Компания united parcel service

United Parcel Service, специализирующаяся на доставке небольших отправлений (посы­лок, бандеролей), бросила вызов Почтовой службе США и победила. Как «Коричневому гиганту» удалось добиться столь высокой эффективности? Один из основных факторов успеха — творческое применение концепции бюрократической организации. Деятельность работников UPS регламентируется разнообразными правилами и процедурами. Существу­ют правила безопасности для водителей, грузчиков, клерков и менеджеров. Сотрудники должны соблюдать нормы внешнего вида: запрещено носить бороду, волосы не должны касаться воротничка, усы, если таковые имеются, должны быть аккуратно подстрижены и никаких «бачков». Имеются правила по соблюдению чистоты во всех зданиях. За рабочим столом не разрешается ни есть, ни пить. Каждый менеджер обязан строго контролировать выполнение установленных стандартов.

В UPS принято жесткое разделение труда. В штате каждого распределительного центра предусмотрены должности водителей, грузчиков, служащих, мойщиков, сортировщиков и технических работников, каждый из которых имеет свой круг обязанностей. UPS процвета­ет за счет... писанины. Ежедневно работники получают «простыни» распечаток, в которых содержится информация о целях и планируемых результатах. Еженедельно менеджеры анализируют данные о выполнении и перевыполнении подчиненными индивидуальных

норм.

Критерием для найма на работу и продвижения является уровень технической квали­фикации. В правилах UPS говорится, что руководитель должен обладать знаниями и спо­собностями, позволяющими исполнять возложенные на него обязанности. Фаворитизм не допускается. И, что удивительно, эта бюрократическая модель UPS прекрасно работает3.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

И последняя область классического направления менеджмента получила известность как административные принципы,приверженцы которых уделяют основное внима­ние не отдельным рабочим, а организации в целом и таким функциям менеджмента как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль произво­дительности труда отдельных рабочих. Основной вклад в развитие концепции адми­нистративных принципов внесли Анри Файоль, Мари Паркер Фоллет и Честер Бернард. Француз Анри Файоль (1841-1925), горный инженер по профессии, самостоя­тельно проделал нелегкий путь до поста главы крупной группы горнодобывающих предприятий Comambault, которая сегодня входит в Le Creusot-Loire, крупнейшую металлургическую компанию центральной Франции, ведущую напряженную борь­бу за выживание. В последние годы жизни А. Файоль, основываясь преимуществен­но на собственном управленческом опыте, обобщил свои взгляды на менеджмент в концепции администрирования4.

В своей наиболее известной работе «Общее и промышленное управление» А. Файоль выделяет 14 базисных принципов менеджмента, некоторые из которых сохраняют свою значимость для теории управления и по сей день:


Глава 2. Исторический обзор

Единовластие. Каждый подчиненный получает приказы от одного, и только одного начальника.

разделение труда. Специализация управленческого и технического труда позволяет добиться более высоких результатов при том же объеме усилий.

Единство направления и единый план работы. Схожие виды деятельности в рамках организации должны быть объединены под руководством одного менеджера.

Скалярная цепочка управления. Цепочка властных полномочий, исходящая с вер­шины иерархии организации, простирается вниз, охватывая всех ее работников. А. Файоль придерживался мнения, что эти принципы должны применятся в лю­бой организации вне зависимости от ее внутреннего устройства. Он также опреде­лил основные функции, или элементы менеджмента: планирование, организацию, командную цепочку, координацию и контроль, которые сохраняют свое значение и в современных концепциях управления.

В колледже (сегодня это Radcliffe College) Мари Паркер Фоллет (1868-1933) изу­чала философию и политические науки, но она пробовала свои силы в самых разных научных сферах и областях деятельности, включая социальную психологию и менед­жмент. В частности, ее весьма интересовала проблема влияния процесса постановки реальных целей в организации на количество конфликтов 5. Ее работы пользовались популярностью у руководителей, но, к сожалению, не воспринимались академической наукой. Идеи М. Фоллет резко контрастировали с принципами научного менеджмен­та, но весьма актуальны для менеджеров, оперирующих в высокотурбулентной среде организаций, так как ее концепция лидерства привлекает внимание к людям, а не техническим процессам. М. Фоллет принадлежит как никогда актуальное сегодня выс­казывание: « Не цепляйтесь за свои планы». В своем анализе динамики взаимодействий менеджеров и организаций М. Фоллет искала ответы на вопросы, не потерявшие своей

актуальности и в 1990-х гг.: этика, власть, лидер­ство, максимизация отдачи подчиненных. Ее концеп­ции наделения властью, оказания работникам скорее помощи, нежели осуществление жесткого контроля, права сотрудников, независимо от их властных пол­номочий, работать по ситуации, открыли новую эру в теоретических исследованиях. Ее эстафету подхва­тил Честер Барнард и другие исследователи.

Иари Паркер Фоллет внесла ог-эмный вклад в разработку кон-!П|4ии административных "Ринципов управления

Ч. Барнард (1896-1961) изучал экономику в Гар­варде, но так и не получил университетский диплом, ибо не сдал зачет по лабораторным занятиям. Впо­следствии он работал в отделе статистики компании АТ&Тп в 1927 г. стал президентом New Jersey Bell. Одно из наиболее важных достижений Ч. Барнар­да — концепция неформальной организации. Не­формальная организация существует внутри любой организации; ее образуют естественным образом сложившиеся социальные группы. Ученый настаи­вал на том, что организацию не следует рассматри­вать как некий бездушный механизм. Неформал ь-




Часть 1. Введение в менеджмент

Глава 2. Исторический обзор




ные отношения представляют собой мощную силу, которая может быть использована менеджментом в целях повышения эффективности организации. Другой, не менее значительный вклад Ч. Барнарда в теорию менеджмента - теория принятия влас­ти, утверждающая, что обладающие свободой воли индивиды имеют право решать, следовать ли им приказам менеджмента или нет. Как правило, люди подчиняются приказам, потому что это приносит выгоду им самим, однако они должны помнить и о наличии другого пути. Менеджеры обязаны обращаться со своими работниками подобающим образом, так как принятие власти последними может стать критическим фактором успеха организации в наиболее ответственных ситуациях.

В целом период доминирования классического направления менеджмента был очень насыщенным. В теории и практике управления появились новые понятия, став­шие вскоре фундаментальными, повышалась производительность организаций, улуч­шались отношения менеджмента и рабочих. Большинство идей классического менеджмента родилось на земле Америки и было воспринято во многих других стра­нах мира, и прежде всего в Японии (см. «В фокусе - многообразие»).

Наши рекомендации