M w о о4 и 1-н п м w r. он о4 и 16 страница
1901 года; издание было возобновлено за границей в апреле 1902 года социал-демократической груп
пой «Жизнь» (В. Д. Бонч-Бруевич, В. А. Поссе, В. М. Величкина, Г. А. и М. А. Куклины и др.). За гра
ницей было выпущено шесть книг журнала, двенадцать номеров «Листка «Жизни»» и был издан ряд
отдельных изданий «Библиотеки «Жизни»». Группа «Жизнь» допускала отклонения от социал-
демократических воззрений и тактики в сторону христианского социализма и анархизма. В декабре
1902 года группа была распущена, издательство ликвидировано. — 100.
64 Мальтузианство — реакционная, человеконенавистническая теория английского буржуазного эконо-
миста — священника Р. Мальтуса (1766—1834), направленная на защиту капитализма, пытающаяся все связанные с ним социальные бедствия объяснить естественными историческими причинами и тем самым отвлечь трудящиеся массы от борьбы против капиталистического строя. Мальтус утверждал, что не капитализм и эксплуатация являются причинами обнищания трудящихся, а превышение роста народонаселения над ростом производства средств существования и что устранение всех социальных бедствий возможно только путем искусственного сокращения роста народонаселения, т. е. воздержания от браков и деторождения.
В России идеи мальтузианства проводили П. Струве, М. Туган-Барановский, С. Булгаков и др., пытавшиеся объяснить обнищание и разорение крестьянских масс России перенаселением.
Мальтузианство, оправдывающее эпидемии, войны, как средство сокращения численности населения, широко используется идеологами империализма для оправдания человеконенавистнической политики захватов чужих земель, национально-колониального угнетения народов и развязывания новых империалистических войн. — 105.
65 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 673. Ленин при ссылках на III том «Капитала» Маркса поль
зовался немецким изданием 1894 года и давал все цитаты в собственном переводе. — ПО.
66 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 758. — 777.
ПРИМЕЧАНИЯ 439
67 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 755—757, 757—758. — 112.
Земли общин (общинные земли) — земли, принадлежащие общине.
Община (земельная) — существовавшая в России форма совместного крестьянского землепользования, характеризовавшаяся принудительным севооборотом, нераздельными лесами и пастбищами. Важнейшими признаками русской земельной общины были круговая порука, систематический передел земли и отсутствие права отказа от земли, запрещение купли и продажи общинной земли.
Община в России известна уже с древнейших времен. В ходе исторического развития община постепенно становилась одним из устоев феодализма в России. После реформы 1861 года община сохранилась в качестве одного из главных пережитков крепостничества и использовалась царским правительством и помещиками в полицейских и фискальных целях, прежде всего для выколачивания из крестьян выкупных платежей, податей и других повинностей. В. И. Ленин указывал, что община, «не оберегая крестьянина от пролетаризации, на деле играет роль средневековой перегородки, разобщающей крестьян, точно прикованных к мелким союзам и к потерявшим всякий «смысл существования» разрядам» (Сочинения, 4 изд., том 15, стр. 61).
Проблема общины вызвала горячие споры и породила обширную экономическую литературу. Особенно много внимания общине уделяли народники, которые видели в ней залог особого пути развития России к социализму. Тенденциозно подбирая и фальсифицируя факты, оперируя так называемыми «средними цифрами», народники пытались доказать, что общинное крестьянство в России обладает особой «устойчивостью» и что община якобы ограждает крестьян от проникновения в их быт капиталистических отношений, «спасает» крестьян от разорения и классового расслоения. Уже в 80-х годах XIX века Г. В. Плеханов показал несостоятельность народнических иллюзий «общинного социализма», а в 90-х годах В. И. Ленин до конца разгромил теории народников. На огромном фактическом и статистическом материале Ленин показал, как развивались капиталистические отношения в русской деревне и как капитал, проникая в патриархальную сельскую общину, разлагал крестьянство внутри нее на антагонистические классы: кулаков и бедняков.
Напуганные массовыми крестьянскими восстаниями 1902 и 1903 годов, а также революцией 1905—1907 годов, царское самодержавие и помещики круто изменили политику в отношении общины и от ее сохранения перешли к политике ее насильственного разрушения, создания в деревне массовой опоры в виде многочисленного слоя (класса) кулачества.
440 ПРИМЕЧАНИЯ
Эта политика связана с именем душителя революции, царского министра Столыпина. По его инициативе 9 ноября 1906 года был издан царский указ, согласно которому каждый домохозяин, владевший надельной землей по общинному праву, мог получить надел в частную собственность и требовать отвода ему земель в одном месте и свободного выхода из общины. Этим указом крестьянские общинные земли были отданы на разграбление кулакам. За девять лет после издания этого закона, положившего начало официальной ликвидации общинного строя в деревне и усилившего расслоение крестьянства, из общин вышло свыше двух миллионов домохозяев. — 114.
69 Клановая собственность — родовая земельная собственность. — 115.
70 Ипотека (ипотечный кредит) — ссуда, выдававшаяся банками под залог недвижимого имущества:
земли, лесов, строений и т. п.; являлась одной из форм проникновения капитала в сельское хозяйство и
процесса отделения земледелия от землевладения. Ипотека способствовала концентрации земельной
собственности в руках банков, подчинению сельского хозяйства финансовому капиталу и развитию в
нем капиталистического способа производства. С ростом ипотечной задолженности крестьянин ли
шался своей земли и имущества. С победой Великой Октябрьской социалистической революции была
навсегда ликвидирована система ипотек, а крестьяне освобождены от ипотечных долгов. — 116.
71 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 663—664. — 117.
72 См. К. Маркс. «Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»)», ч. II, 1957, стр. 305—306. —
121.
73 «Sozialistische Monatshefte» («Социалистический Ежемесячник») — журнал, главный орган немецких
оппортунистов и один из органов международного ревизионизма. Выходил в Берлине с 1897 по 1933
год. Во время первой мировой войны (1914—1918) занимал социал-шовинистскую позицию. — 129.
Выражение «оказаться в положении буриданова осла» употребляется для обозначения крайней нерешительности, колебания в выборе между двумя равноценными предметами, решениями и т. д. Выражение это приписывается французскому философу — схоласту XIV века Иоанну Буридану, который отрицал наличие свободы воли. В доказательство он приводил в пример осла, который, находясь между двумя абсолютно одинаковыми стогами сена или ведрами воды, погиб бы от голода и жажды, так как при наличии у него полной свободы выбора, он не смог бы предпочесть один предмет другому. — 135.
ПРИМЕЧАНИЯ 441
75 «Die Neue Zeit» («Новое Время») — теоретический журнал германской социал-демократии; выходил в
Штутгарте с 1883 по 1923 год (с 1890 года — еженедельный). До 1917 года редактировался К. Каут
ским, затем — Г. Куновым. В 1885— 1895 годах в журнале был опубликован ряд статей К. Маркса и
Ф. Энгельса. Энгельс постоянно помогал своими советами редакции журнала и резко критиковал ее за
отступления от марксизма. В журнале печатались статьи Ф. Меринга, П. Лафарга и других деятелей
международного рабочего движения. Со второй половины 90-х годов, после смерти Ф. Энгельса, жур
нал стал проводником оппортунистических взглядов, систематически печатал статьи ревизионистов. В
годы первой мировой войны (1914—1918) журнал занимал центристскую позицию, фактически под
держивая социал-шовинистов. —136.
76 Закладные листы — особая разновидность ценных бумаг, выпускаемых в капиталистических странах
ипотечными банками под залог земли и недвижимого имущества. Имеют свободное обращение, ис
пользуются в биржевых спекуляциях. — 144.
77 Исключительный закон против социалистов был введен в Германии в 1878 году правительством Бис
марка в целях борьбы с рабочим и социалистическим движением. Этим законом были запрещены все
организации социал-демократической партии, массовые рабочие организации, рабочая печать; конфи
сковывалась социалистическая литература; социал-демократы подвергались преследованиям, высыл
ке. Однако репрессии не сломили социал-демократическую партию, деятельность которой была пере
строена применительно к условиям нелегального существования: за границей издавался центральный
орган партии газета «Социал-Демократ» и регулярно (в 1880, 1883 и 1887 гг.) собирались партийные
съезды; в Германии, в подполье, быстро возрождались социал-демократические организации и груп
пы, во главе которых стоял нелегальный ЦК. Одновременно партия широко использовала легальные
возможности для укрепления связи с массами. Ее влияние непрерывно росло: число голосов, подан
ных за социал-демократов на выборах в рейхстаг, увеличилось с 1878 по 1890 год более чем в три
раза.
Огромную помощь пемецким социал-демократам оказывали К. Маркс и Ф. Энгельс. В 1890 году под напором массового и все усиливавшегося рабочего движения исключительный закон против социалистов был отменен. —146.
78 «Vorwärts» («Вперед») — ежедневная газета, центральный орган Германской социал-демократической
партии; выходила в Берлине с 1891 года по постановлению Галльского съезда
442 ПРИМЕЧАНИЯ
партии как продолжение издававшейся с 1884 года газеты «Berliner Volksblatt» («Берлинская Народная Газета») под названием «Vorwärts. Berliner Volksblatt».
На страницах газеты Ф. Энгельс вел борьбу против всяческих проявлений оппортунизма. Со второй половины 90-х годов, после смерти Энгельса, редакция «Vorwärts» оказалась в руках правого крыла партии и систематически печатала статьи оппортунистов. Тенденциозно освещая борьбу против оппортунизма и ревизионизма в РСДРП, «Vorwärts» поддерживал «экономистов», а затем, после раскола партии, — меньшевиков. В годы реакции «Vorwärts» печатал клеветнические статьи Троцкого, не давая Ленину, большевикам выступать с опровержениями и объективной оценкой положения дел в партии. В годы первой мировой войны «Vorwärts» стоял на позициях социал-шовинизма; после Великой Октябрьской социалистической революции вел антисоветскую пропаганду. Выходил в Берлине до 1933 года. —146.
79 В образе Ворошилова Тургеневым выведен тип псевдоученого, начетчика, неспособного к самостоя
тельному мышлению (см. И. С. Тургенев. Сочинения, том 4, М., 1954, стр. 5—187). — 147.
80 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, 1955, стр. 428. — 150.
81 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XV, 1935, стр. 73. — 151.
См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 278—282. — 151.
83 Прудонизм — антинаучное, враждебное марксизму течение мелкобуржуазного социализма, названное по имени его основателя французского анархиста Прудона. Критикуя крупную капиталистическую собственность с мелкобуржуазных позиций, Прудон мечтал увековечить мелкую частную собственность, предлагал организовать «народный» и «обменный» банки, при помощи которых рабочие якобы смогут обзавестись собственными средствами производства, стать ремесленниками и обеспечить «справедливый» сбыт своих продуктов. Прудон не понимал исторической роли и значения пролетариата, отрицательно относился к классовой борьбе, пролетарской революции и диктатуре пролетариата; с анархистских позиций отрицал необходимость государства. Маркс и Энгельс вели последовательную борьбу с попытками Прудона навязать свои взгляды I Интернационалу. Прудонизм был подвергнут уничтожающей критике в работе Маркса «Нищета философии». Решительная борьба с прудонизмом
ПРИМЕЧАНИЯ 443
со стороны Маркса, Энгельса и их сторонников окончилась полной победой марксизма над прудонизмом в I Интернационале.
Ленин называл прудонизм «тупоумием мещанина и филистера», неспособного проникнуться точкой зрения рабочего класса. Идеи прудонизма широко используются буржуазными «теоретиками» для проповеди классового сотрудничества. — 155.
84 «Der Volksstaat» («Народное Государство») — газета, центральный орган германской социал-
демократии (партии эйзенахцев); выходила под редакцией В. Либкнехта в Лейпциге в 1869—1876 го
дах вначале два раза, а затем с 1873 года три раза в неделю. В газете сотрудничали К. Маркс и Ф. Эн
гельс. —155.
85 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XV, 1935, стр. 60. — 155.
86 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. 1, 1937, стр. 276. — 156.
87 По библийской мифологии Руфь, оказавшись без средств существования, собирала колосья на чужом
поле. Выражение «сбор колосьев Руфью» здесь употребляется для обозначения легкого, беззаботного
труда. —166.
88 Дренаж — способ осушения почвы при помощи специальной системы подземных труб, открытых ка-
нав или колодцев с целью повышения плодородия почвы. — 168.
89 Мергелевание почвы — один из видов улучшения почвы путем внесения в нее мергеля (карбонатной
породы, состоящей из смеси известняка с глиной и песком). — 169.
90 Здесь, по-видимому, имеются в виду кольчатые катки, так как в цитируемом В. И. Лениным произве
дении К. Клавки «О конкурентоспособности сельскохозяйственного мелкого производства» везде
упоминается термин «Ringelwalze» — «кольчатый каток». Этот термин является общепринятым в
терминологии классификации катков. — 170.
91 «Торгово-Промыгиленная Газета» — ежедневное приложение к «Вестнику финансов, промышленно
сти и торговли». Выходила в Петербурге с 1893 по 1918 год. С 1894 года газета стала выходить как
самостоятельное издание.
Цитируемый В. И. Лениным отрывок взят из сообщения «Никольская ярмарка в Каховке», помещенного в отделе «Ярмарки». — 172.
444 ПРИМЕЧАНИЯ
92 «Союз социальной политики» («Verein für Sozialpolitik») — объединение немецких буржуазных экономистов, основанное Г. Шмоллером в 1872 году. Программа союза и его деятельность была направлена на защиту капиталистического строя, к обоснованию необходимости половинчатых реформ, которые, оставляя незыблемыми устои капитализма, смягчали бы остроту классовой борьбы. Союз вел борьбу против германской социал-демократии, пытался подчинить рабочее движение интересам буржуазии; защищал господство капиталистических монополий и агрессивную политику германского империализма. В 1936 году союз самораспустился, а в 1948 году он был восстановлен в Западной Германии под названием «Общество экономической и социальной науки». —177.
См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 820. — 184.
94 См. Н. Щедрин (М. Е. Салтыков). Современная идиллия. Полное собрание сочинений, т. XV, 1940,
стр. 101—102. — 797.
95 Вагнер — персонаж из трагедии Гёте «Фауст». В образе Вагнера выведен тип ограниченного, оторван-
ного от действительности кабинетного работника. — 191.
96 Все цифры в этой колонке даны по подсчетам, сделанным В. И. Лениным в подготовительных мате
риалах к работе «Аграрный вопрос и «критики Маркса»» (см. Ленинский сборник XXXI, 1938,
стр. 107). — 208.
97 Земская статистика — статистика, организованная земскими учреждениями. Статистические отделе
ния, бюро, комиссии при губернских и уездных земских управах проводили статистические исследо
вания (подворные переписи крестьянских и промысловых хозяйств, определение доходности земель,
переоценка земель и имущества, облагаемых земскими сборами, изучение крестьянских бюджетов и
т. д.) и выпускали многочисленные обзоры и статистические сборники по уездам и губерниям, содер
жавшие богатый фактический материал.
В. И. Ленин высоко ценил труды земских статистиков, вместе с тем он критиковал методы обработки и группировки статистических данных земских статистиков. «Здесь — самый больной пункт нашей земской статистики, великолепной по тщательности работы и детальности ее», — писал Ленин (Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 67). Земские статистики, среди которых многие стояли на народнических позициях, зачастую подходили тенденциозно к статистическим данным. За столбцами цифр у них исчезали существенные отличия и признаки отдельных групп крестьянства, образовавшихся в ходе развития капитализма.
Ленин изучал, проверял и разрабатывал данные земской статистики. Он производил свои подсчеты, составлял сводки
ПРИМЕЧАНИЯ 445
и таблицы, давал марксистский анализ и научную группировку полученных данных о крестьянских и промысловых хозяйствах. Используя богатый материал земской статистики, Ленин разоблачал надуманные схемы народников и показывал действительную картину экономического развития России. Материалы земской статистики Ленин широко использовал в своих работах и особенно в книге «Развитие капитализма в России». О земской статистике см. работу В. И. Ленина «К вопросу о задачах земской статистики», написанную в 1914 году (Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 65—71). — 213.
' Из текста VII и IX глав, впервые опубликованных в журнале «Образование», видно, что Ленин предполагал рассмотреть в этой работе данные французской сельскохозяйственной статистики и подвергнуть анализу «критические» воззрения французского экономиста Мориса. Но этот план остался неосуществленным, и в издании 1908 года Ленин изменил соответствующие места текста, свидетельствовавшие о его первоначальном намерении. Так, из фразы: «Пролетаризация крестьянства продолжается, — это мы покажем ниже на массовых данных немецкой и французской статистики...» было опущено два слова — «и французской». Из фразы: «Быстрый рост городов неуклонно увеличивает число таких «молочных фермеров», и всегда будут находиться, конечно, Гехты, Давиды, Герцы и Черновы (а также, — чтобы не обидеть и Францию, — Морисы, о котором ниже)...» были опущены слова, заключенные в скобки. Окончание фразы: «Поэтому, смешивая эти процессы или игнорируя один из них, легко впасть в самые грубые ошибки, образчик которых мы увидим ниже, при разборе выводов г. Булгакова из французских данных» было заменено новым: «образчики которых рассыпаны во множестве в книге Булгакова». — 221.
99
См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, 1955, стр. 96—97. — 226.
100 Ленин имеет в виду письма народнического публициста А. Н. Энгельгардта «Из деревни», получив
шие широкую известность. Одиннадцать писем были опубликованы в журнале «Отечественные За
писки» в 1872—1882 годах; двенадцатое письмо было напечатано в 1887 году. — 226.
101 См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1953, стр. 758. — 232.
102 См. К. Маркс. «Теории прибавочной стоимости», т. II, часть 2, 1936, стр. 5—154. — 232.
103 тг \
Кадеты — члены конституционно-демократической партии, главной партии империалистической буржуазии в России.
446 ПРИМЕЧАНИЯ
Партия кадетов была создана в октябре 1905 года; в состав ее входили представители либерально-монархической буржуазии, земские деятели из помещиков и буржуазные интеллигенты, прикрывавшиеся фальшивыми «демократическими» фразами в целях привлечения на свою сторону крестьянства. Видными деятелями кадетов были: П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. А. Маклаков, А. И. Шингарев, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев и др. Кадеты были сторонниками сохранения монархического строя, своей главной целью они считали борьбу с революционным движением и стремились поделить власть с царем и помещиками-крепостниками. В годы первой мировой войны кадеты активно поддерживали захватническую внешнюю политику царского правительства. В период Февральской буржуазно-демократической революции они старались спасти монархию. В буржуазном Временном правительстве кадеты проводили антинародную, контрреволюционную политику, угодную американо-англо-французским империалистам. После победы Великой Октябрьской социалистической революции кадеты выступали непримиримыми врагами Советской власти, принимали участие во всех вооруженных контрреволюционных выступлениях и походах интервентов. Находясь после разгрома интервентов и белогвардейцев в эмиграции, кадеты не прекращали своей антисоветской контрреволюционной деятельности. — 252.
См. К. Маркс. «Капитал», т. III, 1955, стр. 825. — 258.
105 Весной и летом 1901 года между заграничными социал-демократическими организациями («Союз русских социал-демократов», Заграничный комитет Бунда, революционная организация «Социал-демократ», заграничная организация «Искры» и «Зари») при посредстве и по инициативе группы «Борьба» велись переговоры о соглашении и объединении. В целях подготовки к съезду, на котором должно было произойти объединение, в июне 1901 года, в Женеве, была созвана конференция представителей этих организаций (отсюда произошло ее название — «июньская» или «женевская» конференция). На этой конференции была выработана резолюция (принципиальное соглашение), признающая необходимость сплочения всех социал-демократических сил России на основе революционных принципов «Искры» и объединения заграничных социал-демократических организаций. В резолюции осуждался оппортунизм во всех его проявлениях и оттенках: «экономизм», бернштейнианство, милье-ранизм и т. п. (см. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», 7 изд., ч. I, 1954, стр. 22—24). После конференции «Союз русских социал-демократов» и его орган — журнал «Рабочее Дело» усилили проповедь оппортунизма (об этом свидетельствовали, в первую очередь,
ПРИМЕЧАНИЯ 447
статьи: Б. Кричевского «Принципы, тактика и борьба» и А. Мартынова «Обличительная литература и пролетарская борьба» в № 10 «Рабочего Дела» за сентябрь 1901 г. и оппортунистические поправки III съезда «Союза» к резолюции июньской конференции), сделали невозможным объединение искровцев с рабочедельцами, предопределили неудачу «объединительного» съезда.
«Объединительный» съезд заграничных организаций РСДРП происходил 21—22 сентября (4—5 октября) 1901 года в Цюрихе. На съезде были представлены 6 членов заграничной организации «Искры» и «Зари» (В. И. Ленин, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др.), 8 членов организации «Социал-демократ» (в том числе 3 члена группы «Освобождение труда»: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич), 16 членов «Союза русских социал-демократов» (в том числе 5 членов Заграничного комитета Бунда) и 3 члена группы «Борьба». По первому вопросу порядка дня: «Принципиальное соглашение и инструкция редакциям» — с яркой речью, обличающей оппортунистические действия «Союза», выступил В. И. Ленин, присутствовавший на съезде под псевдонимом «Фрей». Это было первое публичное выступление В. И. Ленина среди русских социал-демократов за границей. После того как на съезде были оглашены оппортунистические поправки и дополнения к июньской резолюции, принятые III съездом «Союза русских социал-демократов», революционная часть съезда (члены организаций «Искры» и «Зари», «Социал-демократа») огласила заявление о невозможности объединения и покинула съезд. По инициативе В. И. Ленина эти организации в октябре 1901 года объединились в «Заграничную лигу русской революционной социал-демократии». — 269.
106 «Союз русских социал-демократов за границей» был основан в 1894 году в Женеве по инициативе группы «Освобождение труда» на условиях признания всеми его членами программы группы. На группу было возложено редактирование изданий «Союза», и в марте 1895 года она передала в пользование «Союза» свою типографию. Летом 1895 года, во время пребывания за границей В. И. Ленина, было принято решение об издании «Союзом» сборников «Работник», причем российские социал-демократы, по предложению которых предпринималось это издание, поставили условием редактирование сборников группой «Освобождение труда». «Союз» издал шесть непериодических сборников «Работник», десять номеров «Листка «Работника»», работу В. И. Ленина «Объяснение закона о штрафах» и др.
I съезд РСДРП в марте 1898 года признал «Союз» заграничным представителем партии. В дальнейшем в «Союзе» взяли перевес оппортунистические элементы — «экономисты», или так называемые «молодые». Они отказались выразить
448 ПРИМЕЧАНИЯ
солидарность с «Манифестом» съезда, поскольку он провозгласил завоевание политической свободы ближайшей целью социал-демократии.
В ноябре 1898 года на первом съезде «Союза» в Цюрихе группа «Освобождение труда» заявила об отказе редактировать издания «Союза», кроме № 5—6 «Работника» и брошюр В. И. Ленина «Задачи русских социал-демократов» и «Новый фабричный закон», выпуск которых группа оставила за собой. С апреля 1899 года «Союз» приступил к изданию журнала «Рабочее Дело», в редакцию которого вошли «экономисты» Б. Н. Кричевский, В. П. Иваншин и другие. «Союз» выступал с сочувственными заявлениями по адресу Э. Бернштейна, мильеранистов и т. п.
Борьба внутри «Союза» продолжалась до его второго съезда (апрель 1900 года, Женева) и на съезде. В результате этой борьбы группа «Освобождение труда» и ее единомышленники ушли со съезда и образовали самостоятельную организацию «Социал-демократ».
На II съезде РСДРП в 1903 году представители «Союза» («рабочедельцы») занимали крайне оппортунистические позиции и покинули его после признания съездом «Заграничной лиги русской революционной социал-демократии» единственной организацией партии за границей. Второй съезд партии объявил о роспуске «Союза» (см. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», 7 изд., ч. I, 1954, стр. 56). — 271.
107 Организация «Социал-демократ» была образована членами группы «Освобождение труда» и ее еди
номышленниками в мае 1900 года после раскола «Союза русских социал-демократов за границей». В
листовке-воззвании организация «Социал-демократ» заявляла о своих целях: «помогать социалисти
ческому движению в русском пролетариате» и бороться со всякими оппортунистическими попытками
исказить марксизм. Организация издала в русском переводе «Манифест Коммунистической партии» и
ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также несколько брошюр Г. В. Плеханова и др. В октяб
ре 1901 года по предложению В. И. Ленина она вместе с заграничной организацией «Искры» и «Зари»
объединилась в «Заграничную лигу русской революционной социал-демократии». — 271.
108 Имеется в виду группа в составе Д. Б. Рязанова, Ю. М. Стеклова (Невзоров), Э. Л. Гуревича (В. Дане-
вич, Е. Смирнов), сложившаяся в Париже летом 1900 года и принявшая в мае 1901 года название
«Борьба». Пытаясь примирить революционное и оппортунистическое направления в русской социал-
демократии, группа «Борьба» выступила с предложением об объединении заграничных социал-
демократических организаций и вела переговоры об этом с организациями
ПРИМЕЧАНИЯ 449
«Искры» и «Зари», «Социал-демократ», «Союзом русских социал-демократов», была участницей женевской конференции (июнь 1901) и «объединительного» съезда (октябрь 1901). Осенью 1901 года группа «Борьба» оформилась как самостоятельная литературная группа и выступила с объявлением об изданиях. В своих изданиях («Материалы для выработки партийной программы», вып. I—III, «Летучий листок» № 1, 1902 и др.) группа «Борьба» извращала революционную теорию марксизма, враждебно выступала против ленинских принципов организации и тактики русской революционной социал-демократии. Ввиду отступлений от социал-демократических воззрений и тактики, дезорганизаторских действий и отсутствия связи с социал-демократическими организациями в России, она не была допущена на II съезд РСДРП. Решением II съезда группа «Борьба» была распущена. — 271.
109 Гора и Жиронда — название двух политических группировок буржуазии периода французской бур
жуазной революции конца XVIII века. Горой — якобинцами называли наиболее решительных пред
ставителей революционного класса своего времени — буржуазии, отстаивавших необходимость унич
тожения абсолютизма и феодализма. Жирондисты, в отличие от якобинцев, колебались между рево
люцией и контрреволюцией и шли по пути сделок с монархией. «Горой» — пролетарскими якобинца
ми — Ленин называл революционных социал-демократов; «социалистической Жирондой» — оппор
тунистическое течение в социал-демократии. После раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков
Ленин часто подчеркивал, что меньшевики представляют собой жирондистское течение в рабочем
движении. — 273.
110 Любекский партейтаг — съезд германской социал-демократии, проходивший в Любеке 9—15 (22—
28) сентября 1901 года. В центре внимания съезда стоял вопрос о борьбе с ревизионизмом, который к
этому времени получил законченное выражение со своей программой и литературным органом
«Sozialistische Monatshefte» («Социалистический Ежемесячник»). В своей речи на съезде лидер реви
зионистов Бернштейн требовал «свободы критики» марксизма. Съезд отверг проект резолюции, пред
ложенный сторонниками Бершптейна, и принял резолюцию, в которой вынес прямое предупреждение
Бернштейну. Вместе с тем съезд, ввиду примиренческой позиции большинства лидеров, не поставил
принципиально вопроса о несовместимости пребывания ревизионистов в рядах с.-д. партии. — 274.