Обоснование темы исследования: | В последнее десятилетие возрос интерес к изучению политической мысли России. Это связано с тем, что, во-первых, не стало идеологических рамок, что позволило посмотреть на уже изученные теории по-новому, во-вторых, после отказа от прежней государственной идеологии в обществе и в государстве возникла потребность в идеях и теориях, которые бы смогли сплотить общество и остановить центробежные силы в государстве. Такие понятия, как Православие, Самодержавие и Народность являлись ключевыми в построении политических идей, начиная с момента становление Российского государства и особенно в XIX веке. При этом в данные понятия вкладывали различное содержание, в результате чего различные политические направления использовали одни и те же понятия, но содержание их было различно. Не учитывая этого многие, современные политики и публицисты приходят к отождествлению различных политических направлений, к примеру, славянофилов и апологетов «теории официальной народности» (Триада С.С. Уварова), в связи с чем необходимо установить признаки и значение понятий Православие, Самодержавие и Народность в концепции славянофилов. |
Объект исследования: | Статьи Хомякова и Киреевского: И.В. Киреевский «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», И.В. Киреевский «О необходимости и возможности новых начал для философии», А.С. Хомяков «О сельской общине», А.С. Хомяков «О старом и новом». |
Цель исследования: | Определить признаки и значение понятий Православие Самодержавие и Народность у А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. |
Задачи: | 1. Определить основные признаки Народности; 2. Выявить критерии оценки Самодержавия как лучшей формы правления для России; 3. Определить представление славянофилов о роли Православия в политической сфере и его отличиях от других религий. |
Предмет исследования: | Содержание понятий Самодержавие, Православие, Народность |
Теория: | Содержание понятий Самодержавие и Народность в концепции славянофилов обусловлено религиозными признаками (православием), что являлось скрытой формой оппозиции И.В. Киреевского и А.С. Хомякова политическому режиму, правлению Николая I. Вместе с тем, придававшееся ими большое значение идее Самодержавия является признаком поддержки самодержавия как формы правления, что заставляло их отвергать негативные стороны данной политической системы. Следовательно, Народность выступает подчиненным понятием и полностью включает в себя идеи Православия и Самодержавия. Данные понятия имеют двойственное значение, т.к. с одной стороны выступают средством укрепления самодержавия, а с другой стороны – основанием критики политического режима. |
Гипотезы: | 1. Главный признак Народности – покорное отношение к верховной власти, что свидетельствует о большом значении образа самодержца в народе. 2. Если в Народности будут присутствовать признаки свободы народа от дел государственных, то главное отличие народа – это его большая духовность и религиозность. 3. Если присутствует отрицательное значение к Западным государствам, то народность определяется через противопоставление западным ценностям. 4. Если критерий выбора лучшей формы правления зависит от учета мнения народа при принятии политических решений, то Самодержавие будет рассматриваться как форма правления, обеспечивающая лучший учет мнения народа. 5. Если критерий выбора лучшей формы правления зависит от официальной религии, то Самодержавие будет освещено как наиболее подходящая форма правления при Православии. 6. Если критерий выбора лучшей формы правления зависит от стабильности в государстве, то Самодержавие будет представляться как наиболее способствующая стабильному развитию государства форма правления. 7. Если Православию отводится господствующая роль в политической сфере, то исключается революционная форма развития общества. 8. Чтобы Православие стало лучшей формой христианства, оно должно отражать лучшие качества католицизма и протестантизма. 9. Выступать за Православие как верховную идею в политической сфере – значит выступать за определенные гражданские права и свободы подданных. |
Рабочие гипотезы: | 1. Когда понятия свобода и права будут встречаться в тексте меньше, чем ответственность, долг, обязанность народа, то можно сказать, что понятие народность будет нести на себе признак подчиненности народа самодержцу. 2. Если понятия народность будет соединяться с понятием православие, духовность, верующий, смиренность, общинность, то можно утверждать, что Народность определяется через приверженность народа к православию как религии и православной культуре. 3. Если Самодержавие будет определяться как наилучшая форма выражения воли народа, народность будет подчинена понятию самодержавия. 4. Народность будет определяться через духовность народа, если будет встречаться в тексте отказ народа от: материальных ценностей, использования силы в сфере политики, будут присутствовать такие понятия, как духовные ценности, убеждение, просвещение. 5. Народность будет связана с соборностью и общиностью, когда понятие свобода будет связана с понятиями соборность и община. 6. Негативное отношение к государству как политическому институту проявляется, если: основание Российского государства будет связана с идеей призвания варягов; понятие закон будет употребляться в негативном плане, и когда данное понятие будет встречаться меньше, чем понятия обычай, нравственность, традиция. 7. Если западное государство будет оцениваться отрицательно, то в народности будут отрицаться такие понятия, как индивидуализм и эгоизм. 8. Если будет использованы словосочетания «любовь самодержца к народу», «дружба власти с народом», «право народа выражать свое мнение», то можно утверждать, что самодержавие понимается лучшая форма правления, наиболее полно учитывающая мнение народа при принятии политических решений. 9. Если будет использованы словосочетания «православная монархия», «православный государь», тогда можно утверждать, что лучшая форма правления определяется исходя из официальной религии государства. 10. Если республика будет определяться через такие признаки, как нестабильность, революция, то, следовательно, самодержавие способствует стабильности в государстве. 11. Понятие свобода будет определяться через соединение с понятием вера, нравственность, духовность, что будет подтверждать, что свобода понимается только в духовном смысле, а также отказ от каких-либо политических преобразований, затрагивающий форму правления. 12. Негативное отношение к политической ситуации и требование определенных гарантий для народа от произвола властей будет подтверждать наличие в тексте слов «бюрократия, чиновник, чиновничество» с отрицательным значением. 13. Католицизм будет определяться через единство, а протестантизм через свободу, тогда как православие будет определяться через свободу и единство. |
№ | Показатели и переменные | Код |
п/п | | |
1. | Признаки православия: | |
| «единство» | |
| «свобода» | |
2. | Оценка чиновника, бюрократии, чиновничества: | |
| «отрицательная» | |
| «негативная» | |
| «нейтральная» | |
3. | Словосочетания со словом свобода: | |
| «внутренняя» | |
| «нравственность» | |
| «вера» | |
| «соборность» | |
| «община» | |
4. | Признаки республики: | |
| «революция» | |
| «нестабильность» | |
| «насилие» | |
5. | Оценка Самодержавия: | |
| «православная монархия» | |
| «православный государь/царь» | |
| «любовь самодержца к народу» | |
| «дружба власти с народом» | |
| «право народа выражать свое мнение» | |
6. | Об источнике государства | |
| упоминание о призвании варягов; | |
7. | Отношение к закону: | |
| «обычаи» | |
| «нравственность» | |
| «традиция» | |
8. | Признаки народности: | |
| «православие» | |
| «духовность» | |
| - «верующий» | |
| «смиренность» | |
| - «общинность» | |
9. | Приверженность народа к самодержавной форме: | |
| Соотношение слов | |
| «право» | |
| «свобода» | |
| со словами: | |
| «ответственность» | |
| «долг» | |
| «обязанность» | |
10. | Определение народности через духовность: | |
| «духовные ценности» | |
| «убеждение» | |
| «просвещение» | |
11. | Отношение к Западной Европе: | |
| отрицательное | |
| нейтральное | |
| положительное | |