Политическая власть: основные характеристики
Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение между субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха и т.д. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. Политическая власть существует в двух основных формах: официальная, легальная власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная, нелегальная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный, мафиозный характер. Структура власти Источники власти – властное начало. В качестве источников власти могут выступать знания, авторитет, сила или угроза ее применения, закон, богатство, престиж, харизма, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д. Субъекты власти определяют содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиняться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;3) наказание (санкция) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. Субъектами власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Основания власти – ее фундамент, а ресурсы власти – это ее потенциал и технология. Основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные. Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. Типы ресурсов власти: - экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые; - силовые: оружие, аппарат физического принуждения; - социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть, кадровая политика; - информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения; - политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий; - демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы. Ресурсы власти, используемые наиболее часто: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д. Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д. Полит. власть - это реальная сп-ть данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм в виде законов, кодексов и конституций. Она проявляется в форме соц. господства, ведущей роли или руководства тех или иных соц. классов. В отличие от государственной полит. власть реализуется не только гос. аппаратом и его подразделениями, но и через деят. полит. партий, а также различных общественных организаций. Полит. власть обладает рядом особенностей. К ним относятся: • право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;• наличие единого центра принятия решений;• выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных социальных групп; • обеспечение максимальной стабильности;• целенаправленное использование средств массовой информации для формирования выгодного власти общественного мнения. В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты полит. власти воплощают в себе активное, волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительная особенность - стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъектов политики обычно классифицируют как первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы, вторичные -- общественно-политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни. Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь. Согласно другой классификации субъекты политики могут быть как коллективными - политические партии, депутатские группы и другие объединения, так и индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике определенную роль. Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.
10. Системы полит. власти: стр-ра, ф-ции
Полит. отнош., образующие в своей совокупности полит. систему, – это отнош., связ. с функционированием полит. власти в обществе, концентрированным выражением кот. явл. гос. власть. Вообще власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов, регулируемых обычно в той или иной мере конституционным правом. главный из них – это государство, власть которого легитимно (законно) распространяется на все общество и которое обладает монополией на применение в установленных случаях, установленными способами и в установленной степени физического насилия к подвластным. В демократических странах важным таким институтом является также система местного самоуправления, также обладающая публичной властью, которая обычно производна от власти государственной. В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения. Оппозиционные к правящим либо нейтральные общественные объединения тем не менее оказывают в различных формах воздействие на формирование и функционирование институтов публичной власти. Велико такое воздействие и со стороны средств массовой информации, а порой церкви и иных религиозных структур. Все эти институты образуют институциональный костяк политической системы – механизм осуществления политической власти. В отношении структуры политической системы в литературе высказано очень много суждений, как взаимно противоположных, так и совпадающих в большей или меньшей части. Одни считают, что политическая система исчерпывается указанными выше институтами и установленным или сложившимся порядком отношений между ними; другие полагают, что политическая система состоит из политических институтов, политических норм, средств политической коммуникации, политического сознания; третьи, соглашаясь в основном со вторыми, убеждены, что политическое сознание – это часть существенной среды, в которой функционирует политическая система, и т.д. Аргументы за и против позиции каждого автора можно находить без конца, но это – дело политологии. Политические институты и нормы, регулирующие отношения между этими институтами, признаются в качестве компонентов политической системы практически всеми исследователями. Институты – это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений – функциональная. Правовой статус политических (и отчасти политических) институтов и правовые нормы, регулирующие отношения между ними, обычно в той или иной степени входят в предмет конституционного права.
Основными формами политической власти являются государственная власть, политическое влияние и формирование политического сознания. Государственная власть. Государство представляет собой уникальную совокупность институтов, обладающих легальными средствами насилия и принуждения и создающих сферу «публичной» политики. Эти институты действуют на определенной территории, население которой образует общество; они обладают монополией на принятие решений от его имени, обязательных для граждан. Государство имеет верховенство над любыми другими общественными институтами, его законы и власть не могут быть ими ограничены, что отражается в понятии «государственный суверенитет». В соответствии с этим, государственную власть отличают два обязательных признака: (1) субъектами государственной власти являются только государственные служащие и государственные органы и (2) они осуществляют свою власть на основе ресурсов, которыми они обладают легально как представители государства. Политическое влияние представляет собой способность политических субъектов оказывать целенаправленное воздействие (прямое или косвенное) на поведение государственных служащих и принимаемые ими государственные решения. Субъектами политического влияния могут быть как обычные граждане, организации и институты (в том числе иностранные и международные), так и государственные структуры и служащие, обладающие определенными легальными полномочиями. Но государство не обязательно наделяет последних осуществлять данные формы власти (влиятельный государственный чиновник может лоббировать интересы какой-то группы в совершенно иной ведомственной структуре). Властью формировать политическое сознание обладают публичные политики, политологи, пропагандисты, религиозные деятели и др. Как и в случае с политическим влиянием, ее субъектами могут быть и обычные граждане, группы, организации, и государственные структуры, служащие, обладающие легальными полномочиями. Но опять же государство не обязательно наделяет их правом осуществлять данную форму власти. Формирование определенного политического сознания фактически означает производство и воспроизводство благоприятных для субъекта власти структурных (действующих независимо от субъектов политики) факторов, которые в определенный момент будут работать в его пользу относительно независимо от конкретных действий и специфики ситуации.