Политическая система общества
1) Понятие и структура политической системы
2) Механизм функционирования политической системы
3) Функции политической системы
4) Типы политических систем
- Понятие и структура политической системы
Любое общество находится в процессе постоянных изменений, которые происходят под воздействием различных факторов (например, усложнение социальных взаимосвязей между людьми, появление новых потребностей и видов деятельности, изменение природы международной среды и т.д.). Эти потребности общества обеспечивает политическая система.
Политическая система (американская политическая школа) – совокупность всех общественных структур в их политическом аспекте. Политическая система включает в себя социально-экономические структуры, исторические традиции, ценности. Однако следует признать, что это широкий подход к пониманию данного феномена, в котором может потеряться автономность политической системы. Узкий подход использовала европейская политическая наука. Политическая система – совокупность взаимосвязанных государственных и общественных политических институтов, отношений, норм, в которых осуществляется политическая жизнедеятельность и реализуется власть.
Понятие системы было введено в 20-е гг. XX в., первоначально использовалось в естественных науках. Д. Истон в середине XX в. стал использовать понятие системы для описания политической жизни общества. До него для описания властных отношений использовали понятия “тип правления”, “политический режим”, которые сводили политическую власть к деятельности государственных институтов. В 60-х гг. высокую активность проявило гражданское общество, что выражалось в различных протестных действиях. В данный период активизировались разнообразные общественные организации (молодежи, национ., феминист.)
Структура системы:
1) институциональная подсистема (является центральным элементом). Система определенных институтов: политические партии, общественные движения или объединения, государство.
2) нормативная подсистема. Политические права, моральные нормы, обычаи, традиции.
3) культурная подсистема. Определяемая система ценностей, религия, менталитет.
4) коммуникативная подсистема. Определяемая форма взаимодействия власти, общества, индивида. Организуются встречи с избирателями, например.
5) функциональная подсистема. Входят средства и способы реализации власти (принуждение, компромисс).
Институциональная подсистема
В государстве выделяют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Законодательная власть: Нижняя палата российского парламента (Государственная дума РФ, председатель Б. Грызлов) и Верхняя палата (Совет Федерации, председатель С. Миронов). Исполнительная власть: правительство. Судебная власть: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суд.
Второй элемент институциональной подсистемы – партийная политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические движения, группы давления (неофициальные, воздействуют на власть). Третий элемент – СМИ (печать, ТВ, радио, Интернет). Четвертый элемент – институт церкви.
В институциональной подсистеме центральное место занимает государство. Оно концентрирует в своих руках большинство ресурсов + обладает монополией неприменения насилия. Решения государства являются обязательными для всех граждан.
- Механизм функционирования политической системы
Для характеристики политической системы недостаточно воспроизвести ее структуру. Необходимо рассмотреть механизм взаимодействия политической системы с внешней средой. Механизм осуществляется по принципу “вход – выход”. Существует два вида входа: требование и поддержка. Требование – обращенное к властным органам общественное мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Требование бывает распределительным (повышение з/п, сокращение рабочего дня), регулировочным (ввести контроль за ценами), коммуникативным (требование предоставить информацию). Требования ослабляют политическую систему. Поддержка – усиление политической системы. “Выход”: власть принимает определенные решения и применяет политические действия. Власть должна реагировать на требования. В качестве реакции могут быть политические решения, законы. В обратном случае могут сместить политическую систему. Политическая система находится во взаимозависимости с внешней средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения. Это возможно лишь в том случае, если посредством институтов происходит саморегуляция данной системы (например, митинги в поддержку чего-л.)
- Функции политической системы:
1) политическая социализация;
2) функция адаптации к окружающей среде (сейчас разработана система антикризисных мер, например);
3) реактивная, функция реагирования (политическая система должна адекватно реагировать);
4) распределительная (распределение основных ресурсов);
5) регулирующая (посредством управления власть регулирует общественные отношения).
- Типы политических систем
Разнообразие типов политических систем объясняется воздействием различных факторов (уровень экономического развития, учитываются геополитические условия, уровень зрелости граждан общества). Основания для типологизации:
– по характеру взаимоотношения с внешней средой:
1) открытая политическая система. В обществе существует политическое многообразие.
2) закрытая политическая система. Доминирует одна политическая сила, не учитывающая интересы широких слоев общества.
– по характеру политического режима:
1) тоталитарная политическая система;
2) авторитарная;
3) либерально-демократическая.
– по классовому критерию:
1) рабовладельческая политическая система;
2) феодальная;
3) капиталистическая;
4) социалистическая.
– по форме управления:
1) монархия;
2) республика.
– по количеству политических партий:
1) однопартийная политическая система;
2) двухпартийная;
3) многопартийная;
4) апартийная.
– по типу политической культуры:
1) англосаксонская политическая система;
2) континентально-европейская (компромисс и согласие не имеют значения);
3) доиндустриальная;
4) постиндустриальная.
В каждом типе выделяются свои традиции, особенности.