Концепции генезиса и сущности государства

Концепции генезиса и сущности государства

Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее населения и обладает для этого специальным аппаратом управления.

В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них:

теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей;

патриархальная теориядоказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха);

договорная теория. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей

Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы.

Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса\

Сущность. Сущность и назначение государства выражается в его функциях.. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).

В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.

Типы и формы государства.

Монархия – форма правления , когда власть принаддлежит одному человеку( монарху)

Абсолютная монархия- (Оман, Катар, Бруней) - форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников.

президентская республика (Казахстан) - президент избирается народом, является главой государства и правительства, является верховным главнокомандующим, руководит внутренней и внешней политикой.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Израиль) - республиканская форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту, который самостоятельно выполняет ряд важных функций:

Типы:

унитарное государство (kz, Франция) - политически целостное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций и т.д.), которое имеет одну конституцию, одно гражданство, единую систему высших органов;

федерация - соединенное, союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов), объединенных на основе принципа верховенства общегосударственной власти и права .Федерации могут формироваться на территориально-административной основе (США, Мексика) и на национально-территориальной (Российская Федерация);

Государство и гражданское общество.

Государство ----------- ( вопрос 1)

Гражданское общество- это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству .

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

· высокое сознание людей;

· широкие связи между членами общества;

· передача части власти органам самоуправления;

· использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

· развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

· личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Принцип разделения властей.

Разделение властей — это теоретическая доктрина и реальная практика разделения власти между несколькими политическими институтами. Суть разделения заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Он считал, что народ является высшей властью ,которые делят власть на законодательную и исполнительную.

Принцип разделения властей был реализован при образовании США и закреплен в Конституции страны 1787 г. Суть этого принципа заключается в том, что политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является относительно независимой и выполняет свою специфическую функцию.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления. Законодательную власть в республике осуществляет парламент, избираемый гражданами на определенный срок, исполнительную власть — правительство, которое формирует либо президент (в президентской республике), либо парламент (в парламентской республике), судебную власть — органы судебной системы

Партийные фракции

Это организационное объединение членов какой-либо политической партии, представленных в органах власти, для проведения ее политики в высших или местных органах власти. В политической системе П.Ф. выступают в роли регулятора процесса обсуждения и голосования, а потому закреплены Уставами партий, законами страны.

в парламенте - это связующее звено между партией н государственной властью, рычаг для прямого воздействия партии на государственную политику в центре и на местах Через нее партия выступает с законодательной инициативой, в связи с чем деятельность П.Ф. подчиняется строгой дисциплине. В различных странах и партиях фракции создаются по-разному. Как правило, проводится общее собрание депутатской группы (кокус, конференция), задачей которого является выработка единой политики, решение организационных вопросов.

Партийные коалиции.

Партийная коалиция – это объединение, союз политических партий для достижения общих политических целей на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов. Традиционно выделяются такие разновидности межпартийных коалиций, как электоральные(образуются на период избирательной кампании), парламентские иправительственные. Различают также легислатурные коалиции, в которые партии вступают при подготовке к выборам, и срок действия которых рассчитан на всю легислатуру, т.е. срок полномочий выборного органа, и конъюнктурные коалиции, формирующиеся уже после выборов и носящие зачастую временный характер.

Виды политических партий

От организацион. структуры кол-ва и характера членства партии:

- кадровое – вокруг конкретных политиков, свободное членство (нет системы регистрации членов), отсутствие регулярных взносов и нестабильность состава. Активизируется партия преимущественно во время выборов и направлена на организацию поддержки избирателей своих кандидатов.

- массовые партии – более высокая степень организованности; наличие определенной партийной дисциплины и идеологии, фиксированное членством

- открытые (вступление в нее не регламентируется) и закрытые (соблюдение ряда условий и формальностей: рекомендации, окончательное решение местного подразделения партии) партии

Виды избирательных систем

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.

Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.

Виды партийных систем

в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

– многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

Политическая модернизация

Политическая модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к современному.

Типы модернизаций

Первый тип – оригинальная модернизация – был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

Второй тип – вторичная модернизация – был характерен для стран, отставших с своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости.

Политические конфликты

Политические конфликты – это вид социального конфликта по поводу распределения властных уполномочий господства.

Конфликты потребностей, интересов и ценностей

Конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти – демократия, авторитаризм или тоталитаризм

Конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага.

Конфликт ценностей вызван несовпадением системы верований и убеждений. Источники этих коллизий коренятся в социальных идеалах, религиозных и идеологических ценностей.

Столкновение цивилизаций.

Виды политических лидеров.

Лидер-знаменосец — лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.

Лидер-служитель — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы.

Лидер-торговец — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.

Лидер-пожарный — лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.

Лидер-актер (демагог) — лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.

Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае — носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающийся в обществе (монархия).

Бюрократический (рационально-легальный) лидер — опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).

Харизматический лидер — лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лет вперед.

Авторитарный лидер — это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.

Демократический лидер — лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество.

Функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.

Дисфункциональный лидер — лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.

Лидер-конформист (нонконформист) — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.

Холодная война»

Холодная война (5 марта 1946 — 26 декабря 1991) — глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год. Название «война» условно, так как эта конфронтация не была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеология.

Новый мировой порядок»

применяемое в политике обозначение для разнообразных явлений в настоящем и прогнозов на будущее мирового устройства. Общепринятого значения не имеет.

С точки зрения неоколониальной трактовки НМП — это непосредственное внедрение в мировую практику и в общественное сознание идей о том, что всё человеческое общество должно быть разделено на два класса — класс избранных и класс тех, кто обслуживает избранных. Оба класса должны состоять из не более чем одного миллиарда человек (большего ресурсы планеты не выдержат), а остальное человечество должно быть «пущено в расход», как полностью нерентабельное или не соответствующее стандартам нового мирового порядка.

Национальный интерес

Национальная безопасность

Национальная безопасность — это безопасность, которая отвечает за целостность государства.Содержание. Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Парламент

Законодательная ветвь власти в Республике Казахстан представлена двухпалатным Парламентом: Нижняя палата – Мажилис, Верхняя палата – Сенат. Согласно Конституции Республики Казахстан, Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции.

Сенат

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики.

Общее количество депутатов Верхней палаты Парламента – 47 человек. 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики.

Мажилис

Мажилис состоит из 77 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам (66) и на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Правительство

Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Глава Правительства назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК. Персональный состав Правительства назначается Президентом по представлению кандидатур Премьер-Министром.

Структура и состав Правительства Республики Казахстан:

Премьер-Министр вносит на утверждение Президента Структуру Правительства. Структура Правительства выглядит следующим образом: Глава Правительства – Премьер-Министр, 1 первый заместитель Премьер-Министра, 3 заместителя Премьер-Министра и главы министерств.

Основные полномочия Правительства Республики Казахстан:

 Разработка и осуществление основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, обеспечение общественного порядка;

 Представление на рассмотрение Парламента (Мажилиса) республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, обеспечение исполнения республиканского бюджета;

 Внесение на рассмотрение Парламента (Мажилиса) законопроектов и обеспечение их исполнения;

 Выработка мер по проведению внешней политики Республики Казахстан;

 Руководство деятельностью Министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;

 Назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных исполнительных органов не входящих в состав Правительства;

Внутренняя политика

Внутриполитическая жизнь Казахстана построена главным образом на либерально-социалистической модели, в связи с тем что власти Казахстана фактически проводят социалистическое планирование экономической и политической жизни страны, но при этом допускают активные рыночные отношения.

Функции внутренней политики:

- экономическая ф.

-социальная

- ф. обеспечение народовластия

-защита конституционного строя

- обеспечение порядка и законности

- консолидация общества и соц. Арбитраж

- экологическая ф.

Тоже самое, что в 114.

Экономическое лобби.

ЛОББИ - группа представителей экономически сильных структур, оказывающих влияние на государственную политику. организуется лобби в виде комиссий, комитетов, советов, экспертов, рабочих групп, известных личностей. Они оценивают издержки и выгоды, которые несет то или иное решение, и ускоряют или замедляют или вовсе блокируют процесс его принятия. Все зависит от того, как соотносится результирующая издержек и выгод обсуждаемого решения с интересами структуры, которая организует лобби.

Лоббизм' (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Интересы государства

-Модернизация государственного и муниципального секторов экономики

-Доступ к информации о стратегических планах частного бизнеса

-Экономия бюджетных средств органами власти и получение дополнительных доходов от использования государственных активов и увеличение налоговых поступлений

-Синергия в использовании ресурсов и применении управленческих ноу-хау

-Разделение рисков реализации проектов с частным сектором

-Создание конкурентной среды в области оказания публичных услуг

-Повышение эффективности процессов принятия решений и увеличение производительности труда в государственном секторе

Интересы бизнеса

-Получение доступа к новым, ранее закрытым для частного сектора сферам экономики

-Координация планов развития бизнеса с государственными и муниципальными планами Получение дополнительных доходов в виде прибыли от использования государственных активов и прибыли на частный капитал

-Привлечение бюджетных средств для осуществления инвестиционных проектов

-Разделение рисков реализации проектов с органами власти Устранение структурных ограничений роста и развития за счет расширения и модернизации инфраструктуры, включенной в процессе оказания публичных услуг

-Позитивная социальная реклама

Тоже самое, что 114 или 118.

Концепции генезиса и сущности государства

Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее населения и обладает для этого специальным аппаратом управления.

В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них:

теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей;

патриархальная теориядоказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха);

договорная теория. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей

Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы.

Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса\

Сущность. Сущность и назначение государства выражается в его функциях.. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).

В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.

Типы и формы государства.

Монархия – форма правления , когда власть принаддлежит одному человеку( монарху)

Абсолютная монархия- (Оман, Катар, Бруней) - форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников.

президентская республика (Казахстан) - президент избирается народом, является главой государства и правительства, является верховным главнокомандующим, руководит внутренней и внешней политикой.

Парламентская республика (Италия, ФРГ, Израиль) - республиканская форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту, который самостоятельно выполняет ряд важных функций:

Типы:

унитарное государство (kz, Франция) - политически целостное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций и т.д.), которое имеет одну конституцию, одно гражданство, единую систему высших органов;

федерация - соединенное, союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов), объединенных на основе принципа верховенства общегосударственной власти и права .Федерации могут формироваться на территориально-административной основе (США, Мексика) и на национально-территориальной (Российская Федерация);

Наши рекомендации