Каналы влияния групп интересов
Общественное мнение | ||||
Группа интере-сов | Полити-ческие решения | |||
Государственные институты | ||||
Партии |
Функции групп интересов в развитом индустриальном обществе
• Артикуляция интересов – формулирование интересов.
• Согласование (агрегация) интересов – сведение множества интересов к общим для данной группы.
• Мобилизация индивидов в процесс защиты и продвижения интересов.
• Социализация – посредством участия в деятельности групп интересов происходит усвоение опыта и приобретение навыков совместной деятельности и взаимодействия со структурами власти.
• Формирование и выдвижение политической элиты из среды активистов наиболее влиятельных групп интересов.
• Представительство и продвижение интересов в структурах власти.
«Группой давления может считаться любая группа, артикулирующая требования, которые политическим властям в политической системе или подсистеме следовало бы сделать частью официальной программы».
[Richardson, Jeremy J. Introduction: Pressure groups and government // Pressure Groups / Ed. by J.J.Richardson. Oxford: Oxford University Press, 1993. P.1.]
Примерная структура группы давления
Вариант 1 | Вариант 2 |
Лидер (один человек или более, команда, организация) | Все в одном лице |
Аналитики Состав группы (официальный открытый, неофициальный теневой) | Лидер (официальное должностное лицо или неофициальное лицо) |
Лоббисты (группа давления, взаимодействующая с должностными лицами) | Аналитик Лоббист |
Лоббизм. Виды, стадии лоббизма.
Лоббизм(то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
[Профессиональный словарь лоббистской деятельности / составитель к.п.н П.А. Толстых. // URL: http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=1]
Виды лоббизма
• Прямой лоббизм.
• Косвенный лоббизм.
• Внутренний лоббизм.
Стадии лоббизма
• Формирование конкретного интереса.
• Определение лоббистской цели.
• Организационное оформление субъекта, осуществляющего лоббистскую деятельность.
• Определение органа, структуры, лица давления – субъекта (групп субъектов), осуществляющего лоббистскую деятельность.
• Организация лоббистского давления.
• Определение форм, методов и способов осуществления лоббистской деятельности.
• Выявление адресата давления – объекта лоббистской деятельности.
• Результат лоббистской деятельности – решение, действие (бездействие), отклонение или блокирование чей-либо инициативы.
• Последствия принятия / непринятия и исполнения решения.