Сущность политической модернизации. Основные стадии, особенности, типы и противоречия.
В середине XX в. в политической науке получила «прописку» новая категория: «политическая модернизация».Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации.
1.1950-60-е годы- модернизация понималась как копирование западных устоев во всехобластях жизни. Политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран «третьего мира» и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США.
2. 1970— 1990-е годы — связь между модернизацией и развитием была пересмотрена. Модернизация стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция. Приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели. Более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.
Модернизация может осущ-ся постепенно эволюционным путём или в виде соц.-экономического взрыва, м.б. сочетание этих видов.
Модернизация — это естественный процесс самообновления политич. системы. Он характеризуется системностью и постепенностью качественных изменений политических институтов, их функций. А главное — это целенаправленный, управляемый процесс, содержание которого составляют изменения политических режимов, образцов политического поведения, тех или иных норм, идеологических ценностей, ориентации и политического языка.
Политическое развитие означает позитивную динамику политической системы — ее устойчивое движение к качественно новому состоянию.
Политологи выделяют три главных критерия политического развития, отражающие способность политической системы:
• к изменениям структур (институтов, норм, коммуникации) общества и власти;
• к нововведениям (инновациям) — гибкому реагированию на новые социальные проблемы, общественное мнение, требования и интересы граждан;
• к обеспечению равноправного участия граждан в политической жизни общества (независимо от их негативного или позитивного отношения к институтам политической системы).
Политическая модернизация включает следующие стадии:
· критическая оценка обществом своих традиционных политических ценностей;
· определение путей, средств и методов преодоления кризисных тенденций, конфликтности и напряженности в обществе;
· изменение ценностных ориентации граждан, приобщение их к демократической политической культуре;
· демонтаж старой политической системы, ликвидация ее несоответствия запросам общества и времени;
· проведение комплексных реформ в политической, экономической, социальной и духовной сферах.
Выделяют три типамодернизации: «первичную», «вторичную», «глобальную».
«Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Канада) охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав.
«Вторичная модернизация» — демократические преобразования «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и другие страны мира). Она обусловлена неравномерностью экономического и политического развития стран, их культурно-национальными особенностями.
«Глобальная модернизация» — процесс качественного совершенствования всех современных обществ, их политических систем. Надо полагать, что в будущем человечество придет к единой, универсальной для всех стран модели постиндустриализма и гуманного политического бытия.
Также различают соц., эк.,полит. и дух.мод-цию. Предпосылками и факторами политической модернизации являются: обострение политических противоречий в результате устарелости тех или иных элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур.
К числу важнейших факторов модернизации относятся следующие:
· в экономике: расширение индустриальных технологий,
основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие
рынков товаров, капиталов и труда;
· в социальной сфере: ослабление прежних предписанных типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью;
· в политике: образование централизованных нацио-государств, в рамках которых формируются различные coi, политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;
· в культуре: дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.
Опыт политической модернизации бывших советских республик и других стран позволяет сформулировать некоторые выводы, важные для понимания особенностей этого процесса.
1. Термин «модернизация» применительно к политической сфере означает и состояние политического развития, и процесс перехода к «политическому модерну» — современным демократическим обществам, качественно новому уровню политической культуры и политических отношений.
2. Модернизация не есть «копирование» западных политических ценностей. Ее ошибочно рассматривать как процесс «догоняющего» развития индустриальных (постиндустриальных) стран.
3. Модернизация — это глобальный процесс непрерывного движения обществ и государств к новому качеству политического бытия. Переход к «политическому модерну», к реальной демократии — актуальная задача для каждой страны .
4. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты определяются национальными особенностями, историко-культурными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкретного общества, иными факторами. Главное противоречие современной модернизации — закономерный конфликт между утвердившимися «нормами политической культуры» в западном мире и национальными ценностями и традициями «переходных», менее развитых, традиционных государств.
5. Модернизация в каждой конкретной стране — длительный исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности.
Модернизацию нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику, не творчески применяя опыт других стран.
Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым недовольством, дестабилизацией политико-властных отношений.
6. Политическая модернизация далеко не всегда приводит к бесповоротному утверждению демократических норм и принципов власти. Она характеризуется повышенной конфликтностью социально-политических процессов. Противоборство субъектов политики может повлечь острые кризисы, попятное политическое развитие общества и облегчить узурпацию власти реакционными.
42. Политическая культура: сущность, структура и основные функции. Полит. культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего полит опыт человечества, соц общностей, больших и малых соц групп, полученный в ходе исторического развития.