Пути разрешения политических конфликтов
К управлению политическими конфликтами стремятся все политические силы, даже силы, желающие их обострения и специально создающие конфликтные ситуации. Но большинство политических сил стремится к управлению политическими конфликтами с целью их урегулирования или разрешения.
Урегулирование конфликта – это снятие остроты, противоборства сторон, при сохранении причин конфликта, что сохраняет вероятность повторного обострения ситуации.
Разрешение конфликта – исчерпание предмета спора или такое изменение ситуации, которое бы исключило её повторное обострение.
Субъектом управления конфликтом является одна из его сторон или некая третья сила, не участвующая в конфликте, но заинтересованная в его управлении или разрешении. Такой третьей стороной является Россия в абхазо-грузинском конфликте.
При управлении конфликтом решается ряд универсальных задач.
А) Воспрепятствование возникновению конфликтов.
Для предотвращения конфликтов используется следующая процедура:
1. Взаимный обмен информацией о намерениях и действиях сторон, между которыми возможен конфликт. Так, соседние страны заранее информируют друг друга о предстоящих передвижениях войск, об учениях и т.п.;
2. Взаимное объявление моратория на действия, которые могут привести к конфликту. Например, мораторий на ядерные испытания;
3. Воздержание от применения силы или угрозы применения силы;
4. Сближение позиций сторон через использование имеющихся или принятие новых правовых документов. Примером подобных действий являются взаимоотношения между Россией и Японией.
5. Соблюдение и поддержание атмосферы делового партнерства.
Б) В случае возникновение конфликта препятствование его обострению.
В) Выведение всех латентных конфликтов в явную форму с целью избежания неконтролируемых процессов, своевременного принятия необходимых мер.
Примером этого может быть конфликт между Россией и Украиной по поводу границы на Азовском и Черном морях. Длительное его существование в латентной форме было одной из причин обострения ситуации при строительстве защитной дамбы возле острова Тузла.
Видимо следует придать открытый характер и конфликту между областями (краями) России и входящими в них национально-автономными округами, имеющими самостоятельное представительство в Совете Федерации.
Г) Минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением конфликта в смежных областях жизни, чтобы не вызвать более масштабные потрясения.
С этой целью власти часто стараются акции протеста населения перенести из центра города на его окраину и дать сдержанное освещение конфликтной ситуации в СМИ.
Особые задачи по управлению конфликтом возникают наразныхэтапахпротекания конфликта.
На этапе возникновения конфликтаважно, прежде всего:
а) институционализировать конфликт, т.е. создать правила взаимодействия конфликтующих сторон. Это часто приводит состязательность сторон в такие формы, что конфликт затухает сам;
б) конструирование социального окружения конфликта,то есть определенная ориентация и мобилизация общественного мнения.
На этапе развития конфликта важно сохранить конфликт на рациональном уровне и не сместить его на уровень эмоциональный.В последнем случае конфликт останется, даже если будут исчерпаны рациональные причины. Его движущей силой будут чувство обиды, мести и другие иррациональные мотивы.
На этапе окончания конфликтанадо иметь в виду два возможных варианта примирения сторон:
1. Мирное разрешение конфликта в результате:
а) достижения компромисса на основе сохранения исходных позиций;
б) соглашения, основанного на взаимных уступках;
в) истощения ресурсов одной или нескольких сторон;
г) обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон;
д) понимания прав и интересов соперника.
2. Примирение на основе принуждения, позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В основе этого может быть:
а) явное превосходство силы с одной стороны;
б) уничтожение, тотальное истребление противника.
Выбор путей примирения зависит от конкретных условий.
Наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры. Для успешного ведения переговоров следует учитывать ряд правил:
а) фокусировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях;
б) отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре;
в) вырабатывать несколько возможных вариантов решения;
г) обещать уступки, что в отличие от угроз повышает вероятность достижения соглашения.