Роль бюрократии в полит. жизни россии.
- Определение
- Веберовская бюрократия
- Характеристики бюрократии
1. Существование и деятельность гос-ва неотделимы от особого профессионально подготовленного и профессионально исполняющего свои функции аппарата, т.е. специфической организации проф. госслужащих, предназначенных для квалифицированного и эффектив. использования присущих гос-ву властных функций. Верхушку такого рода профессион. группы нередко именуют чиновничеством, или бюрократией.
2. О специфич. природе и сути чиновничества, бюрократии, особенностях и функциях госслужащих в целом написано немало. Так, с именем М.Вебера и его последователями связано изучение бюрократии как особой рациональной системы управления обществом. Вебер настаивал на необходимости беспристрастности госслужащих, независимости чиновничества от политики. Он требовал от чиновничества весьма высоких морально-нравственных качеств, призванных служить преградой коррупции и др. порокам госаппарата. Реальная практика поведения бюрократии обычно весьма далека от того ее идеала, к-ый хотел видеть Вебер. Нынешняя бюрократия не является беспристрастной и рациональной, руководствующейся прежде всего общегос., общенац. целями и интересами.
3. Одной из особенностей бюрократии всегда была и остается ее относит. социальная автономность. В нынешних условиях, когда деятельность гос-ва существенно осложнилась, когда принятие управленческих решений предполагает поиск, обработку и хранение огромного количества информации, роль бюрократии особенно возросла, и ее влияние на развитие общества стало поистине определяющим.
Используя свою монополию на владение «техникой управления» (т.е. спец. знания, опыт, связи и т.д.), бюрократия способна распространить свой контроль на всю систему власти, а также на богатства и привилегии в обществе. Особый рост бюрократии в обществе обычно ведет к несоизмеримо высокому уровню бюджетных расходов на содержание гос. учреждений, к возрастанию так называемого «закона Паркинсона», согласно к-ому всякая администрат. единица склонна жить прежде всего для самой себя, увеличивая в этой связи как объем своих задач, так и число работников, необходимых для их выполнения.
В принципе развитие гос-ва в том виде, в к-ом оно существует сегодня и будет существовать в ближайшей перспективе, практически без наличия бюрократизма и связанных с ним отношений, проблем, трудностей пока невозможно. Отсюда осознанное стремление общества не столько к полному устранению бюрократизма и бюрократии, сколько к установлению над ними необходимого общественного контроля и должного общественного воздействия.
Современ. российская бюрократия обоснованно может рассматриваться как продукт в первую очередь разрушения советской и становления постсоветской системы в России. Нынешняя недоброжелательность общества по отношению к чиновничеству характерна для русской культуры. Чиновник издавна ассоциировался с взяточничеством, крючкотворством и др. негативными явлениями. В настоящее время корпорации чиновничества еще далеко до того, чтобы выглядеть сформировавшейся в целом. Это предопределяет относит. слабость корпоратив. интересов, культуры и этики, корпоратив. идеологии.
Соврем. ситуация, когда основная масса чиновничества в течение уже многих лет руководствуется в своих действиях личными и групповыми интересами и запросами, иногда, нисколько не маскируясь, напрямую обслуживает интересы корпораций и частных лиц, создала такое положение, когда рядовым гражданам изменений в сфере управления вряд ли следует ожидать в короткие сроки. Это признают многие эксперты, ссылаясь на инерционность развития как госаппарата, так и общества в целом. Тем не менее они рекомендуют уже сегодня начать последовательное и более или менее необратимое движение к след. целям: прозрачности деятельности госаппарата; функционированию админ. сис-мы по четким правилам, к-ые были бы поняты как госслужащему, так и тому, с кем он взаимодействует, будь то гражданин или представитель юридического лица.
Государственный аппарат и его роль!!!
Существование и деятельность государства неотделимы от особого профессионально подготовленного и профессионально исполняющего свои функции аппарата, т.е. специфической организации профессиональных государственных служащих, предназначенных для квалифицированного и эффективного исполнения присущих государству властных функций.Верхушкутакого рода профессиональной группы нередко именуют чиновничеством илибюрократией.
Существуют различные подходы к оценке госаппарата и бюрократии. Так, с именем М.Вебер и его последователями связанно изучение бюрократии как особой рационально системы управления обществом. Он выделял следующие особенности и принципы такой системы:
1)наличие иерархической структуры;