Культура далмации и хорватии 3 страница
В застольях эпохи Возрождения оживали греческая и римская традиции. Сотрапезники наслаждались в приятном обществе отменной едой, вкусно приготовленной и красиво поданной, музыкой, театральными зрелищами, беседой. Важную роль играл антураж праздничных встреч. Большинство из них проходило в домашней обстановке, в залах. Но в теплое время года, в летнюю жару гостей могли принимать и вне дома: во внутреннем дворике, в саду, в лоджии дома-палаццо. Выход с гостями за пределы дома приобрел в эпоху Ренессанса особое звучание: в нем можно усмотреть стремление воссоздать античную, аркадийную обстановку, приблизиться к сельскому пейзажу. Гости располагались на богато украшенных скамьях, в тени деревьев, около фонтана. Их взору представали прекрасные скульптуры и расхаживавшие по дорожкам павлины, цесарки и другие экзотические птицы, слух услаждали певчие птицы и музыка. На столах были расставлены вазы с плодами и сосуды с вином. Ученые беседы перемежались с танцами под аккомпанемент лютни, декламацией стихов, чтением новелл, музыкой, выступлениями артистов. Такие встречи предстают из описания Антонио Альберта и Боккаччо еще в XIV в.
Банкеты в помещениях выглядели несколько иначе. Интерьер по этому случаю специально оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями и гобеленами, богатым шитьем, цветами и лавровыми гирляндами, увитыми лентами. Гирляндами украшали стены и обрамляли семейные гербы. У главной стены помещался поставец с «парадной» посудой из драгоценных металлов, камня, стекла, хрусталя и фаянса.
В зале ставили три стола в форме буквы «П», оставляя в середине пространство как для разносчиков блюд, так и для увеселений. Столы покрывались красивыми, богато вышитыми скатертями в несколько слоев. В подготовке стола к празднику порой принимали участие скульпторы и архитекторы, разрабатывавшие идею главного украшения стола — уже упоминавшегося декоративного блюда, принимавшего форму замка, корабля и т.д., иногда вмещавшего внутри себя по нескольку человек музыкантов или танцоров. Подобные настольные «конструкции» были распространены не только в Италии, но и в других европейских странах. Особенно впечатляли в этом отношении богатство и фантазия двора бургундских герцогов во второй половине XV в. Даже европейскую периферию, в частности, Трансильванию, не обошла эта мода, хотя здесь она утвердилась значительно позже.
Гости рассаживались с внешней стороны стола — иногда попарно дамы с кавалерами, иногда отдельно. За главным столом располагались хозяин дома и высокие гости. В ожидании трапезы присутствовавшие пили легкое вино, закусывали его сухими фруктами, слушали музыку. За этим следовало первое блюдо. Лакеи разносили его так, чтобы поразить гостей. Главной фигурой в это время становился дворецкий, в обязанности которого входило по правилам нарезать кушанье и раскладывать его на обычных блюдах, расставлявшихся потом по столам. В случае удачи дворецкий принимал поздравления за прекрасную презентацию блюда. Перерыв между двумя переменами блюд использовали для того, чтобы убрать со стола, сменить скатерти. В это время гости развлекались зрелищами, танцами, музыкой, театральными представлениями. Среди последних в моду вошли балеты и музыкальные спектакли, предшественники оперы.
Главная идея, которую преследовали устроители пышных застолий, — показать великолепие, богатство семьи, ее власть. От банкета могла зависеть судьба предстоящего брака, имеющего цель объединить процветающие семьи, или судьба делового соглашения и т.п. Богатство и могущество демонстрировались не только перед равными себе, но и перед простолюдинами. Для этого было как раз удобно устраивать пышные пиры в лоджии. Мелкий люд мог не только поглазеть на великолепие власть имущих, но и приобщиться к нему. Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принять участие в театральной постановке. Но самое главное — «на дармовщинку» выпить и закусить, ибо было принято раздавать бедным оставшуюся еду.
П. Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. Ок. 1568 г.
Художественно-исторический музей. Вена.
Времяпрепровождение за столом в компании становилось обычаем, широко распространившимся во всех слоях общества. Таверны, трактиры, постоялые дворы отвлекали посетителей от монотонности домашней жизни. Там можно было приятно провести время: пообщаться с приятелями, послушать новости, сыграть в карты, кости, найти подружку, выпить, вкусно поесть. Во Флоренции посещение мужчинами таверн имело в XV в. такие масштабы, что женщины потребовали от властей принять постановление, запрещающее подавать в тавернах слишком тонкие блюда. В Германии и к востоку от нее сеть трактиров была менее развита. Еще в начале XVII в. депутаты сословных собраний, отправляясь к месту съезда, не могли найти в дороге подходящих заведений, где можно было бы поесть и переночевать.
Названные формы общения, как бы они не отличались друг от друга, свидетельствуют о том, что общество преодолевало былую относительную замкнутость и становилось более открытым и коммуникативным.
Одежда и мода
Изменения в одежде в XIV—XVI вв. прослеживаются явственнее, чем за многие столетия до этого. Одежда пополняется новыми предметами, меняется ее покрой, в употребление входят новые ткани, а известные раньше распространяются шире, чем прежде. Индивидуализируется костюм. В этих переменах отражались успехи ремесла и торговли, повысившаяся мобильность и ускорившийся темп жизни. Улучшение в целом качества жизни, рост благосостояния непривилегированных слоев населения также имели следствием оживление интереса к костюму, моде. Они служили средством самовыражения и утверждения в обществе.
Более чувствительным к веяниям и запросам эпохи был городской костюм. Формы и стиль, вырабатывавшиеся в нем, перенимались другими — как выше, так и ниже стоящими социальными группами. В то же время естественное тяготение нуворишей к аристократическому образу жизни порождало в них стремление уподобиться знати и в одежде. Тем не менее именно в эту эпоху, как никогда раньше и позже, костюм приобретал ярко выраженные социальные, корпоративные черты, определяя принадлежность человека к той или иной профессии. Более четко отделяется молодежная мода от одежды пожилых людей, женская от мужской. Исключительное значение стали придавать украшению одежды, аксессуарам, прическе, косметике, парфюмерии.
Общую тенденцию в развитии костюма можно определить как движение от простого к сложному, элегантному, более богатому, но в то же время более практичному. Формировалась общеевропейская мода, в которой в разное время лидировала та или иная страна, но вместе с тем сохранялись и развивались местные особенности. Так, после Столетней войны заметным в Европе стало бургундское влияние. Во время Итальянских войн, побывавшие в Италии французы, испанцы, немцы и другие завоеватели не устояли перед обаянием итальянской моды и распространили ее за Альпами. В XVI в. моду диктовали испанцы, а с XVII в. — французы.
В середине XIV в. в одежде произошло серьезнейшее изменение, повлиявшее на всю последующую историю костюма: она стала уже и короче, что на первых порах вызывало резкое неприятие со стороны моралистов. Колебания моды не изменили этой ведущей тенденции на протяжении веков.
Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Нижнее белье еще не было известно. Его до некоторой степени заменяли рубашки, но и их даже в гардеробе знати было весьма мало. Когда Генрих IV вступил на французский престол, у него имелась всего дюжина рубах, причем не в лучшем состоянии. Спали нагишом. Обычай спать в ночных сорочках стал распространяться только в XVII в. в состоятельных слоях общества. Дамские панталоны появились ближе к концу XVI в., и первыми их начали носить куртизанки — из гигиенических соображений и для красоты. Приличные же женщины еще в XVIII в. считали для себя недопустимым их ношение. Мужское нижнее белье появилось позже женского. Отсутствие нижнего белья способствовало кожным заболеваниям, которые отступили лишь в XVIII в.
Нижнее платье представляло собой рубаху в ее многочисленных разновидностях (камиза, шэнс и др.). Рубахи бедняков изготовлялись из грубого холста, состоятельных людей — из льна, тонкой шерсти, шелка. Их отличало также богатое декорирование: вышивка, шитье бисером, жемчугом, золотом. В XV в. этот предмет одежды зачастую уже не имел ничего общего со своим прототипом. Рубаха превратилась в женские платья и мужские камзолы всевозможных покроев и длины, с длинными и короткими, пышными и узкими рукавами, свободными, с манжетами и на пуговицах, с открытой и закрытой горловиной.
Верхняя одежда также развилась из рубахи (блио), одевавшейся для тепла. Верхняя одежда также укорачивалась, удлинялась, обуживалась то сверху, то снизу; на ней делались разрезы и вырезы, позволявшие увидеть богато украшенное нижнее платье. Однако основной тенденцией было обуживание платья сверху до талии, что давало тогдашним «законодателям моды» широчайшие возможности для комбинирования и придания покрою, в частности, женского платья, немалой пикантности и даже соблазнительности. Декольте становилось временами очень глубоким и его приверженцы часто не находили нужным прикрывать его даже тонкой и богато украшенной орнаментом и кружевом отделкой нижнего платья.
Со временем верхняя одежда обогатилась кофтами (котта) и жакетами, куртками, жилетами и длинными безрукавками (сюрко), кафтанами, различными накидками. Дамское платье дополнилось шлейфом. Для большего тепла на верхнее платье надевали плащ — пожалуй, наиболее консервативный из всех предметов одежды.
Цельные штаны появились уже в XIV в. Они напоминали собою скорее современные колготы. Для прочности к ним подшивали кожаные подошвы, заменявшие одновременно обувь. В XVI в., когда научились вязать и появились вязаные чулки и трико, чулки отделились от штанов. В XV в. мужские штаны обогатились новой деталью — гульфиком, незыблемо и со все большей настойчивостью украшавшим мужской костюм на протяжении двух веков.
Изменения в одежде происходили не только за счет длины и покроя, но и за счет фурнитуры. Пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства, приблизительно с XII—XIV вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева, камня, металла, ткани. Пуговицы не только делали ношение одежды более удобным, но и украшали ее. Всевозможные тесьмы, шнурки, ленты, пряжки и даже колокольцы разнообразили костюм. Пояса не только стягивали и поддерживали просторную одежду, но и в соответствии с велением моды орнаментировали ее, перемещаясь то вверх от талии под грудь, то вниз — на бедра. К поясам прикреплялись кошельки. Вначале они были принадлежностью костюма исключительно высших сословий, но со временем обосновались преимущественно на поясах купцов и ремесленников.
В вышивке наряду с растительным и геометрическим орнаментом важное место занимали гербы, геральдические животные, девизы, изречения. Одежду охотно отделывали мехом. С XVI в., когда активизировалась торговля между Западной Европой и Русским государством, на Западе полюбили русские меха, и предметы одежды, отороченные ими, (шапки, воротники и т.д.) вошли в моду под названием «русских».
Изменения в моде стали возможны также благодаря расширению ассортимента тканей для одежды. Обогатилась новыми сортами суконная продукция. Появился «ширпотреб», отвечавший растущим запросам и материальным возможностям массового потребителя. Все шире осваивалось в Европе, и прежде всего в Италии и Нидерландах, производство шелковых тканей, успешно конкурировавших с восточными. Появились ткани в «полоску», «клеточку», «горошек» и т.п. Вполне вероятно, что наиболее талантливых создателей рисунков тканей из Италии вдохновляли полотна их знаменитых современников. По-прежнему в цене оставались парча и бархат, особенно вытканный золотой и серебряной нитью. Ширилась география производства льняного и хлопчатобумажного полотна. На их основе появилась бумазея. Из Венеции за Альпы перешел хлопчатобумажный бархат. В моду вошла одежда, сшитая из тканей яркой окраски. Темные и сдержанные тона носили люди пожилого возраста и вдовы.
В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В XV в. в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Последнему еще долго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщин очень широко распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чистым челом.
Женщины не жалели здоровья, проводя целые дни под палящим южным солнцем, чтобы осветлить волосы. Для придания лбу нужной высоты волосы над ним выбривались. И уж никакие проклятия проповедников и сарказм острословов не могли отвратить женщин от пользования косметикой, порой чрезмерного.
В XVI в. в европейской моде прослеживается несколько тенденций: «ренессансная», «испанская» и «протестантская». Протестантская мода была наименее самостоятельной. Скорее можно говорить о том, что под влиянием Реформации во многих странах стали одеваться скромнее и проще. В первую очередь это касалось бюргерства, значительно более серьезно воспринимавшего протестантскую мораль, чем элита.
Со второй половины XVI в. в Европе все увереннее заявляет о себе испанская мода. В определенной степени в этом отражалось растущее политическое влияние Габсбургов и связанная с их именем Контрреформация. Не случайно в Германии испанской моде раньше всего стали подражать на католическом юге, тогда как в северогерманских княжествах дольше сопротивлялись этому влиянию, предпочитая протестантскую моду.
Испанская мода подчеркнуто аристократична. Ей соответствовала строгая, жесткая, как бы накрахмаленная одежда, стесняющая движения. Воротник-стойка заканчивался брыжами или плойкой. Грудь камзола, рукава, короткие штаны простегивались ватой. Плечи выкладывались ватными валиками. Брыжи со временем достигли таких размеров, что их язвительно называли жерновами. В эпоху Франциска II причудливая мода довела до гротеска форму камзола: с помощью ваты наращивались размеры живота. Таким путем как бы подчеркивались важность и значимость человека. Но острословы прозвали эту деталь одежды «гусиным брюхом». Характерную черту испанского костюма составляли короткий плащ-накидка, а также жесткие шляпки с узкими полями. В моду вошли маленькие клинообразные бородки.
Женская одежда во многом повторяла мужскую. Обширнейшие же юбки — без единой складки — сажались на жесткий каркас. На ноги надевались деревянные котурны, что вместе с конструкцией юбки еще больше стесняло движения. Поговаривали, что такую моду ввели враги танцев из религиозных кругов.
Сохраняя свои основные особенности, испанская мода менялась в течение XVI — первой половины XVII в. Не счесть ее модификаций в одежде отдельных стран и регионов. Даже в народной, крестьянской одежде встречались ее отдельные черты. Хотя в целом крестьянский костюм в отличие от относительно космополитичного дворянского и даже бюргерского был более самобытен. И именно он как раз в этот период развился в национальный костюм.
С первых десятилетий XVII в. испанская мода постепенно начинает уступать свои позиции французской, утверждавшейся подобно другим сторонам быта уже в условиях новой культурной эпохи — барокко.
Библиография
К ВВЕДЕНИЮ
Источники
Антология мировой философии в 4 т. М., 1970. Т.2.
Европейская новелла Возрождения. М., 1974.
Европейские поэты Возрождения. М., 1974.
Идеи эстетического воспитания. Антология в 2 т. М., 1973. T.I.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962. Т. 2.
Мастера искусства об искусстве. Т.2. М., 1966.
Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
Книга песен. Из европейской лирики XIII—XVI вв. М., 1986.
О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.
Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения. Быт, нравы, идеалы. М., 1996.
Поэты Возрождения. М., 1989.
Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996.
Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. М., 1947.
Хрестоматия по истории западноевропейского театра. T.I. M., 1953.
Эстетика Ренессанса. Т. 1—2. М., 1981.
Литература
Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М., Л. Т. 1—2. 1948—1949. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. София, 1933.
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М., Л., 1964.
Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М., 1934. Возрождение: культура, образование, общественная мысль. Иванове, 1985.
Воронина Т.О., Мальцева Н.Л., Стародубова В.В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994.
Всеобщая история архитектуры. Т.4—5. М., Л., 1966—1967.
Всеобщая история искусств. Т.3. М., 1962.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
Голенищев- Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990.
Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т.1—2. М.,1978.
Европейская педагогика от античности до нового времени (исследования и материалы). Ч.3. М., 1994.
Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
История всемирной литературы. В 9 т. М., 1985. Т.3.
История Европы. Т.3. От средневековья к новому времени. М., 1993. История средних веков. Учебник для вузов. Т.2. М., 2000.
Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. (Наука XIV—XVI вв.) М., 1979.
Культура Возрождения и общество. М., 1986.
Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.
Культура Возрождения и средние века. М., 1993.
Культура Возрождения XVI века. М., 1997.
Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.
Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. М., 1983. Лосев А. Ф. Эстетика Ренессанса. М., 1998.
Маккаи Л. Мир Ренессанса. Будапешт, 1984.
Нессельштраус Ц.Г. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. М., 1982.
Организация труда и трудовая этика. Древность. Средние века. Современность. М., 1993.
Панофский Э. Ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998. Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. Спорные вопросы региональных Ренессансов. Л., 1989.
Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV—XVII вв. М., 1966.
Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
Сидоров А. Рисунки старых мастеров. М., Л., 1940.
Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII вв. М., 1984.
Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV— XVII вв. Реальность и символика. М., 1994.
Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.
Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990.
К главе 1
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV—XV вв.
Источники
Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1—2. М., 1935—1937.
Боккаччо Дж. Декамерон. Разные издания.
Боккаччо Дж. Малые произведения. М., 1975.
Боккаччо Дж. Фьяметта. Фьезоланские нимфы. М., 1968.
Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1986.
Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.
Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967.
Итальянская новелла Возрождения. М., 1957.
Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. М., 1963.
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Ч. 1—2. Саратов, 1984—1988.
Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV — первой половины XV в. / Сост. Н.В.Ревякина. Новосибирск, 1975.
Мазуччо. Новеллино. М., 1993.
Петрарка Ф. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. М., 1974.
Петрарка Ф. Книга песен. М,, 1963.
Петрарка Ф. Сонеты. Избранные канцоны. М., 1984.
Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические М., 1998.
Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.
Питти Б. Хроника. Л., 1972.
Поджо Браччолини. Фацетии. М., Л., 1934.
Полициано А. Сказания об Орфее. М., 1933.
Саккетти Ф. Новеллы. М.,Л., 1962.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985.
Литература
Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.
Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.
Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта. М., 1995.
Бернсон Б. Живопись итальянского Возрождения. М., 1965.
Боттичелли. Сборник материалов о творчестве. М., 1962.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV вв. М., 1977.
Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М., 1983.
Брагина Л.М. Флорентийская Платоновская академия // Проблемы итальянской истории. М., 1993.
Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1988.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники. Пг., 1915—1919. Т. 1—2.
Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 1995.
Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. М. 1977.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
Голенищев-Кутузов И.Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV—XVI вв. М., 1963.
Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971. Головин В.П. Скульптура и живопись итальянского Возрождения: влияние и взаимосвязь. М., 1985.
Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.
Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
Гращенков В.Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. Т. 1—2. М., 1996.
Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М., 1970.
Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению: сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975.
Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.
Данилова И.Е. «Цветок Тосканы, зеркало Италии», Флоренция XV в.:
голоса современников. М., 1994.
Данилова И.Е. Альберти и Флоренция. М., 1997.
Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988.
Де Санктис Ф. История итальянской литературы. T.I. M., 1963.
Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1925.
Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990.
Елина Н.Г. Данте. Критико-биографический очерк. М., 1965.
Знамеровская Т.П. Проблема кватроченто и творчество Мазаччо. Л., 1972.
История Италии. В 3 т. М., 1970. T. I. Итальянское Возрождение. Л., 1966.
Корелин М.С. Очерки итальянского Возрождения. М., 1896.
Корелин М. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Т. 1—4. СП6., 1914.
Культура Возрождения и власть. М., 1999.
Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993.
Кустодиева Т.К. Сандро Боттичелли. Л., 1971.
Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1—3. М., 1965—1979.
Лазарев В.Н. Пьеро делла Франческа. М., 1966.
Леон Баттиста Альберти. М., 1977.
Либман М.Я. Донателло. М., 1962.
Монье Ф. Опыт литературной истории Италии XV в. Кватроченто. СПб., 1904.
Проблемы культуры итальянского Возрождения. Л., 1979.
Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV в. М., 1977.
Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв. Иваново,1993.
Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987.
Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М., 1987.
Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. М., 1992.
Фойгт Г. Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма. Т. 1—2. М., 1884—1885.
Хлодовский Р.И. «Декамерон»: поэтика и стиль. М., 1982.
Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.
Хоментовская А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия. СПб., 1994.
Хоментовская А.И. Лоренцо Валла — великий итальянский гуманист. М., Л., 1964.
К главе 2
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ XVI в.
Источники
Ариосто Лудовико. Неистовый Роланд. М., 1993.
Бруно Джордано. Диалоги. М., 1949.
Бруно Джордано. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914.
Бруно Джордано. О бесконечности, вселенной и мирах. М., 1936.
Бруно Джордано. О героическом энтузиазме. М., 1953. (Киев, 1996).
Вазари Джорджа. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. T.1—5. М., 1956—1971.
Гвиччардини Франческо. Сочинения. М., 1934.
Джордано Бруно и инквизиция (документы)//Вопросы истории религии и атеизма. Л., 1950. Вып.6.
Джордано Бруно перед судом инквизиции (краткое изложение следственного дела Джордано Бруно)//Вопросы истории религии и атеизма. Л., 1958. Вып. 6.
Итальянская новелла Возрождения. М., 1984.
Кампанелла Томмазо. Город Солнца. М., 1954.
Кардано Джироламо. О моей жизни. М., 1938.
Комедии итальянского Возрождения. М., 1965.
Леонардо да Винчи. Избранные произведении. Т. 1—2. М., 1995.
Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955.
Леонардо да Винчи. Сказки; легенды, притчи. Л., 1983.
Макиавелли Никколо. Избранные сочинения. М., 1982.
Макиавелли Никколо. История Флоренции. Л., 1973.
Макиавелли Никколо. Мандрагора. М., Л., 1958.
Макиавелли Никколо. О военном искусстве. М., 1939.
Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников. 2-е изд. М., 1983.
Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936.
Помпонацци Пьетро. Трактаты о бессмертии души. О причинах естественных явлений или о чародействе. М., 1990.
Поэзия Микеланджело. М., 1992.
Тассо Торквато. Освобожденный Иерусалим. М., 1911.
Тассо Торквато. Аминта. Пастораль. М., Л., 1937.
Фиренцуола Аньоло. Сочинения. М., Л., 1934.
Челлини Бенвенуто. Жизнь Бонвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М., 1987.
Эстетика Ренессанса. В 2 т. М., 1981.
Литература
Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1880.
Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.
Антонова И.А. Паоло Веронезе. М., 1963.