Основные тенденции развития политической системы Республики Казахстан в условиях суверенитета.
В любом правовом государстве для продвижения идей нужна конкурентоспособная политическая система. Также необходимо партийное поле, на котором эта система будет осуществлять свою деятельность. Под понятием партийного поля мы должны понимать именно Парламент, поскольку только он является высшим представительным органом, который реализует законодательные функции и выступает в качестве самостоятельной ветви государственной власти. Деятельность такого механизма тесно связана с действующей в государстве партийной системой.
Доминирование одной крупной партии над остальными в депутатском корпусе на начальных стадиях развития общества – распространенное явление в мировой политической практике. По мнению ведущих политологов, такое явление вполне естественно для стран в переходные периоды, поскольку это удобно для сохранения стабильности и управляемости общества. Однако такую же систему они относят к не особо демократичным способам управления. По их мнению, в связи с отсутствием полемики с другими фракциями у народных избранников снижается уровень депутатской экспертизы. Они убеждены, что в таких условиях Парламент может утратить свое основное предназначение и качество законотворческого процесса может снизиться. В свою очередь, казахстанская партийная система тоже не стоит на месте. Конституционная реформа, начатая Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, изменила правовой статус политических партий, расширила полномочия Парламента и обеспечила дальнейшее формирование парламентской и партийной системы Казахстана, предоставив совершенно новые рычаги для развития демократического процесса.
На XIII съезде НДП «Нур Отан» Президент Н.А. Назарбаев сказал, что после выборов в 2012 году в мажилисе Парламента будет обязательно представлено не менее двух партий.
Понятие государства. Признаки государства.
Государство, представляет собой политическую организацию общества, обеспечивающую интересы различных социальных групп. Как политическая организация современное государство обладает рядом признаков, отличающих его от других элементов политической системы и позволяющих формировать организационные рамки общества в целом. Это – суверенность, всеобщность, принудительность.
Под суверенностью понимается наивысшая, неограниченная власть государства по отношению к субъектам, действующим в пределах его территории, и независимость во внешнеполитической деятельности. В сфере международных отношений суверенитет государства ограничивается экономическими, политическими и иными соглашениями.
Всеобщность означает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории, в том числе и граждан других государств, и лиц без гражданства.
И, наконец, принудительность, под которой понимается, во-первых, принадлежность к государству, реализуемая через гражданство, а во-вторых, исключительное право государства на навязывание своей воли с помощью специального аппарата насилия. При этом государственное принуждение является первичным по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.
Отличительными признаками, или атрибутами, государства являются территория, определяемая границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, и население, на которое распространяется власть государства. Важный атрибут современного государства – государственный аппарат, посредством которого государство функционирует и развивается, непосредственно и действенно осуществляя свою власть.
Функции государства
Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.
С этой целью государство выполняет ряд задач:
управление хозяйством и обществом;
оборона собственной территории.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.