Основные характеристики тоталитаризма
Основой тоталитарных режимов ХХ века в первую очередь была утопическая идеология, которая подкреплялась реальными и доступными для понимания обывателя целями. Для достижения поставленных задач, лидеры тоталитарных государств использовали ничем не ограниченное насилие и террор, по отношению, как к соотечественникам, так и представителям других национальностей.
Во избежание оппозиционных настроений среди населения, применялась масштабная политическая пропаганда, которая идеализировала вождя и основные принципы его политики. Основой для зарождения тоталитарных режимов стала идея о сверхчеловеке, которая активно продолжала существовать в тоталитарном обществе: у фашистов высшим человеком был ариец, у коммунистов рабочий революционер.
Население тоталитарных государств представляло собой не полноценное гражданское общество, а толпу, которая была полностью подчинена воле правителя.
Тоталитаризм во второй половине ХХ века
Не стоит заблуждаться, что тоталитарный режим исчез вместе с падением Третьего рейха и смертью И. В. Сталина. Множество государств продолжили диктаторские традиции, прочно заложенные отцами тоталитаризма, и в конце ХХ века.
Полное истребление тоталитаризма как политического феномена возможно только путем строения демократичного общества в авторитарных государствах и свержения диктаторов, занимающих руководящие позиции.
26. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ, ГЕНЕЗИС, ПРИЗНАКИ.(СМ.ПРЕДЫДУЩ.)
Такой режим осуществления власти известен в истории очень давно. Государственные формы демократии были распространены еще в античном мире. В Средние века существовали демократические города-государства в Голландии, Венеции, Женеве, Новгороде и др. Демократия проходит свой исторический путь через ряд определенных этапов, которые зафиксированы соответствующими теориями. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл.
По Платону, демократия — это власть завистливых бедняков. Не жаловал демократию и Аристотель. Он рассматривал ее как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства. Это худшая форма правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей превращается в охлократию, т. е. власть толпы.
Со времен Великой французской революции демократия рассматривается как общественное устройство, отвергающее монархию и элитарность. С тех пор возникла масса теорий демократического устройства общества. В XVIII-XIX вв. демократия рассматривалась как режим, гарантирующий совокупность социальных и политических прав и свобод: участие в принятии важных политических решений; права собраний, союзов; свободы совести, мнений, передвижения, переписки. Этот режим означал гарантирование естественных прав человека на жизнь, безопасность, жилище, труд и т. п. Важнейшими условиями демократии стали формирующиеся гражданское общество и правовое государство.
27. ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ; ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Прямая демократия
Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.
Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.
Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.
Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.
Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской земли получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. Большинство граждан в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.
Россия является примером нелинейного развития демократического процесса. После появления в политической жизни новых институтов и практик: представительных учреждений, парламента, политических партий, Конституции, Конституционного суда, свободных выборов и т.п.) произошел откат первой демократической волны. С политической арены практически исчезла политическая партия "Демократическая Россия", которая была основой массового сопротивления ГКЧП в августе 1991 года, в октябре 1993 года был обстрелян Белый Дом, в котором работал представительный орган власти - Верховный Совет, произошло разграбление государственной собственности (путем ваучерной приватизации, залоговых аукционов, намеренного обанкрочивания предприятий) "новыми русскими", резко упал жизненный уровнь трудящихся (особенно интеллигенции), разрушилась социальная и экономическая инфраструктуры страны. И все это происходило на фоне безудержного обогащения узкого круга лиц, увеличения их влияния на центральную и региональные власти, коррупции чиновничьего аппарата, роста криминала при полной неспособности государства справиться с ним.
28. ЛИЧНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ
???????????
29. ПАРТИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. ТИПОЛОГИЯ ПАРТИ Й.
Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер:
партия представляет собой организацию, т.е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей. Это позволяет отличать партию от фракций, клик и т.п., которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами;
существуют устойчивые местные организации партии, поддерживающие регулярные связи с национальным руководством;
цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;
обеспечивается народная поддержка, начиная от голосования и заканчивая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.
Партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти – основной отличительный признак политической партии от других организаций, движений, клубов.
В Древней Греции формирование партий было связано со стремлением правящих сил привлечь на свою сторону население, для того чтобы проводить определенную политику. То есть в древности партии рассматривались как инструмент борьбы за власть и сохранения власти, как инструмент влияния на
общество.
В современном виде политические партии стали создаваться по историческим меркам сравнительно недавно. Сначала в Англии в 70–80-е годы XVII в. сформировались партия тори (консерваторов) и партия вигов (либералов). Это были партии правящих классов, конкурировавших в борьбе за влияние на королевскую власть.
Собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII–XIX вв.). Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Партии не были оформлены организационно, не признавали принципа членства. Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникли партии как специализированные организации для борьбы за завоевание или свержение политической власти.
Типология (классификация) партий | |
По социальной направленности программы и деятельности | · Социал-демократические; · либерально-демократические; · коммунистические; · классовые; · националистические; · расовые; · фашистские; · религиозные; · государственно-патриотические; · народные |
По идейным основаниям деятельности | · Доктринальные (защита своей идеологии); · прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий); · харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера) |
По методам выполнения программы | · Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества); · реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений) |
По характеру политических действий | · Реакционные; · консервативные; · умеренные; · радикальные; · экстремистские |
По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике | · Правящие; · оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные) |
По месту в политическом спектре | · Левые; · центристские; · правые |
По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами | · Демократические; · антидемократические |
По организационной структуре | · Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты); · лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); · авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) |
По характеру членства | · Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); · массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру) |
По виду партийного руководства | · Коллективного руководства; · руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; · личностного руководства; · консенсусного руководства |
30. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБЫ ИХ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Группы интересов — добровольные или вынужденные объединения людей, приспособленные или специально-созданные иногда другими, для удовлетворения и отстаивания жизненно- (насущно-,властно-) значимых интересов её членов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами.
Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.
Функции групп интересов
Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;
Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;
Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;
Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.
Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
Воздействие на саму власть.
Воздействие на партии, контролирующие власть.
Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.
В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
31,32 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ:ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ,ТИПОЛОГИЯ. ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ:ЗАРОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, (ТРАНСФОРМАЦИИ???).
Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.
Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.
Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.
Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.
Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.
Коммунизмкак идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.
Базовые ценности при этом следующие:
общественная собственность на средства производства материальных благ;
классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).
Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.
Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.
Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.
В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.
В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.
Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.
Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.
Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:
идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.
Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.
В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).
33. ПОНЯТИЕ ГЕОПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. (РОССИЙСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА???).
Геополитика—наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, не является частью политической географии.
Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география». Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог и государствовед Рудольф Челлен.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
Первую модель можно условно назвать бинаристской. Согласно основным постулатам этой модели мир делится как бы на две части.
Это могут быть морские и континентальные державы, силы суши и моря и т. д. Могут меняться государства, олицетворяющие различные центры силы, но состояние конфликта и конфронтации между двумя полюсами остается.
Следующая модель может быть обозначена как маргиналистская. Ее логические основания сформулированы Н. Спайкменом. Согласно этой модели, центр мировой силы размещается по краям дуги, охватывающей территорию Евразии. Геополитическое развитие связано с конкуренцией основных центров силы за контроль над «дугой», обладающей колоссальными геостратегическими ресурсами. Фактически маргиналисты к двум центрам силы — морскому и континентальному добавляют третий — дуговой. См.рис.
Сторонники триналистской модели считают, что между тремя центрами силы может сохраняться некоторый баланс. Тем самым теоретически преодолевается бинарное противостояние, которое сохраняется в первых двух моделях. Третий центр силы может стремиться занять место одного из оставшихся двух. Теория серединной Европы классический пример триналистской модели.
Приверженцы зоналистскоймодели полагают, что центры силы располагаются в умеренных и субтропических поясах Северного полушария. Волей-неволей в центр своей концепции они ставят климатические условия. К центрам мировой силы были отнесены США, Канада, Советский Союз, Япония и муссонная зона Азии. Позже к ним был присоединен и Китай. Инвариантом этой модели может служить противопоставление развитого Севера и отсталого Юга. Такое деление, считают зоналисты, наиболее фундаментальное и опасное в современном мире, т. к. оно может провоцировать острейшие конфликты и кризисы современности. Несмотря на раздирающие Север противоречия, он продолжает контролировать весь остальной мир.
Основы пятой модели — централистской или мир-системной — были сформулированы И. Валлерстайном и Дж. Модельски. С позиции этой модели основу современного мира составляют страны — лидеры производства. Эти страны составляют основу ядра системы. Остальные страны, оказавшиеся за рамками ядра, образуют периферию, которая, снабжая ресурсами развитые страны, оказывается зависимой от них экономически и технологически. Противостоять гегемонии центра возможно только объединенив усилия стран полупериферии, которые, в свою очередь, должны отдать свои ресурсы для строительства локального ядра. К мировому ядру были отнесены страны Запада, к периферии — страны «третьего мира», а к полупериферии — Советский Союз, Средиземноморье и Ближний Восток.
Последняя шестая модель может быть названа плюралистической. Она отрицает существование естественной гегемонии любого региона мира. Центры силы исторически смещались от одного региона к другому. То, что раньше было периферией, спустя определенное время становилось центром силы. Любые центры силы переживают периоды подъема и упадка. Мировая стабильность обладает динамическим характером.
34. ВЫБОРНЫЙ ПРОЦЕСС И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - один из основных элементов избирательной системы.
Включает:
а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа);
б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке;
в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования;
г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.);
д) проведение голосования (в один или два тура);
е) подсчет поданных голосов и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами.