Предмет: процесс политической жизни.

Отличие политологии от др.наук, с которыми она тесно связана, в том, что политология рассматривает проблемы с точки зрения управления, используя при этом данные науки о государстве и праве.

Функции:

1) Методологическая. Исследуя политику, формируются принципы политической деятельности, руководство которыми в жизни поможет действовать в соответствии с объективными потребностями и возможностями общества, группы, коллектива.

2) Познавательная. Задача политологии, с одной стороны, дать объективную картину политического процесса, а с другой – изучать мнение различных социальных общностей о происходящем и намечаемом в политической жизни.

3) Прогностическая. Анализ тенденций развития полит. жизни позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества, полит.партий и т.д..

Методы:

1. Нормативно-ценностный. Выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей.

2. Функциональный. Изучение зависимости между политическими явлениями, обнаруживающимися в опыте.

3. Структурно-функциональный. Рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, но изучая каждый её элемент.

4. Институциональный. Акцент на функциях и деятельности политических институтов.

5. Антропологический. Истоки политики видит в коллективной сущности человека и его потребностях.

6. Психологический. Также исходит из реальной природы человека, ориентирован на изучение объективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

7. Исторический. Изучает политические явления во времени и пространстве.

8. Социологический. Изучает зависимость политики от общества.

9. Бихевиористский. Акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

10. Системный. Делает акцент на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма.

11. Деятельностный. Изучает политику как специфический вид общественной деятельности, как её регулирование, учет и контроль за реализацией целей, анализ результатов и постановку новых целей и задач.

12. Критически-диалектический. Ориентирован на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее развития.

13. Сравнительный. Сопоставляет однотипные политические явления, например политические системы, партии и др.

14. Субстанциональный. Выявление или исследование первоосновы. Такой первоосновой обычно считают власть.

3. Три парадигмы истории политической мысли: Античность, Средневековье, Новое время

В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в середине XX в. американским историком науки Т. Куном.

Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за исключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять парадигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу.

Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политической мысли можно выделить следующие парадигмы:

1 - цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики. Платон, Аристотель, Цицерон. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, не признающей тождества с общей волей. Политические единства: цивилизованные и варварские, а внутри единств люди: свободные и рабы.

2 - теологическая парадигма. Златоуст, Августин Блаженный, Фома Аквинский. Сущность европейской средневековой политики – противоречие религиозного характера, борьба за иерархическое религиозно-политическое единство христианского мира, противостояние церкви и государства, христианского и нехристианских миров. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди: ортодоксы и еретики.

3 - национально-экономическая парадигма. Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель. Сущность политики Нового времени – противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальные конфликты, конфликты государства и общества. Политические единства: нации и глобальные экономические системы. Внутри политических единств люди: патриоты и космополиты.

Сущность политики ближайшего будущего – преодоление глобального противоречия между обществом и природой. Природа становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

Есть и другие классификации парадигм по различным основаниям. Историко-хронологический критерий позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени. На основании критерия «природа политики» парадигмы: теологическую, натуралистическую, социальную, рационально-критическую.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции, и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель. На Востоке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре.

Наши рекомендации