Местное управление и самоуправление: главные признаки. Механизмы формирования и направления деятельности.

Местное управление— местные органы власти, назначаемые централь­ной властью.

Самоуправление— предоставленное конституцией или иными государ­ственными актами право местных органов власти самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; деятельность местных органов власти по реализации предоставленных им полномочий.

Органы местного самоуправления—местные органы, которые избира­ются непосредственно гражданами.

Местное самоуправление характеризуется главным признаком — выборностью. Органы местного самоуправления избираются непосредственно гражданами, а местного управления — назначаются центральной властью. В этом их главное отличие. Встречаются также термины «муниципалитет», «муниципальный орган», что чаще всего равнозначно понятию органа местного самоуправления; В США и в Днглии муниципальными называются только городские органы, в некоторых других странах — любые избираемые.

Вместе с тем органы местного Самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, самостоятельностью, т. е. иметь реальные права. Полномочия местных органов закрепляются в нормативных актах. Конституции государств содержат главы или отдельные статьи;: посвященные местному самоуправлению. 15 октября 1985 года была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Она обязательна для государств — членрв Совета Европы и закрепляет важнейшее конституционные, законодательные основы местного самоуправления. | Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. В разных странах имеются различные системы административно-территориального деления; более развитые и Менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера площади государства, от численности его населения.

Встречаются двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т. д. Есть даже пятизвенные системы (например во Франции).

Местное самоуправление, как правило, включает в себя два элемента: выборный орган ни исполнительный орган. Исполнительный орган бывает единоличным и коллегиальным. Примером первого является мэр (Франция) или бургомистр (ФРГ), а второго — Магистрат в некоторых землях ФРГ или I джуита в Италии. Исполнительный орган - это постоянно действующая структура, а выборное собрание собирается периодически для решения каких важных вопросов.

Органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждаетя, в частности, наделением их обширными властными полномочиями, При этом объем полномочий и способ предоставления прав местным органам в различных странах весьма неодинаков. В некоторых государствах (например, Франция) законодательство очень подробно регламентирует компетенцию муниципальных органов и следит за тем, чтобы они не превышали своих полномочий.

Компетенцию органов самоуправления можно условно разделить на первоначальную и вторичную. Первоначальная касается местных дел — это система 5 школьного образования, здравоохранение, правильность застройки, чистота улиц, скверов, забота о бездомных, престарелых и т. д. Вторичнря компетенция — это то, что местные органы выполняют как бы по поручению вышестоящих органов: учет избирателей, призывников и т. д. Для лучшего понимания компетенции муниципальных органов их полномочия подразделяются на определенные группы.

1. Полномочий в сфере финансово-экономической деятельности — приня­тие местного бюджета, участие в экономических и социальных проектах путем выпуска либо покупки акций, сбор различных денежных средств и т. д. Финансово-экономическая сфера является самой важной.

2. Полномочия в области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды.

3. Полномочий в социальной сфере

4. Полномочия в области охраны общественного порядка

Эти направления деятельности являфтся самыми важными для местных муниципальных органов зарубежных стран.

Права местных органов в унитарных государствах закрепляются законами и актами правительства, в федеративных государствах — субъектов федерации.

Основными методами муниципальной деятельности являются непосредственное регулирование и управление

Регулирующая Деятельность — это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового характера и др. разрешение на

занятие промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных участков под строительство; разрешение или наложение запретов на проведение уличных

демонстраций, митингов; надзор за охраной общественного порядка, противопожарной безопасностью, санитарией и т. д.

Управленческой деятельностью называется руководство предприятиями коммунального Хозяйства, транспорта, бытового обслуживания, которые составляют муниципальную собственность.

Центральная власть стремиться контролировать местные власти, чтобы они не выходили за рамки закона.

Наши рекомендации