Понятие и проблема классификации политических режимов.
Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени.
В политологии существует несколько трактовок политического режима.
1. Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический режим с формами правления и государственного устройства и акцентирует внимание на формально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственной власти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур. Прослеживается тенденция отождествления политического режима с формой правления. Односторонность подобного подхода заключается в том, что реальная практика реализации власти может противоречить закрепленным в конституциях нормам, а сам политический режим представляет собой более широкое явление, чем форма правления.
2. Социологический подход ставит акцент на характере отношений между государством и обществом, "которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения". В рамках этого подхода обращается внимание на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения элит и народа.
3. Широкая трактовка политического режима выходит за рамки только политико-правового или только социологического анализа и рассматривает его через соотношение ряда компонентов, что позволяет отличать одни типы политических режимов от других.
Политический режим включает в себя:
· политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
· методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
· реальный уровень свобод человека, объем его прав;
· методы выработки политических решений;
· способы урегулирования конфликтов;
· плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
· конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;
· идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
· формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
· тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
· структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.
Подходы к определению содержания категории политического режима можно использовать в качестве оснований для их классификации. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических целей и интересов просто невозможно. Существует несколько проблем в данной классификации, во-первых, грань между тоталитарным политическим режимом и авторитарным достаточно зыбкая, плавающая, если давать достаточно широкое определение тоталитарным режимам, то автоматически, некоторые политические режимы из авторитарных переходят в тоталитарные, а если использовать узкое определение, то тоталитарных режимов получится всего два: Германия при Гитлере и СССР при Сталине, причем оба режима имеют существенные различия. Что касается демократий, то их существует несколько десятков, причем только на Западе и каждая имеет свои отличия.
В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т. п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т. д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.