Личность, как первичный субъект политики.
Человек — мера всех вещей. 3 аспекта личности:
· психофизические качества человека;
· личности, как представитель социальной группы;
· личность, как социально-активный гражданин, обладающий разумом и социальной волей.
Роль личности в разных концепциях:
1. Патерналистская концепция.
2. Тоталитарная концепция.
3. Либеральная концепция.
Патернализм. (китайский мыслитель Конфуций)
1. Конфуций исходил из того, что люди изначально социально и политически не равны. (создание общества требует неравенства людей);
2. Государство подобно большой патриархальной семье (старики, среднее поколение, младшее поколение). Социальная структура государства: во главе стоит император, монарх; следующий уровень — чиновники и аристократы (полусознательные участники политики); третий уровень — простой люд (бессознательные участники политической жизни).
Тоталитаризм. (всеобъемлющий, всеохватывающий). (Платон, Аристотель).
Характеристика:
1. Государством должны управлять и правитель (монарх) и аристократия;
2. цель государства — благо людей, а государство должно контролировать общество, правильность образа мыслей и веры человека.
Аристотель увидел противоречие в обществе — «конфликт между богатыми и бедными». Он считал, что конфликт можно исчерпать, создав мощный средний слой, который выступает буфером и как некий хребет.
Либерализм. (возник как реакция бесправных ограниченных людей в теории государства). (Гуго Гроций, Д. Лок, Шарль Луи Моинескре, Дж. Ст. Милль).
Особые либеральные теории:
1. Человек — первичный субъект политики.
2. Интересы человека выше и интересов общества и интересов государства.
3. Человек наделен неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами:
- права негативные (от рождения);
- права позитивные (государственные).
4. Ограничения в сфере полномочий государства по отношению и к личности, и к обществу.
Политическая элита.
Элита — привилегированный слой, осуществляющий функцию управления обществом.
Факторы существования элиты:
1. социальное и психологическое неравенство людей;
2. объективный закон разделения труда, требующий профессионального занятия трудом управленческим;
3. высокая общественная значимость труда управленческого;
4. широкие возможности использования труда управленческого для получения разного рода социальных привилегий;
5. невозможность тотального контроля над элитой и, как следствие, возможности для злоупотребления;
6. пассивность широких масс населения.
Классификация, типология элиты:
I. - правящая элита;
- контрэлита или оппозиционная элита;
II. Выделяют 3 уровня элиты:
- высшая элита, принимающая решения для всего общества;
- средняя элита;
- административная элита (чиновники).
39. Политическая элита: обусловленность существования, функции способы формирования.
Политическая элита – это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в собственных руках государственную власть и занимает командные посты, заведует обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и возможностями.
Существует много подходов к обоснованию необходимости существования элит.
Биологический подход. Представители его мотивирует необходимость деления общества на элиту и массу, опираясь на утверждение, что различие между ними является генетической.
Психологический подход. Согласно ему элита и масса наделены особыми, только им присущими психологическими качествами.
Функционально-технократический подход. Его представители объясняют существование элиты как функции социальных отношений, обеспечения потребностей общества в управлении.
Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:
1. Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.
2. Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев
населения и реализацию их в практических действиях.
3. Организаторская – осуществление на практике выработанного
курса, воплощение политических решений в жизнь.
4.Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
40. Теория элит В.Парето, Г.Моски, Р.Михельса.
Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов).
Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный тип управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.
Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.
Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, — писал Парето, — и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности.
Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.
Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876—1936). Причины невозможности демократии он объяснял тремя следующими тенденциями, они заложены в сущности человека, особенностях политической борьбы и в специфике развития организации. Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как «…совокупность психических свойств массового обывателя: политическая индифферентность, некомпетентность, потребность в руководстве, чувство благодарности вождям, создания культа личности вождей..». Эти массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных. Позже Михельс стал одним из сторонников фашизма, сначала в Италии, а затем и в Германии. И воплощением волевого класса, пришедшего на смену кризисному парламентаризму, стал фашизм во главе с Б. Муссолини.
Современные теории элиты.
Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
Другими словами, элита - это высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.
Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди кото- рых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.
Макиавеллистский подход.
Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Г. Моска и В. Парето. Для представителей данного под- хода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике. Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.
Ценностный подход.
В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе. Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.