Основные этапы становления и развития политических идей и теорий. Политические идеи мыслителей Беларуси.
Основные этапы становления и развития политических идей и теорий. Политические идеи мыслителей Беларуси.
В истории политической мысли использовались различные концептуальные подходы к объяснению политики:
• мифологический (Древний Восток: Египет, Месопотамия, Иран, Индия, Китай);
• философско-этический (Древняя Греция и Древний Рим);
• теологический или религиозно-христианский (Средние века);
• рационально-критический, социальный (Новое время). Зачатки знаний о социально-политических явлениях (о
происхождении власти, устройстве государства, деятельности правителей, нормах поведения людей, социальном неравенстве, отношениях человека и общества) проявились на Востоке и выражались в божественно-мифологической форме. Специфика их интерпретации отражена в письменных памятниках Египта, Вавилона, Ассирии, Хеттского царства, брахманизме, буддизме, конфуцианстве, даосизме.
Мыслители античности, постепенно освобождаясь от религиозно-мифологических подходов к политике, рассматривают ее через призму философско-этических представлений. Диалоги Платона «Государство», «Законы», «Политик», трактаты Аристотеля «Политика» и «Афинская политая» содержат глубокие суждения о государственном устройстве, значении права и демократии. Ключевые политические идеи Аристотеля, которого политологи считают одним из основоположников политической науки, явились отражением реальной жизни — он обобщил опыт социально-политического устройства 158 греческих городов-полисов.
Выдающийся мыслитель Древнего Рима — М. Т. Цицерон. Он предпринял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих взаимоотношения правителей и подвластных. Теологическое мировоззрение Средних веков представлено в творчестве идеологов христианства Августина Блаженного Аврелия и Фомы.
Начало систематизированному изучению политики как социальной реальности положил Я. Макиавелли. Он обосновал ключевой принцип познания мира политики: наука призвана исследовать не воображаемый мир, а политическую практику — непосредственно наблюдаемые в обществе процессы, поведение правителей и подданных. Только реалистические представления о государстве и обществе, так считал Я. Макиавелли, способны превратить политическую науку в инструмент преобразования действительности.
Политические учения Нового времени (XVI—XIX вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных политических порядков и учреждений. В этот период родилось множество концепций и выводов, обогативших научные представления о политике, ее взаимоотношениях с обществом. Макс Вебер разработал теорию власти, бюрократии, лидерства. Наиболее существенная идея – политика является особым видом человеческой деятельности. История политических учений дает наглядный материал об эволюции политической мысли различных народов, государств и регионов. Многие суждения мыслителей прошлого о политике не устарели, отвечают самым высоким демократическим и гуманистическим стандартам
Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.
Политическая мысль Беларуси
Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей - идеи единения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства. Значение этой идеи трудно переоценить. Под ее влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Когда русские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенного славянорусскими народами единства; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений. На развитии политической мысли и всей отечественной культуры в рассматриваемый период благотворно сказывался общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину - белорусского и восгуманиста. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Франциск Скорина свои социально-политические взгляды изложил в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам. Аналитики справедливо отмечают, что Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Подчеркнем, социально-политические и правовые идеи отечественных мыслителем! рассматриваемого периода носили гуманистический характер
Выразителем идей общерусского, восточнославянского единства является, к примеру, известный педагог и политический деятель Афанасий Филиппович. В 1638 г. он посетил Москву, с тем чтобы попытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиозных прав белорусского и украинского народов. Симеон Полоцкий приходит к глубокому пониманию необходимости воссоединения русских, белорусов и украинцев на основании осмысления исторического прошлого своего отечества. В произведениях белорусских мыслителей были подвергнуты критике и другие стороны тогдашних феодальных общественных порядков как не соответствующие высоким гуманистическим идеалам. Критика крепостного права, например, становится главным предметом творческих усилий Аарона Олизаровского. Политическая мысль Беларуси этогопериода приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся Калиновского. До самой смерти Калиновский был предан делу освобождения крестьянства, утверждения социальной справедливости.
Сегодня в Беларуси развиваются всн наиболее значимые политич. направления: теория политики, методология, политич. институты и процессы, госуд. управление, мировая политика, международные отношения, внешняя политика гос-ва, проблемы глобального развития.
3. Объект и предмет, и основные функции политической науки. Политология (от греч. politike –госуд. общественные дела и loqos- слово, понятие, разум)- это наука о политике, политической власти и их взаимосвязях с человеком, обществом, гос-вом. Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.
Объект политологии - политическая сфера общества (политика). . Уровни объекта:
• общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и катего-
рии;
• реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);
• конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов по-
литики.
Предмет политологии- полит. власть,закономерности её становления и изменения. Политическая власть-ядро политики. Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере полит системы общества.
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т д.
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии:
Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций. Сравнительный -направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов. Исторический - основан на изучении полит явлений в их развитии. Социологический -направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества. Нормативно-ценностный - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский - основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический -базируется на обосновании политики природой
Функции политологии отражают ее предназначение, связанное с обеспечением потребности общества в достоверном систематизированном знании о политике. Функции политологии.1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2)прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности.3) инструменталистскую. Овладев политическими знаниями ,практическими навыками политического участия, люди обретают способность сознательно оценивать и изменять политическую действительность,свободно в ней самоопределятся.4)Воспитательно- мировоззренческая, способствует приобщению личности и общества к демократической политической культуре. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения.
Задачи политологии.Главной целью политологии явл. изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл: 1)исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит отношений, полит процессов; 2) создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов; 3)анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования; 4) аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; 5)выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества.
Политика и экономика
И положительные явления ( политика определяет стратегию и тактику развития экономической сферы), и негативные факты (экономические, материальные интересы и потребности диктуют необходимость политических изменений в обществе) в социально-экономическом развитии страны люди, как правило, связывают с политикой государства, деятельностью его властных структур. Влияние политики на экономическую жизнь общества проявляется:
• в разработке и реализации экономической стратегии, отвечающей потребностям общества;
• в принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения;
• в создании благоприятных условий для научно-технического и технологического прогресса;
• в целенаправленном формировании социально-классовой структуры общества (развитие предпринимательства, фермерства, индивидуальных хозяйств) как базиса демократических преобразований.
Но рыночная экономика и в демократическом государстве не способна разрешить кризисы, массовую безработицу, банкротство предприятий и другие явления, дестабилизирующие экономическую систему. Поэтому невмешательство институтов государства в экономическую сферу чревато разрушительными последствиями. Государственная политика способна оказывать активное влияние на рыночный механизм, его самоорганизацию и саморегулирование
Политика и право
Правовое регулирование общественной жизни обеспечивается конституционными актами, законами, указами, распоряжениями, постановлениями, санкционированными государственной властью. Правовые нормы достаточно определенны и «устойчивы». Без них политика бессильна, не способна реализовать свой творческий потенциал.
В отличие от права политика — более изменчива и непостоянна. У людей существуют различные, непрерывно меняющиеся политические ценности, принципы, представления о политических реалиях. Нечеткое разделение функций политики и права может иметь опасные последствия:
• «подчинением» права политикой в интересах «политической целесообразности»;
• принятием политических решений, не согласующихся с правовыми нормами общества.
Политика и право — явления взаимообусловленные. Политические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо осуществить без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.
Гармоничное взаимодействие политики и законов возможно лишь в правовом государстве.
Политика и мораль
Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества. Нравственная политика обладает мощной преобразующей силой. Политика всегда была, есть и будет сферой моральной ответственности ее субъектов. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе и его прогресс, утверждать идеалы и ценности, одухотворяющие и возвышающие человека.
Политика и наука
Политика — в идеале должна быть сплавом, синтезом науки и искусства. Научный подход к политике означает всесторонний, диалектический анализ общественных отношений, социальных проблем и противоречий, реального соотношения политических сил и многих других факторов. Политический авантюризм, игнорирование выводов науки опасны для общества. Политика должна основываться на научных знаниях, правовых и нравственных нормах, управленческих решениях и действиях, адекватных интересам личности, общества и государства.
Политика и культура:
- политика может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей культуры.
- культура влияет на политику через критику, традиции, непосредственно через систему образования.
8. Политическая власть. Соотношение «политической» и «госуд.» власти, её назначение и основные функции.
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов легитимности и суверенитета. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.
Признаки политич. власти:
верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;
всеобщность, то есть публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; моноцентричность.
Структура политической власти.Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.Ресурсы политической власти:
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.
Информационные ресурсы - это средства массовой информации. Структурные основания П.В. - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.
Основные функции, формы и уровни полит власти.Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.
Третья функция - обеспечение стабильности в стране.
Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.
В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:
высший уровень - макрополит система высших органов власти; средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов; третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.
Черты политической власти-те признаки, которые в своей совокупности отличают ее от других видов власти.1)суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Независимость политической власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и ее равенство по отношению к власти. 2)воля –есть наличие у властвующего социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. 3)авторитет –общепризнанное и в стране, и за ее пределами влияния субъекта политической власти. Государственная власть- это верховная власть в обществе, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Единственный её источник- народ.только госуд. власть вправе обеспечивать конституционный правопорядок, используя насильственные методы.Государственная власть – это разновидность политической власти, обладающая суверенитетом, наличием воли, авторитетом и способностью к принуждению. Государственный суверенитет – это верховенство гос-ва в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Воля означает для гос-ва наличие цели и готовности реализовать ее, несмотря на объективные препядствия или сопротивления субъектов. Авторитет – общественное признание власти, основание готовности граждан добровольно выполнять ее решения. Способность к принуждению означает, что гос-во располагает ресурсами для применения силы (армия) Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.Классификация власти в соответствии с ресурсами: экономическая, социальная, духовно-информационная, принудительная и политическая. В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.
10. Институциональный и системный подходы к описанию политической системы. Структура политической системы и основные функции. Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества
Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде.
Согласно институциональному подходу политическая система - совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных, политических и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.
Признаками политич. системы являются: 1)универсальность (охватывает все общество),2)контроль над принуждением,3) легитимность. Структура политической системы.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм.
В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.
Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.
Для общества должна быть характерна разветвленная политическая организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями.
Все структурные элементы политической системы взаимосвязаны друг с другом
Функции политической системы Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса.
1. Интеграционная функция. Данная функция выступает как результат проявления ряда частных функций, например политической социализации (передаче опыта политической жизни от одного поколения к другому), политического рекрутирования (отборе людей для замещения должностей к институтах власти), политической коммуникации (обеспечение движения информации в обществе и взаимодействия различных социальных субъектов). 2.Регулятивная функция находит свое выражение главным образом в согласовании интересов различных социальных групп, что, в сущности своей, есть не что иное, как регулирование распределения благ и услуг между различными категориями населения. 3.Организаторская функция состоит в обеспечении осуществления политического курса страны. Она находит свое выражение в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей.
Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. Также к функциям можно отнести:
• определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности; • мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;
• политическую социализацию общества; • формирование политического сознания граждан; • политическую связь элементов системы, системы и среды; • укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности; • нормотворчество; • легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Достоинства
1..наличие возможности свободного выбора
2..учет мнения большинства
3..отсутствие монополии на власть
4..уважение прав и свобод граждан
5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
Недостатки
1.. опасность тирании большинства
2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
3.. замедленный процесс принятия решений
4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)
Признаки демократического режима: 1) источник власти – народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям 2) государственное устройство по принципу « разделения властей» 3) наличие «среднего класса» - социальной основы демократии 4) разрешено все, что не запрещено законом 5) политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.
Принципы: юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти!
• равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан;
• свобода выражения мнений по вопросам государственной и общественной жизни;
• решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием;
• верховенство права, или подчинение всех, в том числе институтов власти, принятым путем волеизъявления граждан;
• выборность основных органов власти и должностных лиц государства;
• сочетание непосредственных (референдум) и опосредованных (через своих представителей форм волеизъявления народа);
- информированность, гласность и открытость при рассмотрении вопросов государственной и общественной жизни. В демократической политической системе можно подчеркнуть следующие черты:
наличие широкого диапазона гарантированных прав и свобод граждан;
свободная деятельность правящей политической партии;
наличие общегосударственного представительного органа власти – парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий;
формирование правительства партиями в соответствии с Итогами их легальной борьбы на выборах;
наличие системы независимых судов, обеспечивающих контроль за соблюдением законов и принципов функционирования государственных и общественных органов;
наличие системы органов местного управления и самоуправления;
убеждение, как основное средство влияния органов государства;
свободное функционирование источников информации.
Давая общую оценку демократическим политическим системам, можно сделать заключение о том, что они обеспечивают: весьма устойчивую легальную легитимность правящей группы; широкое участие граждан в ее формировании; прямое или косвенное участие граждан в формировании основных направлений политики; контроль со стороны масс за деятельностью правящей группы.
Но это не значит, что такое политические системы основаны на праве участия масс в формировании органов власти, формировании и осуществлении политики. Однако не все демократические системы в полной мере отвечают указанным характеристикам. В большинстве случаев все это – не столько реальность, сколько идеал, к которому стремятся различные системы.
Разновидность демократ. режима:
1) парламентский – режим, когда высший орган полит. власти – парламент, избранный всеобщим голосованием. Парламент обладает реальными возможностями воздействия на политику и законодательство, осуществляет контроль над правительством. Функции: функция власти; законотворчества; легитимности; представительства полит. интересов. Парламент избирает президента, президент практически не оказывает серьезного влияния на осуществление гос. власти. Легитимность парламента обеспечивается посредством выборов всем населением страны, а основой деят-ти прав-ва явл-ся парламент.
2) Президентский – хар-ся жесткой формой разделения законодат, исполнит и судебной властей, кот. действуют самостоятельно с соединением полномочий главы гос-ва и главы правительства в руках президента. Президент: глава гос-ва, определяет основные деят-ти правительства; руководитель партии, кот. выдвигает его на выбор; главнокомандующий вооруженными силами. Правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент не имеет права распустить парламент. Франция презид. республика.
В зависимости от того, какому субъекту политики - личности, группе или народу - отдается приоритет в механизме функционирования власти, различают либеральные, плюралистические и коллективистские демократии. Формы: 1.Либеральные, или индивидуалистические, демократии исходят из признания индивида первичным источником власти, из его автономности как социального субъекта, из необходимости соблюдения прав и свобод человека и их охраны властью закона. Приверженные либеральной демократии общества уделяют первостепенное внимание созданию институциональных и правовых гарантий для проявления индивидуальной свободы, в том числе свободы самореализации личности в сфере политики. 2. Плюралистические демократии которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не парод как целое, а различные группы людей. При этом считается, что ТОЛЬКО с ПОМОЩЬЮ группы личность получает ВОЗМОЖНОСТЬ политического самовыражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. 3. Коллективистские демократии, известные также под названием народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемым правом устанавливать законы и определять деятельность правительства.
18.Признаки и функции государства. Основные тенденции развития Белоруской государственности. Государство – организация суверенной политической власти, действующая на определенной территории, использующая право и спец. аппарат упр-ия и принуждения для обесп-ия безоп-ти населения, прав и свобод граждан и управления.
Структура гос-ва : общность граждан, проживающих на опред. территории; особый аппарат управления обществом; санкционированные государством нормы общественных отношений. Современное гос-во имеет сложную институциональную структуру, которую образуют представительные. административные и судебные органы. В этой структуре есть: представительные органы, кот. должны выражать волю граждан, исполнительно-распорядительные органы (гос