Коммунистическая идеология: История и современное состояние.

Коммунистически идеология сформировалась на основе марксизма.

Марксизм:

1. сформулировал учение о построении справедливого - ком­мунистического - общества, в котором будет- покончено с экс­плуатацией человека человеком; преодолены все вилы соци­ального отчуждении человека от власти, собственности и результатов труда;

2. стал мировоззрением пролетариата, появившегося в резуль­тате произошедшего промышленного переворота;

3. представлял собой радикальную идеологию, акцентировав­шую внимание на революционных, насильственных методах пре­образования социальной действительности, что вытекало из содержаний марксистской концепции обшествеиного развития;

4. рассматривал исторический прогресс как последовательную смену общественно-экономических формаций; при этом анта-гонические формации (рабовладельческая, феодальная, капи­талистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза - социализм) формируется на принципиально иной экономической основе - общественной собственности;

5.полагал, что непримиримость социальных интересов проле­тариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены сохранением частной собственности в руках класса буржуазии. Поэтому революционный переход от капитализма к социализму заключается прежде всего в экспроприации част­ной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатства общества, а также в установлении дикта­туры пролетариата;

6.характеризовал коммунистическое общество прежде всего через человека нового типа, ориентированного исключитель­но на моральные стимулы к труду (труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, са­мореализации человека и т. п.);

7. полагал, что наиболее важным механизмом интеграции раз­личных элементов социальной структуры выступает коммуни­стическая партия. Для более полной реализации этой функции предполагалось превращение партии во властную структуру, сращивание с государством, которое под ее руководством дол­жно было постепенно заменяться системой общественного са­моуправления.

44. Сущность и функции политической культуры

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

К функциям политической культуры относят: интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; сохранение и развитие основ политической деятельности; проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов; профетическая, прогностическая в отношении развития; апробации и верификации политических кадров; синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Политическая культура является:

• качественной характеристикой политической системы общества, уровня доверия к ней граждан;

• критерием демократической зрелости институтов государства и гражданского общества;

• необходимым условием и средством преобразования политической действительности.

Культура политического сознания проявляется в мировоззрении индивидов, их политических знаниях, убеждениях и интересах, ценностных ориентациях, мотивах поступков.

Культура политического поведения материализуется в характере политической деятельности и ее социальной плодотворности, цивилизованности взаимосвязей субъектов политики.

О культуре функционирования институтов политической системы судят по уровню демократичности, качества управления социально-политическими процессами.

Содержание политической культуры общества отражается: в сознании и типичных образцах поведения граждан; национальном характере; действиях институтов политической системы; нормах взаимоотношений государства и общества.

Структура политической культуры включает: познавательный; эмоционально-чувственный; оценочный; поведенческий компоненты.

45. Политическая социализация личности

Политическая социализация – процесс усвоения личностью политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения.

Политическая социализация осуществляется в каждом конкретном обществе. Граждане овладевают его традициями и ценностями, образцами поведения, знаниями и навыками политического участия. В результате политической социализации человек становится (или не становится) сознательным и активным субъектом политики.

Факторы политической социализации человека:

• Макросреда – уклад общественной жизни; духовная культура; политика государства; деятельность институтов политической системы.

• Микросреда – семья; школа; трудовой коллектив; общественные объединения; группы интересов.

• Образование и воспитание человека.

• Социально полезная деятельность (включая политическое участие);

• Социальное положение и индивидуальные особенности человека.

В реальной общественной жизни указанные факторы политической социализации личности "переплетены" и оказывают многостороннее и противоречивое воздействие на политическое сознание и поведение человека.

Политическая социализация личности продолжается в течение всей жизни. Человек усваивает социально-политический опыт, обогащает свой духовный мир, корректирует ценностные ориентации и поведение. Его политические действия приобретают осознанный характер, а политические убеждения и оценки становятся более критичными.

Типы политической социализации:

Гармоничный – человек уважительно и конструктивно относится к государству и обществу, уважает законы и легитимную власть, добросовестно исполняет конституционные обязанности.

Гегемонистский – отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».

Плюралистический – гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития.

Конфликтный – гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами.

Наши рекомендации