Социально-политические концепции немецкой классической философии

Дальнейшее развитие социально-политическая мысль получила в трудах классиков немецкой философии. Германия того периода (XVIII в.) значительно отличалась по своему развитию от других европейских стран. Для нее были характерны политическая и экономическая отсталость, засилье феодально-сословных ограничений, безраздельное господство абсолютной монархии и т.д. И на этом фоне происходит необычайный взлет немецкой литературы и философии. Появляется целая плеяда блестящих мыслителей, которые совершили значительный переворот в философских и социально-политических взглядах. Среди них следует назвать таких, как Г.Э.Лессинг, Ф.Шеллинг, Г.Гете, И.Г.Фихте, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель и др.

В своем творчестве И.Кант значительное место уделял обоснованию идей либерализма. Центральное место в его теории занимает обоснование положения о том, что человек сам по себе обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких-либо целей, он сам по себе цель. Однако человек не всегда использует свободу во благо. И для этого необходим закон, который государство будет внедрять принудительной силой. В качестве такого закона он разрабатывает так называемый "категорический императив".

Государство Кант рассматривает как результат общественного договора. Оно всегда связано с принуждением, и главное его назначение состоит в охране права, строгом соблюдении законности. За разработку этих идей Канта можно с полным основанием считать одним из основателей современной теории правового государства. Несмотря на значительные противоречия между существующим государством и его теорией, Кант считал, что на практике все может быть изменено и установлено гражданское общество и правовое государство.

Провозглашая идею верховенства народа, права его на свободу, равноправие и независимость, Кант был непоследовательным. Отстаивая демократию, он вместе с тем не допускал обсуждения народом вопросов власти и принимаемых законов. В качестве выхода из этого тупика философ утверждал, что человек может считать себя внутренне свободным, но формально он всегда должен выполнять законы государства.

Значительный вклад внес Кант в разработку проблемы войны и мира. В своей работе "К вечному миру" он детально разрабатывает проект установления мира в рамках мирового сообщества путем создания федерации самостоятельных равноправных государств республиканского типа. Этого можно достичь путем просвещения и воспитания народа, благоразумия и доброй воли правителей и экономического сотрудничества наций.

Непреходящее значение для политической науки имеет предложенная Г.В.Ф.Гегелем теория разделения гражданского общества и государства, которая критикует "естественное состояние" общества, характеризуемое бесправием и произволом. Только в государстве индивид получает истинную свободу. Общество — это множество отдельных личностей, государство же опирается на объединенный народ. Их объединение и ликвидация противоречий между ними может быть достигнута через групповое представительство. Это значит, что люди должны в соответствии со своими интересами объединяться в общественные группы и из них выдвигать своих представителей, которые будут регулировать все отношения между группами. Только на основе этого возможно достижение национального единства. Такое рассмотрение гражданского общества заложило основы теории групповых интересов и их роли в политике.

Противоречие между гражданским обществом и государством может быть разрешено только конституционной монархией, которая якобы сможет обеспечить демократические преобразования в обществе. Поэтому прусская монархия, "подправленная" конституцией, согласно Гегелю, является последним этапом развития государства в истории человечества.

Интересен вывод Гегеля о том, что каждый народ в соответствии со своим уровнем развития и особенностями обладает тем государственным устройством, которое впору ему и подходит ему. Можно с уверенностью сказать, что вывод сохраняет свою актуальность и в современных условиях.

Наши рекомендации