Тема 2. политическая мысль древней индии

Вопросы:

1. Веды. Брахманизм. «Законы Ману».

2.Влияние идей буддизма на государственную политику и законодательство.

3.Артхашастра.

1. Веды. Брахманизм. «Законы Ману».

Под влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества.

Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников второго тысячелетия до нашей эры, именуемых в целом Ведами (санскритское слово «веды» означает «ведение», «знание»). В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): «Брахманом стали его уста, руки — кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра».

Мировой закон (рта), согласно такой мифологически-органической концепции, определяет конструкцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн. Члены всех раннеиндийских варн в принципе были свободны, поскольку рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) — подчиненными.

Брахманизм получает свое дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике древнеиндийской мысли — в Упанишадах, возникновение которых относится к 9-6 векам до нашей эры. Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) — закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в обществе и государстве предопределено также их правом толкования политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры — правовые сборники которые составлялись различными брахманистскими школами. Примерно ко II веку до нашей эры относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника — «Законов Ману». В них воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, и их неравенстве и так далее. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы:

«Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы… Ведь брахман, рождаясь для сохранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это». Примечательно, что даже царь, по «Законам Ману» должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и «изначальному искусству управления». Главное назначение царя — быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в «Законах Ману» отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл «искусства управления» — данданити, означающего «руководство (во владении) палкой. «Законы Ману» содержат настоящий панегирик наказанию как воплощенной дхарме и охранителю всех живых существ, богов и людей: «Наказание — царь, оно — мужчина, оно — вождь и оно — каратель».

Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы. Используя представления о переселении душ после смерти, «Законы Ману» наряду со многими земными наказаниями перечисляют и те загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы.

Влияние идей буддизма на государственную политику и

Законодательство.

С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в 6 веке до нашей эры выступил Сиддхартха, прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. «Брахман» для буддистов — это не член привилегированной варны, а всякий человек, который независимо от своей сословной принадлежности достиг совершенства путем личных усилий. Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом.

В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. «Дхаммы,— подчеркивается в «Дхаммападе»,— обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены».

Трактовка дхаммы, как и все мировоззрение раннего буддизма, пронизана проповедью гуманизма, доброго отношения к другим людям, непротивлением злу злом и насилием. «Ибо,— утверждает «Дхаммапада,— никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма».

В «Дхаммападе» отчетливо проявляется в целом присущая буддизму (в противоположность брахманизму) тенденция к ограничению роли и масштабов наказания. Специально подчеркивается недопустимость применения наказания при отсутствии вины.

Восхваление дхаммы в буддийском учении означает вместе с тем восхваление законности, законного пути в жизни. Понимание и соблюдение этого требует соответствующих знаний, нравственных и умственных усилий: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. И мудрый «на незаконной стезе не возжелает себе успеха», подчеркивается в «Дхаммападе».

Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности) объясняет и характерное для буддизма невнимание к реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как часть общей цепи земных несчастий. Поэтому и учение буддистов о дхамме было рассчитано, прежде всего, на «внутреннее» использование, на первоначально узкий круг приверженцев Будды.

Но уже в начале своего зарождения многие идеи буддизма, по существу, имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укреплением их позиций это значение все более усиливалось. Постепенно идеи буддизма (в том числе и концепция дхаммы) стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268-232 гг. до нашей эры), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией. Влияние буддизма постепенно распространилось и на многие другие страны юго-восточной Азии.

Артхашастра».

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (4-3 века до н. э.), автором которой считается Каутилья (Чанакья), влиятельный советник и министр Чандрагупты I.

Теоретически «Артхашастра» опирается на учение о Ведах. Это учение устанавливало свои законы для каждой из четырех каст и для каждой из четырех ступеней жизни. «Закон для всех — отсутствие насилия, правдивость, чистота, независимость, незлобливость, прощение и терпение». Однако это положение лишь декларировалось. Деспот не мог править государством без насилия. «Артхашастру» можно назвать энциклопедией деспотического насилия. В «Артхашастре», наряду с традиционным пиететом к дхарме и признанием того, что «закон основан на истине», явное предпочтение все же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям.

Основными элементами государства признавались: государь, министры, сельская местность, укрепленные города, казна, войско, союзники. Подчеркивалось, что сильная карающая власть — это единственное, что обеспечивает существование государства. Поскольку все замыкалось на царе, то к претенденту предъявлялись высокие требования. Государь должен обладать любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу познанного, отвергать негодное и проникать в истину.

Государь и государство — вот в двух словах все государственные факторы. Для государя главным бедствием является смута внутренняя. Смута вызываемая особо приближенными чиновниками, опаснее всяких других внутренних смут. Двоецарствие хуже чем власть чужестранца. С государем, постоянно увлекающимся женщинами, невозможно видеться по государственным делам. «Артхашастра» предупреждала, что скольким людям царь обнаружит свои тайны, от стольких он будет в зависимости. О смерти царя рекомендовалось сразу не сообщать народу. Через месяц-два следовало показать двойника. Необходимо заручиться поддержкой главенствующих лиц в семействе государя и царевичей, затем показать наследника, как уже помазанного на царство.

В «Артхашастре» подробно описаны способы борьбы с недовольными. Например, вызвав к ним ненависть населения, пусть царь с ними покончит или тайной казнью, или возмущением населения. Рекомендовалось также оторвать мужчин от семьи и запереть их в рудниках.

Ведущая роль в политических делах отводилась царю. Важные вопросы он должен решать один. «Пусть другие не знают о том, что царь намеревается сделать, а исполнители пусть знают о деле только тогда, когда к нему преступлено и когда оно завершено». Царь охраняет свое царство прежде всего от жен своих и детей. Царские сыновья подобны ракам — они пожирают своего родителя. Если у царских детей не появится любовь к отцу, то их лучше тайно убить. Таким образом, сохранение власти требовало от царя огромных жертв, в том числе и моральных.

Когда царь деятелен, то вслед за ним деятельны и его слуги. День и ночь царя делилась на 8 частей. Много время уделялось казне, войску, шпионам. В книге подробно излагались меры предосторожности царя. Например, с царицей царь мог видеться лишь после того, как ее обыщут старухи. Назидательно перечислялись случаи убийства царицами царей: ядом, кольцом с ноги, зеркалом, кинжалом, спрятанным в косу и т.д.

Большое внимание в «Артхашастре» уделялось экономическим проблемам. Царь должен заселять новые области, раздавать земли. Доходы взымались со всего, в том числе и с публичных женщин. Торгующие крепкими напитками платили пятипроцентный сбор. Предусматривалось содержание многочисленного штата чиновников-контролеров. Доносчик получал вознаграждение: 1/6 часть суммы или имущества. Доносчик-слуга получал 1/12.

Авторы «Артхашастры» уверены, что деспот через своих чиновников должен вмешиваться во все стороны жизни, во все мелочи. Например, весьма обширны задачи и права надзирателя за гетерами. Подробно регламентировалось семейное право. Например, оговариваются случаи, когда жена могла отравить мужа. Закон устанавливал возраст совершеннолетия женщины — 12 лет, а мужчины — 16.

«Артхашастра» стояла на страже кастовой системы. У шудры отрубали руку, если он ею ударял брахмана. Брахмана нельзя было подвергать пытке. Арии не могли быть рабами. «Артхашастра» содержит как бы «табель о рангах».

Жрец, советник, наследник получали 48 тыс. пана.

Главный военноначальник — 12 тыс.

Военные врачи —2 тыс.

Возница царя — 1 тыс.

Гонец среднего качества — 10 пана.

В «Артхашастре» подробно расписаны требования, предъявляемые к министру. Они довольно высоки. Даны подробные рекомендации по проверке министров. Широко использовалась провокация. Особый раздел посвящен организации и действиям тайной агентуры. Если показания трех шпионов сойдутся, то им нужно верить. В случае повторного обмана, следует уничтожить шпиона.

Сила государства состоит в людях. Безлюдная земля подобна бесплодной корове — что можно из нее выдоить? Истощенные подданные делаются алчными и становятся враждебными к своему правителю. И будучи враждебными, они переходят к врагу или же убивают своего владыку.

Большое внимание трактат уделяет внешней политике. Названы четыре главных средства: 1) мирные переговоры; 2) подкуп; 3) сеяние раздора; 4) открытое нападение. В «Артхашастре» особо выделены достоинства хорошо составленного документа: 1) последовательность изложения фактов; 2) их логическая согласованность; 3) полнота изложения; 4) изящество стиля; 5)благородство слога; 6) ясность языка.

Таким образом, «Артхашастра» предлагала следующую модель политического устройства.

1.Неограниченная власть царя.

2.Строгая иерархия при сохранении кастовой системы.

3.Разветвленный госаппарат.

4.Сочетание публичного и тайного насилия.

5.Использование любых средств ради сохранения и приумножения власти.

ТЕСТЫ

В Ведах говорится о делении общества на четыре Варны:

1) брахманы

2) кшатрии

3)вайшьи

4) _________.

Эталон: 4) шудры.

Законы «Ману» оформлены:

в 5 веке н. э .

в 1 веке н. э.

во 2веке до н. э.

Эталон: 3) во 2 веке до н. э.

Основные положения брахманизма были подвергнуты критике:

Конфуцием

Буддой

Лао-Цзы

Эталон: 2) Буддой.

Для буддизма характерна тенденция к:

ограничению роли и масштабов наказания

увеличению роли и масштабов наказания

безразличие к данной проблеме.

Эталон: 1) ограничение роли и масштабов наказания.

Буддизм был признан государственной религией в Индии во время правления:

Ашоки

Чандрагупты I

Чандрагупты II.

Эталон: 1) Ашоки.

«Артхашастра» признавала основными элементами государства:

государя

министров

Будду

Конфуция.

Эталон: 1) государя, 2) министров.

Согласно «Артхашастре» государь должен:

обладать любознательностью

отвергать негодное

метко стрелять из лука

управлять колесницей.

Эталон: 1) обладать любознательностью, 2) отвергать негодное.

Царь охраняет свое царство прежде всего от:

жен и детей

соседних государств

высших церковных иерархов.

Эталон:1) жен и детей.

Рабочий день царя делился на:

3 части

5 частей

8 частей.

Эталон: 3) на 8 частей.

«Артхашастра» называет четыре главных средства внешней политики:

1) мирные переговоры

2) подкуп

3) сеяние раздора

4) _____________.

Эталон: 4) открытое нападение.

В «Артхашастре» особо выделены достоинства хорошо составленного документа:

1) _____________________________________

2) их логическая согласованность

3) полнота изложения

4) изящество стиля

5) благородство слога

6) ясность языка.

Эталон: 1) последовательность изложения фактов.

Наши рекомендации