Глава XV. Россия на пути к свободе и демократии: характер общества и его способность к модернизации

Понимание того, от чего к чему переходит российское об­щество и какова роль политических факторов в этих измене­ниях, требует поиска такой объяснительной концепции, кото­рая была бы способна обнаружить логику в противоречивом взаимодействии разнонаправленных процессов. Перед иссле­дователем предстает быстро изменяющаяся взаимосвязь соци­альных структур и процессов, направленность которой не пре­допределена заранее и выступает как набор альтернатив. Из постоянно возникающего и исчезающего набора социальных возможностей индивиды, социальные группы, партии выби­рают те, которые соответствуют их предпочтениям, идеалам и ценностям. Однако в переходных обществах, в отличие от ста­бильных, скорость социальных изменений значительно выше, поэтому важно за повседневными событиями не потерять об­щую тенденцию развития.

Переход к современному обществу: методология анализа, логика и проблемы

Содержание модернизации как процесса

Вероятно, доминирующим фактором, который определяет направленность социальных перемен в российском обществе, является его втягивание в русло общецивилизационного раз­вития. Это обстоятельство радикально изменяет способы ана­лиза. Господствовавшая ранее в советском и российском об-ществознании марксистская методология исследования, имев­шая дело только с устоявшимися процессами и сложившимися

структурами, не в силах раскрыть содержание переходных про­цессов. Кроме того, объяснение социальных изменений влия­нием преимущественно экономического фактора, как принято в марксизме, оказывается явно недостаточным для описания формирующегося многообразия социальных отношений.

Понимание содержания и характера переходного общества, его способности и возможностей реформироваться требует более широкого контекста исследования, вмещающего в себя влияние всех социальных факторов, среди которых домини­рующими являются социокультурные. Наиболее адекватным для такого контекста можно признать цивилизационный под­ход, акцентирующий внимание на системе ценностей, культу­ре, ментальности субъектов, которые определяют конкретные формы и способы эволюции человеческого общества.

Опыт человечества показывает, и мы это неоднократно подчеркивали, что в основе эволюции общества лежит закон возрастающего разнообразия потребностей,которые удовлетво­ряются благодаря массовой созидательной деятельности инди­видов. Данный закон отражает общую тенденцию движения общества от простых структур к сложным. Усиливающееся многообразие потребностей приводит к усложнению форм разделения труда. Отдельные индивиды и группы специализи­руются в создании определенных видов товаров и услуг. Они вступают во взаимодействие с производителями других ценно­стей, обмениваясь деятельностью, информацией, ресурсами, результатами своего труда. Так, взаимодействуя, люди воспро­изводят и развивают экономические, социальные, политиче­ские, культурные и иные отношения. В результате роста раз­нообразия потребностей и соответственно умножения форм разделения труда растет многообразие социальных связей, со­циальных групп, образов жизни, индивидуальностей. Проис­ходят дальнейшая дифференциация и индивидуализация по­требностей. Возрастающее усложнение социальной системы имеет целесообразный характер, поскольку содействует устой­чивости общества, его большей приспособляемости к изме­няющимся условиям внешней среды. Усиление неоднородности социальных потребностей различных индивидов является естествен­но-историческим механизмом восходящего развития общества.

Однако в результате взаимодействия индивидов происходит не только формирование условий жизнедеятельности (т. е. социальных отношений), но и воспроизводство самого чело­века. Воспроизводство условий жизни и воспроизводство ин-

дивида имеют в своей основе систему культуры и соответст­вующую картину мира, которые задают смысл и направлен­ность деятельности. Ценности культуры составляют сферу мо­тиваций поведения и деятельности личности, формируют его образ жизни, действительные потребности и возможности, отно­шение к происходящим изменениям.

Возможности общества, его способность к прогрессу зави­сят от того, как взаимодействует система культуры общества (т. е. какие ценности лежат в основе деятельности и поведе­ния личности) и социальные отношения, т. е. условия жизни. Культура может предписывать простое воссоздание сущест­вующих отношений, стремление индивидов к ограничению потребностей, но может и призывать их к постоянному со­вершенствованию и усложнению социальных отношений, формировать у них стремление к удовлетворению возрастаю­щего многообразия потребностей.

Две системы ценностей порождают два типа общества, отра­жающих две ступени цивилизационного развития, - традици­онное и современное, которые различаются по многим парамет­рам. Наиболее важными из них являются: механизмы социальной эволюции (экономические интересы личности или принуждение); способы регуляции социальных отноше­ний (контроль со стороны властей над всеми сферами жизни или взаимодействие политики с экономикой, социальной и культурной сферами как относительно самостоятельными сферами жизни общества и индивида); место и роль личности в обществе (личность как самостоятельная ценность или как часть класса, средство осуществления государственных интере­сов); образ жизни (простой или сложный); дифференциация ролей и функций социальных институтов (совмещение функ­ций ограниченного числа таких институтов в результате не-структурированности и неразвитости потребностей и интере­сов или строгое разделение, разграничение функций внутри сложной системы социальных институтов вследствие глубокой дифференциации и сложной структурированности потребно­стей и интересов различных социальных субъектов). Переход от традиционного типа воспроизводства общественной жизни к современному отражает процесс рационализации социаль­ных отношений, стремление к сознательной, осмысленной организации человеческой деятельности в условиях нарастаю­щей дифференциации интересов и потребностей, усложнения социальных взаимосвязей.

Традиционное обществохарактеризуется экономической и технологической отсталостью, оно функционирует на основе местнических ценностей, выражающих самобытность данного сообщества (рода, племени, этноса). Общественные отноше­ния регламентируются многочисленными предписаниями, тра­дициями, обычаями. Основой общества является группа(община, сословие). Индивид «растворен» в коллективе, не осознает сво­их личных интересов, он бесправен и несвободен, поскольку зависит от сообщества. Осмысление реальности индивидом осу­ществляется иррационально - через систему верований, поклоне­ние авторитетам. Сознание людей закрыто: индивид враждебно относится ко всему, что отличается от него, его образа жизни, нетерпим к иным системам ценностей. Зависимость индивида от рода, общины, этноса культивирует в нем уравнительно-коллек­тивистские ориентации, стремление к поддержанию сущест­вующих социальных отношений.

Современному обществуприсуща рационализация всей системы общественных отношений. Оно основано на возрастающей само­ценности отдельного индивидаи развивается на универсальных ценностях прагматизма, рационализма, свободы выбора, собст­венности, диалога культур. Личность ответственна за себя, по­скольку ее поведение определяется ее собственными интересами. Свободные индивиды составляют гражданское общество, перед которым ответственна рациональная бюрократия и правительство. Постоянно меняющиеся потребности индивида требуют всемер­ного совершенствования социальных отношений, которые созда­вали бы возможности для их реализации.

Между традиционным и современным обществами распо­лагаются переходные,или предсовременные. Они представляют собой частично модернизированные общества, т. е. такие, в которых осуществлена модернизация отдельных сфер (напри­мер, технологическая модернизация в сфере производства), преодолена экономическая отсталость, сословность, но соци­альные отношения развиваются преимущественно на основе традиционалистских ценностей, обычаев, религиозных норм.

Переход от традиционного общества к современному пред­полагает изменение типа воспроизводства общественной жизни, т. е. перехода от типа, при котором общество репрессирует индиви­дуальные потребности и лишь воспроизводит привычные формы бы­тия, к другому типу воспроизводства общества, при котором соци­альные отношения постоянно совершенствуются в зависимости от движения потребностей индивида. Процесс преобразований общества в таком направлении и называется модернизацией.

Один из авторов теории модернизации У. Мур определил фоцесс модернизации как «трансформацию традиционного ши предсовременного общества, в результате которой в обще-твах разовьются такие типы технологий и соответствующие [м формы социальной организации, которые характеризуют •азвитые, экономически процветающие и относительно поли-•ически стабильные нации западного мира».

Модернизация как процесс изменения системных свойств >бщества предполагает трансформацию его важнейших сфер и формирование более сложного и быстро меняющегося образа кизни. В экономической области модернизация означает мак-;имальное распространение товарно-денежных отношений, •ехнологическую революцию, высокий уровень профессио-гальной специализации, способные поддерживать постоянный юст производительности труда. Заинтересованность и творче-:кий труд стимулируются экономической самостоятельностью Производителя, высокой мобильностью рабочей силы, ростом •бразования и квалификации, компетентным руководством со тороны технократии. В результате существенно повышаются ревень жизни и потребления.

Экономическая свобода и технологическая модернизация ре-пающим образом влияют на социальные отношения, изменяя гринципы и порядок социальной дифференциации общества перехода от сословных, наследственных к экономическим меха-шзмам дифференциации), трансформируя социальные институты i их функции. Монополия определенных социальных институтов ш регламентацию всех сфер жизнедеятельности индивида замет-го сокращается. Изменяется мотивация поведения личности: ин-(ивид больше ориентируется на собственные силы и возможно-ти, нежели на помощь коллектива и государства. Усложнение юциальной структуры переходного общества обусловливает и юлитическую модернизацию, содержание которой заключается в юздании эффективных властных структур, дифференциации их юлей и функций, формирования рациональной бюрократии и (ысоком участии масс в политическом процессе.

Указанная последовательность процессов модернизации )бщества не обусловлена детерминирующим влиянием эконо­мики. Теория Модернизации исходит из признания равнозначно­стисоциальных факторов в воспроизводственном процессе, а гоминирование конкретных типов модернизации (т. е. что тервоначально модернизируется - экономика, политика или сультура) зависит от имеющихся предпосылок.

Признание равнозначности различных факторов в воспро­изводственном процессе позволяет учитывать многомерность социального развития и множественность исторических вре­мен, отражающих различную скорость, ритм, характер и дли­тельность общественных изменений. В силу этого в западной политологии нет единства мнений относительно движущей силы модернизационного процесса. Одни исследователи (С. Эйзен-штадт, С. Хантингтон, А Леей) считают, что ядром трансфор­мации являются социальные институты, способные впитывать изменения, другие (А. Инкельс, В. Верба, Г. Алмонд) - психологи­ческие факторы, третьи (К. Дойч, Л. Пай, Э. Роджерс) - систему коммуникаций. Признавая важность социальных, технологи­ческих, экономических процессов в трансформации общества, все-таки, на наш взгляд, их следует рассматривать как предпо­сылки, как возможности развития. Однако данная возмож­ность перерастает в действительность лишь при наличии куль­турного фактора, способного интегрировать существующие источники модернизации, постоянно наращивать воспроиз­водственную способность индивида.

Наши рекомендации