Особенности развития конфликтов

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США

Осмысление природы конфликтов в общественной жизни не

могло остановиться на рассуждениях Аристотеля и Томаса Гоббса.

Развитие различных регионов мира, становление капитализма,

войны и революции, происходившие в Европе в XVII-XIX вв.,

давали богатый материал для размышлений и для теоретических

выводов мыслителям самых разных направлений.

Во второй половине XIX в. большое распространение в Евро-

пе, а вслед за нею и в России получила марксистская интерпрета-

ция исторического процесса. В основу этой концепции была по-

ложена теория классовой борьбы как главной и доминирующей

формы конфликта, пронизывающего всю историю человечества

и принимающего своеобразные формы на разных этапах этой ис-

тории. Для капиталистической общественно-экономической фор-

мации главным стержнем являлась борьба между трудом и капи-

талом, или между рабочим классом и классом буржуазии. С точ-

ки зрения тех позиций, которые разрабатывались основополож-

никами и последователями марксистской теории, государство, как

и другие политические институты, не являлось ни представите-

лем интересов всего общества, ни арбитром в споре между кон-

фликтующими группировками. Всякое государство - лишь ко-

">7

митет, управляющий делами господствующего класса. Оно - по

определению - носит классовый характер. Сам конфликт между

классами принимает развитые формы лишь тогда, когда эксплуа-

тируемая масса осознает действительную роль политических ин-

ститутов, когда острие борьбы оказывается направленным имен-

но против политического устройства общества, против государ-

ства. В ниспровержении старых форм государственности и в ус-

тановлении новых ее форм европейские и российские марксисты

видели суть пролетарской, социалистической революции.

Наиболее известные современные историки общественной мыс-

ли, как, например, Ральф Дарендорф (Германия) или Антони Гид-

денс (Великобритания), рассматривают марксизм в качестве весь-

ма влиятельного направления, которое оказывает значительное воз-

действие на формирование сложившихся ныне способов понима-

ния действительности. Они подчеркивают, что в теории марксизма

был обобщен опыт европейской истории, в особенности таких ее

важнейших событий или процессов, как индустриальная револю-

ция в Англии и Великая Французская буржуазная революция (1789-

1793). Девятнадцатое столетие в Европе действительно прошло под

знаменем острой политической борьбы между рабочим классом и

классом предпринимателей. Рабочие европейских стран добились

восьмичасового рабочего дня, законодательного запрещения исполь-

зования детского труда на фабриках, создания не только системы

рабочего и трудового законодательства, но и парламентских инсти-

тутов, гарантирующих претворение в жизнь соответствующих прав.

В подавляющем большинстве европейских стран классовый кон-

фликт развивался таким образом, что государство должно было

принимать законы под воздействием классовой борьбы, под воз-

действием рабочего класса, сформировавшего свои профессиональ-

ные и политические организации. Политические партии социал-

демократического характера и национальные профсоюзы заняли

важное место в политической жизни всех развитых европейских

стран. Экономически господствующий класс предпочитал уступки

рабочему движению, оформленные с помощью законодательства и

права, тем потрясениям и разрушениям, которые могли бы после-

довать в случае его неуступчивости и пример которых демонстри-

ровал опыт российской политической истории.

Европейское общество вошло благодаря этому в XX в. с боль-

шим опытом разрешения и примирения конфликтов. В ходе ост-

рой политической борьбы вырабатывалась культура компромис-

са - основа основ европейской политической жизни.

Не менее важен и интересен был в этом отношении и опыт

США. XIX в. для этой страны, особенно начало века, - век ин-

дивидуализма, ожесточенной конкурентной борьбы. Это время,

порождающее своеобразный психологический типаж американ-

ца, известный под названием 5е1г-опепгеа регкопаШу, т.е. личнос-

ти, ориентированной на самое себя. Этот человек не мог пола-

гаться на защиту закона и должен был сам отстаивать свое право

на жизнь, нередко это приходилось делать с оружием в руках.

Рассказы Джека Лондона, повести Фолкнера дают достаточно

яркое представление об американское культуре этого времени.

Классовый конфликт в США развивался несколько в иных фор-

мах, чем это было в Европе. В середине прошлого века он перемес-

тился в сторону конфликта между Севером, представлявшим инте-

ресы индустриального развития страны, и Югом - сосредоточени-

ем своеобразной феодальной суверенности штатов, господствующие

круги которых развивались на экономической основе рабского тру-

да чернокожих. Гражданская война между Севером и Югом разре-

шила этот конфликт в пользу капиталистического способа произ-

водства и отмены рабства. Таким образом сложились предпосыл-

ки для формирования современных Соединенных Штатов Аме-

рики. США, следовательно, прошли в своем историческом раз-

витии через известную и разрушительную фазу насилия, которое

послужило уроком для будущих поколений граждан этой страны.

По мере преодоления наследия гражданской войны уходила и

культура <дикого Запада>, основным атрибутом которой был шес-

тизарядный кольт. Становление бизнеса в крупных масштабах

оказалось несовместимо с произволом и неожиданностью соци-

ального поведения личностей, ориентированных на себя. Посте-

пенно крупные формы и монополии перерабатывали огромный

человеческий материал, превращая 5е1т-опеп1еа рег8опа1ку в о1Ь-

ег-опеШеа регеопаИгу, в совершенно иной социально-психологи-

ческий типаж, формирующийся под доминирующим воздействи-

ем бюрократической культуры. Этот процесс переработки чело-

веческого материала зафиксирован не только в художественной,

но и в социологической литературе. Речь идет об исследованиях

Уайта <Человек организации> и о знаменитой книге Дэвида Рис-

мена <Толпа одиноких>.

В ходе этих преобразований формировалась своеобразная куль-

тура преобразования и разрешения конфликтов. В отличие от Ев-

ропы, в США гораздо меньшее значение имеет при разрешении

конфликтов общефедеральное или общегосударственное законода-

тельство. Гораздо большее значение приобретают фирмы и ком-

пании, с одной стороны, а с другой стороны, - местные власти.

Кризис конца 20-х годов, или экономическая депрессия, как его

называют, сыграл огромную роль в формировании американской

культуры преодоления конфликтов. Именно в это время под ру-

ководством социального психолога Элтона Мэйо была проведена

серия экспериментов по организации производства, в ходе кото-

рых возникла теория человеческих отношений, упорно отвергав-

шаяся догматическим марксизмом. Суть этой теории в выявлении

психологической составляющей как самостоятельного и очень важ-

ного компонента организации производственного процесса. При-

знание значимости работника как человеческого существа опро-

вергало рационалистический тейлоровский подход к организации

производства. Новые подходы исходили из той предпосылки, что

работник - человек и гражданин, а не простая функция производ-

ственного технологического процесса. Открытие Мэйо способст-

вовало изменению психологического климата на производстве и

прежде всего в деятельности больших компаний и предприятий.

Управленческий персонал обязан был получить багаж определен-

ных социологических и психологических сведений и навыков,

применение которых предотвращало производственные конфлик-

ты и обеспечивало стабильность экономической деятельности.

В политическом плане чрезвычайно важным был <новый курс>,

предложенный Ф.Д. Рузвельтом, в основу которого была положе-

на идея гражданственности, ограничения аппетитов монополий

во имя национальных интересов. Можно сказать, что <новый курс>

и концепция человеческих отношений стали общезначимыми цен-

ностями американского образа жизни, сыгравшими огромную роль

в практике предотвращения конфликтов и их регулирования. Те-

перь каждый американец воспитывается на основе усвоения таких

истин: конфликты существуют, они правомерны и избежать их

невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные ин-

тересы, которые он вправе отстаивать; однако обострение кон-

фликта способно нанести людям, участвующим в этих конфлик-

тах, гораздо больший ущерб, нежели тот выигрыш, который мож-

но было бы ожидать, настаивая на своих собственных интересах -

ибо другие люди также обладают своими интересами, и они будут

их отстаивать с не меньшим энтузиазмом, если дело дойдет до

угрозы их ущемления; лучший способ добиться реализации своих

интересов - открытый переговорный процесс с теми, от кого за-

висит возможность реализации этих интересов. В конце концов

можно найти такой вариант в ходе переговоров, при котором ни

одна из сторон не будет ущемлена. Примером такой переговорной

практики являются рыночные отношения, отношения договора и

сделки, в ходе которых всегда идет определенная прикидка воз-

можных выгод и потерь от той или иной акции.

Весьма интересно и развитие внутреннего политического кон-

фликта в американском обществе, характеризующемся достаточ-

но высокой степенью стабильности и устойчивости. Механизм

этой устойчивости в значительной мере обусловлен ритмом по-

литической жизни США - четырехлетним сроком президент-

ского мандата в соответствии с Конституцией. Автор книги <Со-

циальный конфликт и социальные движения> Антони Обершелл

- один из наиболее известных представителей социологии кон-

фликта - так характеризует противостояние двух основных по-

литических традиций в рамках американской демократии:

<внутри американской демократической политической тради-

ции, основанной на идеалах политического равенства и принци-

пах народного суверенитета и правления большинства, всегда су-

ществовала и будет существовать - и скорее всего будет существо-

вать всегда - напряженность между элитистской (Гамильтонов-

ской) и популистской (Джефферсоновской) ориентациями. Дей-

ствительно, каким образом предпочтения большинства народа могут

быть превращены в закон? Те, кто не доверяют народной мудрос-

ти, и те, кто, напротив, не доверяют мотивам народных избранни-

ков и хотят минимизировать неравенства, являющиеся результа-

том политической дифференциации граждан, предпочитают раз-

личные формы структурной организации претворения демократи-

ческих принципов в жизнь. Популисты считают, что законодате-

ли - это необходимое зло и они должны быть лишь исполнителя-

ми народной воли. Элитисты рассматривают законодателей в ка-

честве полезного посредника между предрассудками обществен-

ного мнения и формированием общественной политики. Попу-

листы выступают за частые и прямые выборы, имея в виду, что

первичные выборы проверяют влияние партийных боссов, дейст-

вующих группами и объединенно. Они используют референдум

как противовес влиянию законодателей. Элитисты находятся в

оппозиции к этим институтам. Распространение элитизма подры-

вает демократию в пользу олигархии. А распространение популиз-

ма вполне может содействовать установлению диктатуры и подав-

лению прав меньшинств нетерпеливым большинством. Успех де-

мократической традиции в значительной мере основывается на

противоречиях и напряженности, существующей между этими дву-

мя конфликтующими ориентациями, так как это позволяет обес-

печить реформирование и перестройку демократических институ-

тов изнутри в соответствии с новыми обстоятельствами и новыми

политическими силами> (11).

Мы привели это высказывание Обершелла для того, чтобы

проиллюстрировать наличие по меньшей мере двух трактовок са-

мой демократии - популистской и элитистской, - которые ока-

зываются весьма существенными даже при условиях функциони-

рования хорошо отлаженных институтов демократического устрой-

ства общества. Позиция Обершелла лишь иллюстрирует тезис о

весьма высокой сложности демократического общественного уст-

ройства, которая не просматривается при одномерном противопо-

ставлении демократии и тоталитаризма (12).

Наши рекомендации