Экспериментальная учебная программа

УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования Республики Беларусь

12.06.2012

Регистрационный № ТД-СГ.03/эксп.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Экспериментальная учебная программа

интегрированного модуля для учреждений высшего образования

На 2012 – 2013 учебный год

СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию   _______________ В.Л. Клюня   СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь ________________ C.И. Романюк  
  СОГЛАСОВАНО Проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» _____________ И.В. Титович  
  Эксперт-нормоконтролер ____________________________ __________________  

Минск 2012

СОСТАВИТЕЛИ:

В.А. Мельник – профессор кафедры философских наук и идеологической работы Академии Управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор;

С.В. Решетников – заведующий кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, доктор политических наук, профессор;

Э.Г. Иоффе – профессор кафедры политологии и права учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», доктор исторических наук, профессор;

Н.А. Антанович – доцент кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат политических наук, доцент;

Н.П. Денисюк – доцент кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.Е. Криштапович, заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, доктор философских наук, профессор;

Я.С. Яскевич – директор Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;

В.Н. Ватыль – заведующий кафедрой политологии учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор политических наук, профессор;

В.Е. Козляков – профессор кафедры истории Беларуси и политологии учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», доктор исторических наук, профессор.

Ответственные за редакцию: С.В. Решетников, В.А. Мельник

Ответственный за выпуск: С.В. Решетников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля «Политология» построена с учетом принципов последовательностиисистематичности,оптимального соотношения уровня трудности и доступности материала. Структура модуля включает четыре взаимосвязанных уровня рассмотрения вопросов политологии и идеологии.

Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология политики и идеологии.

Второй уровень – динамика политических и идеологических процессов – представляет собой “процессуальный уровень” рассмотрения вопросов теории политики и идеологии. Он охватывает культуру и ментальность народа, которые формируют общественное мнение, общественно-политический и идеологический курс государства.

Третий уровень взаимосвязи политологии и идеологии белорусского государства – «Государственные институты и идеологические процессы» - посвящен непосредственно центрам принятия политических и идеологических решений. Ключевые институты государственной власти – Президент, Парламент, Правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.

Четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного и идеологического курса. Механизмы взаимодействия политики и идеологии основаны на сущностных характеристиках каждого из феноменов. Политика и идеология регулируют поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля «Политология» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. В рамках совместной учебной деятельности преподавателя и студента программа выступает в качестве своеобразного «навигатора» в получении и усвоении знаний, новой информации и приобретении практико-ориентированных умений.

Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля «Политология» разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

· Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утверждена Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 № 194);

· Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 21.12.2010 г.);

· Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23 01 06 «Политология (по направлениям)» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2008 г. №50);

· Политология: типовая учебная программа для высших учебных заведений / сост.: Н.П. Денисюк, В.А. Мельник, С.В. Решетников; под ред. С.В. Решетникова. – Минск: РИВШ, 2008.- 32 с.;

· Основы идеологии белорусского государства: учебная программа для высших учебных заведений / сост.С.Н. Князев, Е.В. Матусевич, В.А. Мельник. – Минск: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 34 с.;

· Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006 (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2006 г. № 89).

Общие требования к формированию

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет курса и задачи изучения интегрированного модуля «Политология» в части «Основы идеологии белорусского государства». Особенности современного этапа общественного развития как причина, обусловливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения идеологии белорусского государства. Необходимость постоянной работы по формированию, систематизации и совершенствованию социально-политических идей, теорий и концепций, лежащих в основе организации и деятельности белорусского общества и государства.

Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Источники идеологии белорусского государства.

Идеология и ее общественное предназначение.Введение в научный оборот и политический лексикон понятия «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс, К. Манхейм об идеологии. Современное понимание идеологии. Носители, формы проявления, уровни функционирования и процесс формирования идеологий. Функции идеологии. Идеология и мировоззрение. Теории деидеологизации и реидеологизации.

Основания классификации идеологий. Идеологии социальных групп, классов, общностей и их объединений. Идеологии тотальные (глобальные), локальные и частичные (частные). Идеологии прогрессивные, консервативные и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные. Понятие идейно-политического течения и идейно-политического спектра. Традиционные (классические) и современные идеологии.

Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства.Либерализм как идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения и принципы классического либерализма. Кризис классического либерализма в XХ веке. Современный, или социальный, либерализм.

Консерватизм – идейная основа политики сохранения сложившихся форм общественной жизни. Фундаментальные ценности и положения консерватизма. Отношение консерватизма к революционным и эволюционным социальным изменениям. Социальные носители консервативной идеологии в различные исторические эпохи. Эволюция консерватизма во второй половине ХХ века. Сущность неоконсерватизма.

Социализм и его разновидности. Социальные предпосылки возникновения социалистических идей. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Марксистское понимание социализма. Интерпретация марксистского понимания социализма в идейных доктринах коммунистического и социал-демократического движений.

Национализм и подходы к его пониманию. Базовый принцип национализма (по Э.Геллнеру) и практические следствия из него. Национализм как стремление осознавшей себя нацией культурно отличительной общности людей к созданию или сохранению собственного государства и национализм как идейная установка превосходства и политика утверждения господства одной нацией над другими. Национализм политический, языковый, культурный и экономический; национализм либеральный, консервативный и экспансионистский. Фашизм как крайняя форма экспансионистского национализма.

Базовые социально-политические идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Государственная идеология как социально-политический феномен.Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология как целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в существующей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения посредством осуществления государственной власти. «Государственная идеология» как видовое понятие. Соотношение понятий «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства» и их взаимозаменяемость в соответствующих контекстах. Определение понятия «идеология белорусского государства».

Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее интересов, чаяний и устремлений. Национальная идея – выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой общностью – нацией – и своего стремления к самоорганизации или самосохранению в качестве нации-государства.

Роль идеологии государства как основы духовного единства народа, внутренней целостности и консолидации общества, программы социальной жизнедеятельности нации, средства политической мобилизации граждан. Познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции государственной идеологии.

Культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие идеологии государства. Уровни и механизм функционирования идеологии государства. Понятие идеологической работы, ее организационное и кадровое обеспечение в Республике Беларусь.

Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодательству государства.

И современном мире

Политический институт как организационная структура системы политических отношений. Институционализация политических отношений.

Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства: политологический, юридический, социологический, философско-этический. Динамика форм правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный аспект. Гражданские и правовые основы современного государства.

Институт главы государства: сравнительный анализ.

Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире.

Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне.

Институты государственной власти в Республике Беларусь.

И современном мире

Понятие политического процесса. Государственная политика и управление. Цели и задачи внутренней политики Республики Беларусь. Сущность, структура и стадии политического процесса. Режимы существования политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Концепция политического цикла. Принятие политических решений в структуре политического процесса. Риск принятия политических решений. Утопии в политическом процессе.

Институты представительства интересов и обеспечения связей между центрами принятия политических решений и гражданским обществом. Представительство как неформальное отношение и институционализированные формы представительства. Каналы выявления и выражения интересов в различных типах политических систем. Политические партии. Типология и сравнительный анализ партийных систем. Политические партии в Республике Беларусь.

Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение. Абсентеизм и его причины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования Республики Беларусь

12.06.2012

Регистрационный № ТД-СГ.03/эксп.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Экспериментальная учебная программа

интегрированного модуля для учреждений высшего образования

На 2012 – 2013 учебный год

СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения по гуманитарному образованию   _______________ В.Л. Клюня   СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь ________________ C.И. Романюк  
  СОГЛАСОВАНО Проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» _____________ И.В. Титович  
  Эксперт-нормоконтролер ____________________________ __________________  

Минск 2012

СОСТАВИТЕЛИ:

В.А. Мельник – профессор кафедры философских наук и идеологической работы Академии Управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук, профессор;

С.В. Решетников – заведующий кафедрой политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, доктор политических наук, профессор;

Э.Г. Иоффе – профессор кафедры политологии и права учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», доктор исторических наук, профессор;

Н.А. Антанович – доцент кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат политических наук, доцент;

Н.П. Денисюк – доцент кафедры политологии юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидат философских наук, доцент.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.Е. Криштапович, заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, доктор философских наук, профессор;

Я.С. Яскевич – директор Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, профессор;

В.Н. Ватыль – заведующий кафедрой политологии учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», доктор политических наук, профессор;

В.Е. Козляков – профессор кафедры истории Беларуси и политологии учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», доктор исторических наук, профессор.

Ответственные за редакцию: С.В. Решетников, В.А. Мельник

Ответственный за выпуск: С.В. Решетников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля «Политология» построена с учетом принципов последовательностиисистематичности,оптимального соотношения уровня трудности и доступности материала. Структура модуля включает четыре взаимосвязанных уровня рассмотрения вопросов политологии и идеологии.

Первый, теоретико-методологический уровень – теория, история, методология политики и идеологии.

Второй уровень – динамика политических и идеологических процессов – представляет собой “процессуальный уровень” рассмотрения вопросов теории политики и идеологии. Он охватывает культуру и ментальность народа, которые формируют общественное мнение, общественно-политический и идеологический курс государства.

Третий уровень взаимосвязи политологии и идеологии белорусского государства – «Государственные институты и идеологические процессы» - посвящен непосредственно центрам принятия политических и идеологических решений. Ключевые институты государственной власти – Президент, Парламент, Правительство, органы местного управления – призваны действовать в интересах народа, процветания страны, защищать суверенитет, национальную целостность.

Четвертый уровень, инструментальный, включает механизмы реализации государственного и идеологического курса. Механизмы взаимодействия политики и идеологии основаны на сущностных характеристиках каждого из феноменов. Политика и идеология регулируют поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля «Политология» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. В рамках совместной учебной деятельности преподавателя и студента программа выступает в качестве своеобразного «навигатора» в получении и усвоении знаний, новой информации и приобретении практико-ориентированных умений.

Экспериментальная учебная программа интегрированного модуля «Политология» разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

· Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утверждена Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 № 194);

· Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 21.12.2010 г.);

· Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-23 01 06 «Политология (по направлениям)» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2008 г. №50);

· Политология: типовая учебная программа для высших учебных заведений / сост.: Н.П. Денисюк, В.А. Мельник, С.В. Решетников; под ред. С.В. Решетникова. – Минск: РИВШ, 2008.- 32 с.;

· Основы идеологии белорусского государства: учебная программа для высших учебных заведений / сост.С.Н. Князев, Е.В. Матусевич, В.А. Мельник. – Минск: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 34 с.;

· Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006 (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2006 г. № 89).

Общие требования к формированию

Наши рекомендации