Защита информации в экономике, внутренней и внешней политике, науке и технике
Реферат
На тему: «Защита информационной безопасности»
Выполнила:
Студент гр. НБ-14-7
Цыбиктарова Е. А.
Проверил:
Глухов Н. И.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Основные направления обеспечения информационной безопасности…………………………………..…………………………………..5
1.1. Защита информации в экономике, внутренней и внешней политике, науке и технике…………………………..………………………………………5
ГЛАВА 2. Принципы обеспечения информационной безопасности….11
ГЛАВА 3. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации……………………………..…………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Примечательная особенность нынешнего периода - переход общества от индустриального типа к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами являются материальные и нематериальные факторы, способствующие экономической деятельности, которыми располагает общество, и при необходимости используемые для достижения какой-либо цели хозяйственной деятельности. Существуют такие категории, как материальные, финансовые, трудовые, природные ресурсы, которые вовлекаются в хозяйственный оборот, и их назначение понятно каждому.
Но в современном мире появилось такое понятие как "информационные ресурсы". Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Они являются собственностью, находятся в ведении соответствующих органов и организаций, подлежат учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и обратить ее в наличность с пользой, продав кому-нибудь, или, что еще хуже, уничтожить. Собственная информация для производителя представляет большую ценность, поскольку получение или создание информации представляет собой трудоемкий и дорогостоящий процесс. Очевидно, что ценность информации (реальная или потенциальная) определяется в первую очередь приносимой пользой. В этих условиях защите информации от неправомерного овладения ею отводится весьма значительное место. При этом "целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствие с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологии и средств их обеспечения".
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
(Доктрина информационной безопасности Российской Федерации)
Защита информации в экономике, внутренней и внешней политике, науке и технике
К числу важнейших направлений жизнедеятельности общества и государства, информационная безопасность которых обеспечивает национальные интересы, Доктрина информационной безопасности РФ относит:
сферу экономики;
внутреннюю и внешнюю политику;
науку и технику;
оборону;
правоохранительную сферу и действия в условиях чрезвычайных ситуаций;
функционирование информационных и телекоммуникационных систем;
сферу духовной жизни человека и общества.
Воздействию угроз информационной безопасности в сфере экономики наиболее подвержены:
система государственной статистики;
кредитно-финансовая система;
информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти,
обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
системы бухгалтерского учета предприятий,
учреждений и организаций независимо от формы собственности;
системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
Основными мерами по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере экономики являются:
организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;
разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;
разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;
совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.
К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности в сфере внутренней политики Доктрина информационной безопасности относит:
конституционные права и свободы человека и гражданина;
конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальную целостность РФ;
открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации.
Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы:
нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;
недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;
распространение дезинформации о политике РФ, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;
деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации.
Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности в сфере внутренней политики являются:
создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;
активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.
В сфере внешней политики к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности Доктрина относит:
информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях;
информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, на территориях субъектов РФ;
информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику РФ.
Из внешних угроз информационной безопасности в сфере внешней политики, согласно Доктрине, наибольшую опасность представляют:
информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики РФ;
распространение за рубежом дезинформации о внешней политике РФ;
блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики РФ, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни;
нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;
попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях.
К числу внутренних угроз информационной безопасности в сфере внешней политики Доктрина относит:
нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
информационно-пропагандистскую деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающую стратегию и тактику внешнеполитической деятельности РФ;
недостаточную информированность населения о внешнеполитической деятельности РФ.
Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности в сфере внешней политики являются:
разработка основных направлений государственной политики в области информационного обеспечения внешнеполитического курса РФ;
разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях;
создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике РФ;
совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
совершенствование информационного обеспечения субъектов РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.
К числу наиболее важных объектов обеспечения информационной безопасности в области науки и техники Доктрина относит:
результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу РФ;
открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;
научно-технические кадры и систему их подготовки;
системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и др.).
Основными внешними угрозами информационной безопасности в области науки и техники являются:
стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;
К основным внутренним угрозам информационной безопасности в области науки и техники Доктрина относит:
недостаточное финансирование научно-технической деятельности, временное падение престижа научно-технической сферы, утечку за рубеж идей и передовых разработок;