Тема 16. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ОРГАНЫ.

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. ЕЕ соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии. В определенных случаях дело может принять к рассмотрению вышестоящий суд, если это отвечает условиям подведомственности и подсудности. Но и тогда решение будет принимать не судебное учреждение в целом, а созданная им судебная коллегия.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии , которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей, из одного или нескольких судей и 6 - 9 - 12 - 24 присяжных заседателей. Обычно в странах тоталитарного социализма в процессе участвуют один судья и два народных заседателя, которые имеют в процессе одинаковые права с судьей, принимая решение на равных с ним основаниях большинством голосов. Присяжные участвуют только в уголовном процессе и решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого (решают вопросы не права, а факта). Меру же наказания определяет судья.

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами - юридическими и физическими лицами, - в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии). Правосознание, внутреннее убеждение, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела, имеет огромное значение при осуществлении судебной власти. Ее реализация - приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску - представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права , в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию и т.д. Это предполагает необходимость воспитывать в обществе уважение к праву, к суду. Законы многих стран предусматривают особый состав преступления - неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

Особенности судебной власти как независимой ветви предполагают судейское самоуправление - наличие рассматриваемых ниже высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут решать вопросы об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и переводе на другое место работы.

В отличие от законодательной и исполнительной власти, которая теснейшим образом связана с политикой, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или каким-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятия конкретного решения. На деле, однако, это не всегда бывает так, особенно в деятельности высших судебных органов, в том числе конституционных судов.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, т.к. только она может осуществлять такие меры , которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается на непосредственную поддержку избирателей. Судебная власть не имеет силовых механизмов, ее сила коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц, сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует прежде всего в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судебный процесс стоит дорого: по подсчетам, час судебного процесса в первой инстанции с США стоит около 300 долл. Наиболее известные адвокаты США берут до 500 и более долларов за час консультаций. В Великобритании час работы адвоката в разных конторах стоит 30 - 6- ф. ст. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. Как правило, в некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь, некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.

Другая проблема - длительность судебного процесса. Иногда решение дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти. Наконец, во многих странах стоит проблема исполнения судебных решений: решения судов иногда игнорируются исполнительной властью, а сами суды недостаточно авторитетны, их материальное оснащение бедно. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов роль суда снижается также в связи с тем, что создаются внесудебные органы для расправы с политическими противниками, "контрреволюционерами".

Судебные органы и судебные системы. Судебные учреждения могут включать различных государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т. д. Многие из служащих судов в том или ином качестве могут участвовать в судебном процессе (например, прокуроры, поддерживающие обвинение, секретари, ведущие протокол заседаний), но главная роль в судебном заседании принадлежит судье.

К судье предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами, иметь определенный жизненный опыт.

Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. В штате районных, межмуниципальных судов может быть до 10 и более судей.

Суды формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. В большинстве стран судьи назначаются, но в высших судах обычно это происходит при участии различных ветвей власти. В США Верховный суд назначается президентом с согласия сената, в Японии - императором по представлению кабинета министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи). Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста, либо на определенный срок. Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение, но делается это в особом порядке - органами судейского самоуправления или при их участии.

Важнейшим положением статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя, но может уйти в отставку по собственному желанию. Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, они не могут заниматься другой оплачиваемой работой. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.

Виды судебных органов. Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые задачи правосудия.

1) Органы досудебного разбирательства обычно назначаются муниципалитетами - органами местного самоуправления - из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др. В странах тоталитарного социализма существуют так называемые товарищеские суды, которые рассматривают мелкие споры, правонарушения. При несогласии сторон решения этих судов приобретают силу только после утверждения судом первой инстанции.

2) Суды общей юрисдикции ("общие суды") рассматривающие уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т. д. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны, существуют 4 модели: англо-американская (англосаксонская), романо-германская (европейская континентальная), социалистическая и мусульманская.

В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом, широко используется судебный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены.

В романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой общие суды. Например, в Германии 5 высших судов федерации. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства.

Для социалистической модели характерны: выборность всех судей и народных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей; совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд действует на его же территории, в границах этой же территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии.

Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, присяжных не существует; процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться к имаму - высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх.

3) Специальные суды: военные, суды по делам несовершеннолетних, трудовые, по земельным и водным спорам и др. Судьи в этих судах иногда помимо юридического имеют и другое образование (например, педагогическое в судах по делам несовершеннолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являются профсоюзные деятели. Дела в таких судах рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей, процесс ускорен, нередко они являются отделениями при общих судах.

4) Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды обычно составляют целостную систему.

5) Суды обычного права - племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

Особое место занимают конституционные суды , а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц.

Системы судебных органов могут быть неодинаковы в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (США). Если существует двойная система, то федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы штата.

Осуществление судебной власти. Как уже говорилось, судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.

К числу общих конституционных принципов относятся:

1. Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

2. Независимость судей и подчинение их только закону, ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело.

3. Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности.

4. Коллективное отправление правосудия.

5. Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

6. Гласность, т. е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.

7. Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации.

8. Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т. е. государственное принуждение проявляется особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти. Это: прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебные исполнители.

Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде, осуществляет надзор за местами заключения.

Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах или составлять отдельную систему.

Адвокатура - независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах.

Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (опись имущества и т. д.).

Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.

ТЕМА 17. ОТРАСЛИ ПРАВА.

Гражданское право - это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также личные неимущественные отношения. Имущественные отношения складываются по поводу материальных благ и ценностей: отношения собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и др. По ВИДАМ имущественные отношения делятся на отношения между гражданами; между организациями и гражданами; между организациями. К личным неимущественным отношениям относятся, например, право авторства, сохранение чести, достоинства и деловой репутации граждан.

Участниками (субъектами) гражданско-правовых отношений закон признает государство, юридических лиц (предприятия, организации); физических лиц (граждане).

Физические лица - это все лица, находящиеся на территории данного государства. К ним относятся граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Т. о., понятия "физическое лицо" и "гражданин" в гражданских отношениях совпадают. Единственное отличие состоит в том, что физическими лицами могут быть и иностранцами. Физическое лицо - это отдельный человек, тогда как юридическое лицо является коллективным образованием, это предприятия, объединения, учреждения, общественные организации. Признаками юридического лица являются: 1) имущественная самостоятельность; 2) организационное единство (наличие устава или учредительного договора, регистрация в установленном законом порядке); 3) выступление в экономическом обороте от собственного имени (наличие официального наименования); 4) самостоятельная ответственность по своим обязательствам (государство не отвечает по долгам юридических лиц).

Виды юридических лиц: коммерческие, деятельность которых направлена на получение прибыли и Некоммерческие, которые не имеют главной целью извлечение прибыли, организации.

Основными источниками гражданского права в РФ являются Конституция и текущее законодательство, из которого наиболее важны части первая и вторая Гражданского кодекса РФ, закон "О защите прав потребителей" и др.

В Гражданском кодексе содержатся нормы обязательственного права - это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих обязательства. Обязательством же называется гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитор) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.

Когда речь идет о гражданско-правовых (имущественных) отношениях в рамках обязательственного права, часто употребляются понятия "сделка" и "договор". Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Не менее важно и понятие собственности, которое имеет экономическое и юридическое содержание. Собственность является общественной формой присвоения произведенных материальных благ, а так же это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей.

Право собственности - это институт гражданского права, представляющий собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в связи с принадлежностью государству, юридическим и физическим лицам материальных благ. Это право собственности в объективном смысле. Субъективное право собственности - это право собственности конкретных субъектов: государства, юридических и физических лиц.

В РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, к которым можно отнести собственность общественных организаций, иностранцев, совместных предприятий и др. Собственник в соответствии с Конституцией, Гражданским и Уголовным кодексами РФ имеет законные возможности защиты прав собственности. Одна из таких возможностей - виндикационный иск, он дает собственнику возможность истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Применяется также негаторный иск, направленный на защиту права собственника в случае, если существуют помехи, препятствующие ему пользоваться его имуществом.

Когда происходит смена одной экономической модели другой, особое значение приобретают такие способы прекращения и приобретения права собственности, как национализация и приватизация. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - это переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленности, транспорта. ПРИВАТИЗАЦИЯ - это приобретение государственного или муниципального имущества в частную собственность гражданами, акционерными обществами.

Уголовное право - совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное законодательство определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания тем, кто совершил самое серьезное правонарушение - преступление. Это отрасль права призвана обеспечивать законность и правопорядок, пресекать, ограничивать преступные проявления отдельных членов общества. Оно имеет и профилактическую функцию.

В российском уголовном праве находят свое воплощение принципы, общие для всего российского права:

1) Принцип законности - преступно ли то или иное деяние, а также следует ли за него наказывать, нужно определять только в соответствии с действующим Уголовным кодексом , а не действовать по аналогии с другими случаями, имевшими место ранее. Уголовное наказание может быть при этом применено только судом.

2) Принцип равенства граждан перед законом, запрещается дискриминация по признаку национальности, пола и т. д.

3) Принцип справедливости. Наказание и иные меры уголовно-правового характера должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

4) Принцип гуманизма. Уголовные наказания не могут иметь целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства лица, совершившего преступление.

5) Принцип вины. Уголовная ответственность лица должна наступать только за преступления, в отношении которых установлена его вина.

Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ, а предметом изучения уголовного права является преступление и наказание.

Преступление - виновное общественно опасное, противозаконное, или противоправное деяние, подпадающее под запрет уголовного закона. Преступления предусмотрены Особенной частью Уголовного кодекса. Признаками преступления являются:

Общественная опасность (причинение вреда всему обществу или отдельным гражданам);

противоправность (запрещенность уголовным законом);

виновность (формы вины - умысел и неосторожность);

наказуемость.

СОСТАВОМ преступления в уголовном праве называется совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние как конкретный вид преступления. Состав преступления - необходимое основание уголовной ответственности, он образует четыре группы признаков: объект преступления, его объективная сторона, субъект преступления и его субъективная сторона.

Объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Он определяется местом данной статьи в системе Особенной части УК (например, преступление против мира и безопасности человечества, преступление против собственности и т. д.) Объективная сторона преступления - это характеристика самого деяния (действия или бездействия), последствия этого деяния , т. е. причиненный деянием ущерб.

Субъект преступления - тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом. Общие признаки субъекта преступления - возраст, с которого начинается уголовная ответственность; вменяемость. Специальные признаки субъекта преступления - зависимость потерпевшего от преступника и др. Субъективная сторона преступления - психическое отношение лица к совершенному преступлению. Юридическими признаками, характеризующими субъективную сторону преступления, выступают вина, мотив и цель.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступлений УК РФ делит их на четыре категории: 1) преступления небольшой тяжести, за которые предусмотрено наказание не более 2 лет лишения свободы; 2) преступления средней тяжести - не более 5 лет лишения свободы;3) тяжкие преступления - не более 10 лет лишения свободы; 4) особо тяжкие преступления - свыше 10 лет лишения свободы или более тяжкое наказание.

УК РФ дает определение также следующим понятиям:

Неоднократность преступлений - это совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК.

Совокупностью преступлений является совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными или частями статей УК.

Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления человеком, который уже был судим за ранее совершенное умышленное преступление.

Уголовный кодекс устанавливает определенную классификацию преступлений по их объектам.

Преступления против личности. К этой группе относятся убийство, причинение вреда здоровью, побои, истязание, похищение человека, клевета, изнасилование, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, торговля несовершеннолетними и др. Специально отметим такую главу данного раздела, как преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это, в частности, нарушение равноправия граждан, отказ в предоставлении гражданину информации, нарушение правил охраны труда и др.

Преступления в сфере экономики. Они подразделяются на: преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, вымогательство и др.), преступления в сфере экономической деятельности (лжепредпринимательство, ограничение конкуренции, контрабанда, преднамеренное и фиктивное банкротство и др.), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и др.)

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: терроризм, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, незаконное изготовление оружия, незаконное изготовление наркотических средств с целью сбыта, вовлечение в занятие проституцией и др. Сюда же относятся экологические преступления.

Преступления против государственной власти. Это преступления против конституционного строя и безопасности государства (гос. измена, шпионаж, вооруженный мятеж, диверсия, разглашение гос. тайны и др.), преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, служебный подлог и др.), преступления против правосудия (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, заведомо ложный донос и др.), преступления против порядка управления (оскорбление представителя власти, незаконное пересечение гос. границы РФ, самоуправство и др.)

Преступления против военной службы: неисполнение приказа, сопротивление начальнику, оскорбление военнослужащего, дезертирство и др.

Преступления против мира и безопасности человечества. Это публичные призывы к развязыванию агрессивной войны и др.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это один из видов юридической ответственности. Она является правовым последствием совершения преступления и заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания. Этапы привлечения к уголовной ответственности: возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие.

Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

В соответствии со ст. 44 УК РФ видами наказания являются: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничения по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Законодательство о налогах. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Система налогового законодательства в РФ представлена законами и подзаконными нормативными актами. В Конституции РФ говорится, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Зн., данная обязанность является конституционной.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщиков. Налогоплательщик обязан:

- своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

- вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, если он ее осуществляет;

- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

- выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика.

Налогоплательщик имеет право:

пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами;

предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами идр.,

в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений. Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Государственного таможенного комитета РФ, налоговая полиция. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объекты налоговых правоотношений - движимое (ценные бумаги, деньги) и недвижимое имущество. Объектами налоговых правоотношений являются также действия с имуществом.

Обеспечивают собирание с граждан и юридических лиц налогов налоговые органы: 1) налоговые инспекции; 2) органы налоговой полиции, их осн. обязанность - обеспечение экономической безопасности РФ. Органы налоговой полиции выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания - налоговые преступления; 3) органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Минфина. Они призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации гос. органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и др. вопросы.

Субъектами административных правоотношений являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Адм. право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями и т.п.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным, чем они отличаются от гражданско-правовых отношений.

Источниками административного права являются Конституция РФ, законы "Об организации федеральной службы безопасности", а также приказы министерств, комитетов, распоряжения местных органов власти.

Административное правонарушение (проступок) - это посягательство на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное действие либо бездействие, за которой законодательством установлена административная ответственность.

Признаками административного правонарушения являются: деяние (действие или бездействие), противоправное, виновное, предусмотренное административным законодательством, общественно опасное.

Видами административных правонарушений признаются следующие деяния:

нарушающие нормы охраны труда и наносящие вред здоровью населения;

посягающие на собственность;

наносящие ущерб природе, памятникам истории и культуры;

совершенные на транспорте (неоплаченный проезд);

совершенные в области торговли и финансов (нарушение правил продажи отдельных товаров, грубость продавца);

посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство);

посягающие на установленный порядок управления ( неповиновение работнику милиции).

Основным правовым актом, регулирующим наступление административной ответственности, является Кодекс об административных правонарушениях.

Трудовое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественнол-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют определенные права и обязанности, которые приобретают стороны в процессе трудовой деятельности.

Каждый работник имеет право на условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены; НА РАВНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА РАВНЫЙ ТРУД И НЕ НИЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОМ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА; на отдых и т.д.

Трудовые правоотношения возникают на основе различных юридических фактов, которые предусмотрены нормами трудового права. Участниками трудовых правоотношений являются работники и предприятия, учреждения и организации. При этом формы собственности могут быть различными. Чтобы гражданин (физ. лицо) мог вступить в трудовое правоотношение, он должен обладать правоспособностью и дееспосо

Наши рекомендации