Понятие, признаки и функции политической власти
Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.
Типы определения власти:
1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.
2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.
3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.
4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым
5. определение власти как влияния оказываемого на других
6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации
Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.
Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:
1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект
2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей
В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.
Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.
В современном обществе задачи власти след:
1. поддержание общественного порядка и стабильности
2. выявление ограничений и разрешение конфликтов
3. достижение общественного согласия
4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества
5. управление делами общества и т.д.
Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.
Черты гос. власти:
1. Наличие особого аппарата гос. служащих
2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления
3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.
Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.
К основным формам власти относятся:
господство, руководство, управление, реализация, контроль
Макс Вебер выделил 3 типа господства:
1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного
2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений
3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие
Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.
Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.
Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.
Источники власти:
1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения
2. богатство
3. знания
4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти
5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.
13/ Субъекты политической власти.
Субъекты политики – это те, кто участвует в политике.
К первой группе субъектов пол. относятся осн. соц. общности. Это народ, классы, нации, народности, соц. группы, слои, индивиды. Каждый из этих соц. субъектов облад. своим специфич. интересом, кот. и побуждает к участию в политике. Их наз. первичн. субъектами политики. Ко второй группе субъектов политики относ. соц. институты и организации, кот. формир. людьми и их общностями с целью участия в политике. Это гос-во, полит. партии, общественные организации и движения. Все они вторичны, так как созданы для выражения полит. интересов индивидов, классов, слоёв, наций. Конечно, различные соц. субъекты неравнозначны в политике. Главным субъектом в политике, источником власти является народ.
Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся:
1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.
2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.
3. Политич. партии и организации.
4. Правящая элита, бюрократия, лобби.
5. Групповое и индивидуальное лидерство
6. Отдельные личности, толпа.
Осуществление власти в любом обществе представляет собой функцию, к выполнению которой привлекаются различные субъекты. Субъектами политики являются и субъекты политической власти. К субъектам политической власти относят социальные общности, классы, этносы, социальные группы, народ в целом.
Источники: государство, политические партии, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть.
В декларации о государственном суверенитете РБ даётся такая трактовка народа: граждане РБ всех национальностей являются носителями суверенитета и источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно через представительные органы государственной власти.
Правящие элиты, как субъекты политики. Концепция элиты была создана итальянскими социологами: Мосха, Михельсон, Парето. Они создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Общ-во закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, богатству и т.д.
2. Элита представл. собой сплочённую группу, отлич. исключит. качествами и способностями, осознающую своё превосходство над другими.
3. Развитие любого общества направл. и напрямую зависит от политической элиты.
4. Главное предназнач. полит. элиты в принятии важных политических решений.
Сущ. различные подходы к рассмотрению стр-ры современной политической элиты. Так современный индийский политолог Шаран делит современную элиту на три группы:
1. высшая
2. средняя
3. административная
Кроме них выделяются ещё маргинальная элита, т.е. потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостаёт тех или иных критериев для вхождения в неё.
Высшая элита – представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их немного, от 100 до 200 человек, занимающих политические посты.
Средняя элита – формируется на основе трёх пременных: доходов, профессионального статуса и образования. Составляет 5% взрослого населения страны, объединяемая указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.
К административной элите относят высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и др. органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.
Лобизм – это совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, предпринимаемых различными заинтересованными группами (предприятиями, союзами, корпорациями, профсоюзами и другими общественными организациями). В практической политике лобизм используется и для определения отношений между самим органами государственной власти. Лобист – это любое должностное лицо, которое предпринимает действия, называемые лобизмом.