Полит. воззрения эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Ж. Боден).
Н. Макиавелли. «Государь». Ввел понятие гос-ва, кот. обозначил аппарат управления, полит. состояние общ-ва и закон. Гос-во создается не богом, а людьми и его задача умерить эгоизм людей. Гос-ву принадлежит монополия на власть в общ-ве и чаще всего эта власть нах-ся в одних руках. Правитель д/б опекуном народа, суровым, но справедливым; мудрым и сильным, и должен уметь отступать от добра. Он должен руководство-ваться общими интересами и ради этого прибегать к любым ср-вам, в т.ч. и аморальным. Вся политика безнравственна, цель оправдывает ср-ва. Но к жестокости правитель должен прибегать редко, чтобы она не утратила своего воспитательного значения. Насилие д.б. не разрушительным, а исправительным. Правитель – это только форма, а народ – материя. Форма не м.б. противопоставлена материи, поэтому государь должен всегда действовать в интересах народа. Если он забывает об этом, народ должен сменить форму гос-ва. Масса умнее, чем князь, а республика лучше, чем монархия. Ж.Боден. «6 книг о республике». Государь – глава семейства, поэтому его власть не д.б. произволом, он должен помнить, что не явл. гос-вом, а лишь его представителем. Гос-во - это управление на основе права, справед-ливости, законности. Его глав. фун-я – поддержание внут. Порядка и защищать от внеш. врагов. Вся власть в общ-ве принадлежит гос-ву. Она суверенна, т.е. независима не от каких полит. и религ. сил, но эта власть не произвол, т.к. ее ограничивают законы природы, божьи и чел-кие. Законы: неприкосновенность частной соб-ти, справедливость в распределении благ и наказаний и поддержание порядка и мира. В завис-ти от носителя суверенитета гос-во делится на формы: монархия, аристократия, демократия.
21. Политические конфликты, их структура, особенности и типология.Конфликт – форма борьбы за власть м/у субъектами с противоположными политическими интересами или целями. Субъектом и оппонентом конфликта м.б. социальные группы, гос-во, органы власти, индивиды. У каждого субъекта свои мотивы, поводы и причины, но одна общая цель – власть. Конфликт проходит стадии: 1. Формирование противоречивых интересов и целей.2.Осознание участниками ( субъектами) этих интересов и целей. 3. Столкновение субъектов. 4. Разрешение конфликта. Лучшим ср-вом разрешения конфликтов является компромисс и консенсус (решение с которым все согласны). Виды: 1. М/у органами власти и социальными субъектами, не имеющими доступа к власти. 2. Внутри системы власти из-за перераспределения властных полномочий ( например, м/у политическими партиями во время выборов). 3. Горизонтальное – м/у субъектами равными по статусу. 4. Вертикальное – м/у субъектами разных уровней. 5. Антагонистические (не рареш-ся мирно) и неантагонистические – можно решать с помощью компромисса или консенсуса. 6. Внутриполитические/ внешнеполитические (с другой политической системой).
22. Полит. учения мыслителей Нового времени (XVII в. – Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк).Гуго Гроцкий. Учение о естеств. праве. Гос-во возникает в рез-те договора, кот зак-ют м/д собой люди. Источник власти – народ, а гос-во, механизм, кот должен защитить естеств. право, т.е. природную свободу и рав-во людей. Права делятся на естественные и общественные. Естественные люди могут получить от природы, и гос-во над ними не властно (свобода и рав-во), общественные гос-во должно гарантировать (неприкосновенность частной собственности, соблюдение договоров и равное наказание за преступления). Томас Гоббс. «Левиафан». Гос-во – чудовище, пожирающее людей и создали его сами люди, т.к. в естеств. состоянии шла война всех против всех. Люди зак-ют договор и отдают ему все свои естеств. права. Гос-во злоупо-требляет властью, но делать ничего нельзя. Дж.Локк. «2 трактата о гос. правлении» в естеств. состоянии никакой войны не было, а гос-во создали для того, чтобы оно гарантировало естеств. права людей, часть кот. ему отдали. Но гос-во попыталось захватить весь народный суверенитет, т.е. нарушен договор, поэтому у народа есть право изменить гос-во на то, где власть законодательная – принадлежит народу, а исполнительная – прав-ву, а возглавляет монарх.
23. Политическое господство как форма институциализации власти. Теория легитимации господства М. Вебера.Отношение власти зарождается в первобытном общ-ве. Сначала – власть вожака, самого сильного мужчины, кот. подчиняются все остальные члены кол-ва. Затем возникает власть кол-ная (рода и семьи). На этом этапе объект и субъект власти совпадет, поэтому нет пол-ки. Но с возникновением нерав-ва меняются отношения и в семье и в общине. Главой семьи становится самый старший мужчина, так возникает отцовская власть, все остальные члены семьи ему подчиняются, они становятся зависимыми людьми. В общине народное собрание всех общинников превращается в собрание вооруженных мужчин. Причина изменений – развитие ср-в про-ва и возникновение про-ного хоз-ва (земледелия и скотоводство). Мужчины как осн. произ-ли становятся соб-ками ср-в про-ва, возникает имущ-ное нерав-во. Власть вождя не абсолютна, она ограничена народ. собранием. Со временем вождь превратился в постоянно действующего князя, а народ. собрание в дружину. Князь и дружина – первые органы форм-ния гос-ва, кот превратятся в монарха и армию. Гос-во окончательно сформ-ся с появлением бюрократии, посредники м/д субъектом и объектом власти. Власть окончательно будет от делена от народа и превратится в инивид. наследуемую по традиции. Гос-во полит-ки господствует над общ-вом. Гос-во м/б: традиционным (основан на традициях), рационально-легальным (основан на предположении, что власть соответствует нормам права), харизматический (основан на авторитете исключит. одаренной личности). Гос-во — полит структура особого рода, возникшая на опред. этапе общ развития, представляющая собой центр. институт власти в полит сис-ме конкр. общества. Легальность власти – юрид понятие, обозначающее, что происхождение власти, способы её функционирования зафиксированы законом.
24. Политическое лидерство, его сущность и специфика. Современные теории политического лидерства. П. Лидер - человек, способный изменить ход событий и направленность п. процессов.
П. Лидерство - механизм и конкретные способы реализации власти. П. Лидерство - наиболее высокая форма лидерства вообще. Неправильно полагать, что характер п. лидерства будет одинаковм при всех п. лидерах. Факторы, определяющие характер п. лидерства
а)личностные черты (природные - интуиция, нравственные - отрицат. Л-во», профессиональные - дипломатичность, аналитические способности);
б) инструменты осуществления власти (На что опирается лидер: партии, органы законодат. Власти, суды, бюрократический аппарат, сми);
в) ситуация, с которой сталкивается лидер (спокойная, кризисная).
Функции лидера.
Аналитическая- всесторонний анализ причин сложившейся ситуации.
Разработки программы действий- в выполнении этой функции большую роль играют личностные качества лидера.
Мобилизация страны на выполнение принятой прог-раммы -многое зависит от умения лидера вступать в контакт с широкими массами.
Новаторская- политлидер сознательно вносит конструктивные идеи социального устройства общества.
Коммуникативная- отражение всего спектра потребностей и интересов людей в программах, на практике.
Организаторская- мобилизация народных масс на воплощение в жизнь политпрограмм .
Координационная- направлена на координацию действий всех субъектов политпреобразований.
Интегративная- направлена на поддержание целостности и стабильности общества.
Задача поддержания консенсуса в обществе - ключевая функция политлидера.
В современной политологии существует несколько основных теорий политического лидерства: • теория черт. Суть этой теории в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами политического лидера (острый ум, твердая воля, целеустремленность, организаторские способности, компетентность, фотогеничность); • ситуационная теория. Суть этой теории заключается в том, что конкретные обстоятельства формируют отбор политического. • психологическая теория. (Масса требует вождя) Политическое лидерство — тип политического взаимодействия, когда индивид или часть социальной группы, выполняя роль лидера, объединяет и направляет действию всей группы, которая принимает и поддерживает его действию с целью организации на общую деятельность и ее осуществление. Типологию по Максу Веберу: 1) Традиционное лидерство — базируется на вере в святость традиций, обычаев. Это лидерство, как и верховенство в семье, имеет патриархальный характер, т.е. базируется на вере в святость существующих издавна форм авторитета. Этот тип лидерства связанный с традицией и менее за все учитывает личностные качества руководителя; 2) Рационально-легальное — основанное на вере в законность существующего порядка. Этот тип лидерства опирается на право и закон. Политические лидеры данного типа избираются демократическим путем; 3) Харизматическое лидерство — базируется на вере в способности вождя, его исключительность. В этом случае личная преданность вождю является гарантией стойкости режима. • Стили политического лидерства. По стилю различаются авторитарное и демократическое политическое лидерство. Первое базируется на наличии у определенного политического деятеля неделимой власти над группой, массой, народом, относительно которых он, в сущности, выступает военачальником. Авторитарный стиль предусматривает единоличное устремляющее влияние, которое базируется на угрозе применения силы. Лидеры авторитарного стиля могут стать лидерами в большинстве случаев лишь при условии, что они сначала занимают руководящую должность, а потом достигают общего признания. Такие лидеры заинтересованы в создании командно-административной системы, они склонны к демагогии и докладывают максимум усилий к формированию в народе тоталитарного сознания. Демократический стиль лидерства отличает тех политических деятелей, которые сначала завоевывают общее признание, а уже потом обнимают важные должности в политическом руководстве страны. Они приходят к власти «будто на плечах» избирателей и ощущают свою зависимость от их реакции на свою деятельность. Такого рода лидеры и считаются народными. Они заинтересованные в политической активности народа и способны стать движущей силой демократизации общественной жизни.