не ощущаемо органами чувств. Это, если угодно, китайский аналог великого Брахмана древнеиндийских вед и упанишад. Дао как абсолют имеет свою эманацию в конкретных предметах феноминального мира. Эта эманация — дэ, весьма напоминающая древнеиндийский Атман, проявление Великого Брахмана-Абсолюта.

Метафизика даосов близка к ведической по многим пунктам. К уже сказанному можно добавить идею о первочастицах ци, коими пронизано все в феноминальном мире: жизнь — комплекс ци, распад его — смерть.

Тончайшие ци, цзин-ци, — наиболее деликатное духовное начало в жизни, что опять-таки напоминает древнеиндийские идеи о жизни как комплексе дхарм, распадающемся после смерти и воссоздающемся в новом сочетании после кармического перерождения.

Другой древнекитайский даосский трактат, «Чжуан-цзы», тоже составленный в 3 веке до н.э., но заметно отличен от первого. Он наполнен не столько глубокими рассуждениями на метафизические темы, сколько интересными притчами, анекдотами, парадоксами, короткими эссе, написанными хорошим литературным языком. В то же время по характеру философской мысли это сочинение соответствует основным идеям «Дао-Дэ Цзина», почти не отступая от их канонического звучания. Собственно, именно Чжуан-цзы следовало бы считать основоположником древнекитайского даосизма. И только он один настаивал на том, что автором «Дао-дэ цзина» следует считать некого никому не известного Лао-цзы, который в притчах его трактата представлен реальной исторической личностью.

Метафизика «Чжуан-цзы» насыщена представлениями о первозданном Хаосе, о первичных Не-Сущем и Сущем (Едином), которые породили все вещи феноменального мира, о Логосе-Слове как мистическом преломлении конфуцианско шэньбухаевской идеи «выпрямления имен», наконец, о впечатляющем долголетии познавших смысл жизни и смерти мудрецов. Стоит заметить, что именно после появления трактата «Чжуан-цзы» принадлежавший известным авторам даосский трактат «Дао-дэ цзин» многие стали именовать просто «Лао-цзы».

Главным в древнекитайском даоссизме как принципиально новом течении философской мысли следует считать то, что он стал гимном нонконформизму в менталитете древних китайцев. До этого китайцы не были знакомы с глубинами метафизических конструкций, с натурфилософскими построениями и мистическими рассуждениями о первозданном, о возникновении жизни, о сущности смерти, о внефеноменальном мире Великого Дао. Такого рода новые идеи в купе с представлениями об инь-ян тоже следует считать одним из ответов на вызов эпохи.

Даосский ответ, обогащенный заимствованными и хорошо переработанными идеями, был призывом к резкому расширению того познавательного эпистемологического инструментария, посредством которого можно осмыслить историю Древнего Китая.

Быть приверженцем Дао — значит претворять Путь, неустанно и сознательно перемещаться, правильно ориентировать себя, направлять себя в пространстве и времени. Идти куда? Не так уж важно. Главное для даоса не то, что он есть, а то, чем он может стать. Действие пути есть чудесное совпадение противоположностей. Путь присутствует там, где его нет.

Даос идет двумя путями или, претворяет «средний путь»: он одновременно действует и не действует, присутствует и отсутствует, говорит и молчит. В этом обоюдном отвлечении как от внешних форм, так и от пустоты ничто — залог свободы просветвленного, укорененного в себе сознания. В даосском трактате говорилось:

«Сделай сердце целомудренным: да не будет в нем страха.

Очисти сердце: да не будет в нем скверны.

Выпрями сердце: да не будет в нем скверны».

Образно передает суть даосизма трактат о буйволе.

1. Поиски буйвола.

2. Взору открываются следы.

3. Буйвол уже виден.

4. Буйвол пойман.

5. Буйвол укрощен.

6. Возвращение домой верхом на буйволе.

7. Буйвол забыт, человек остался один.

8. Человек и буйвол оба забыты.

9. Возвращение к основе и истоку.

10. Обоюдно исчезновение.

Наши рекомендации