Понятие и виды субъектов политической системы
Субъекты политической системы – определенные социальные институты. Социальные институты - устойчивые объединения людей, преследующих одинаковые цели.
Не принято рассматривать в качестве субъекта нестабильные человеческие объединения, общества.
Социальные институты, являющиеся субъектами политической системы, должны отвечать определенным критериям:
1. Организационный критерий (субъект политической системы должен обладать внутренней упорядоченностью, устойчивой структурой органов, ведающих его внутренними и внешними делами)
В современных условиях такие требования к субъектам политической системы фиксируются в законодательстве.
2. Целевой критерий (в своей деятельности субъекты политической системы должны обязательно преследовать определенные политические цели: субъект обязательно должен вступать в политические отношения, т.е политические интересы должны реализовываться на практике, связанные с формированием и организацией государственной власти; субъект должен выражать чьи-то политические интересы)
Виды субъектов политической системы:
· Государственный аппарат и иные органы публичной власти;
· Негосударственные субъекты политического аппарата (политические партии).
Особенности госаппарата как субъекта политической системы
Основным субъектом политической системы является государство (государственный аппарат). Но государство внутри самого себя не может рассматриваться как субъект политической системы, поэтому в качестве субъекта политической системы государство выступает только на международной арене.
Государственный аппарат – главный, основной субъект политической системы, следовательно, обладает целым рядом качеств и признаков, которые отсутствуют у других субъектов политической системы:
1. Государственный аппарат - единственный обязательный и непременный субъект (т.к. без него не существует государства и, следовательно, политической системы). Присутствие других субъектов необязательно и непостоянно;
2. Является официальным выразителем государственного суверенитета, и, следовательно, обладает верховенством по отношению к другим субъектам политической системы;
3. Только государственный аппарат может принимать решения, обязательные для всех иных субъектов системы, в том числе и для самого государственного аппарата;
4. Всегда выражает общесоциальные интересы. Иные субъекты возникают, т.к. появляется нужда выразить интересы отдельных социальных групп;
5. Является самым экономически мощным субъектом политической системы;
6. Является единственным субъектом политической системы, который обладает монополией на легитимное насилие.
Воздействие государственного аппарата на негосударственные субъекты политической системы осуществляется по нескольким направлениям:
· Государственный аппарат создает юридическую нормативную базу, на основе которой формируются негосударственные субъекты политической системы, и осуществляется взаимодействие между ними;
· Государственный аппарат может оказывать материальную помощь негосударственным субъектам политической системы;
· Государственный аппарат может передавать негосударственным субъектам осуществление части своих полномочий;
· Государственный аппарат может привлекать представителей негосударственных субъектов политической системы к выработке негосударственных решений. Например: разрабатывается трудовой кодекс РФ в участии трудовых союзов.
На характер воздействия госаппарата на негосударственные субъекты политической системы влияют отношения между негосударственными субъектами политической системы.