Связь политологии с другими науками.

Политология как наука.

Политология - наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д.

Некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях.

Что касается политологии, как учебной дисциплины, то она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Задача политологии как учебной дисциплины со стоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относиться к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Методы политологии:

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторах политически деятельности и политического процесса.

Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлении раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов) социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный (компаративный) метод использовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства.

Антропологический метод анализирует политическое явление исходя из природной коллективисткой сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе существо политическое и не может жить обособленно. В ходе своего эволюционного развития, люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления они возник в ХIХ веке. Однако в его основу легли многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Макиавелли, Гоббса, Руссо).

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

Нормативно-ценностный методпредполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.

Функциональный методтребует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

Функции политологии:

- Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

- Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

- Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

- Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

- Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

- Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

- Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Вопрос 3.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Функции политической власти:

- управленческая

- интегрирующая

- мотивационная

- мобилизационная

- контролирующая

- культурная.

В чем особенность каждой функции объясню так, печатать нет смысла.

Основные характеристики политической власти:

▪ Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

первичные — крупные социальные группы со своими интересами

вторичные – органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита.

▪ закрепление в законах полномочий субъекта правления.

▪ чёткий механизм реализации решений политической власти на практике.

▪ принцип (функционального) разделения властей.

▪ Легальность и легитимность власти.

Вопрос 4.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.

Основные разновидности политических систем:

- Демократия. (в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии)

- Теократия. (политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства )

- Тоталитаризм. (форма отношений общества и государства, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.)

- Авторитаризм. (Носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.)

Вопрос 5.

Вопрос 6.

Вопрос 7.

Продолжаем разговор.

Вопрос 11.

Политическая партия - особая общественная организаия (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политичекой властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей.

▪ Социально-классовый критерий:

буржуазные

трудящиеся

▪ По организации:

массовые

кадровые

▪ По степени участия во власти:

правящие

оппозиционные

▪ По характеру целей и задач:

консервативные

реакционные

радикальные

▪ По идеологии:

консервативные

монархические

либеральные

социалистические

коммунистические

националистические

фашистские

зеленые

клерикальные (нахер не запоминай вообще гавно)

▪ По месту в партийном спектре:

правые

центристы

левые

Про совр. Тенденции искать можно долго поэтому скажу в двух словах. Сейчас большинство правящих партий имеют либерально-демекратическую направленность поскольку главной целью современных развитых государств является установление социальной справедливости и верховенства закона и охрана прав граждан. Примерно так.

Вопрос 12.

Либерализм и неолиберализм.

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4)договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

7) конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновлен­ной форме – неолиберализме. Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

Социализм и коммунизм.

Социализм— обозначение

(а) учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства;

(б) общественного строя, воплощающего эти принципы, для чего ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

В соответствии с этой идеологией, главным способом достижения поставленных целей является последовательная отмена права частной собственности на средства производства.

Отъём собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом сохраняются элементы экономического неравенства, но они не должны являться препятствием для достижения вышеуказанных целей.

Коммунизм— в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства. После XIX века термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

Местное самоуправление.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:

▪ местные Советы депутатов;

▪ исполнительные и распорядительные органы;

▪ органы территориального общественного самоуправления;

▪ местные референдумы;

▪ собрания;

▪ другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:

▪ областных,

▪ районных,

▪ городских,

▪ поселковых,

▪ сельских исполнительных комитетов,

▪ местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает:

5) местные Советы депутатов;

6) органы территориального общественного самоуправления:

1. советы и комитеты:

1. микрорайон

2. жилищн;

2. домовые;

3. уличные;

4. квартальные;

5. поселковые;

6. сельские комитеты;

7) другие органы, в том числе единоличные.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

• утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

• установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

• определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

• назначение местных референдумов.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

1. первичный;

2. базовый;

3. областной.

К первичному территориальному уровню относятся Советы:

• сельские;

• поселковые;

• городские (городов районного подчинения).

К базовому территориальному уровню относятся Советы:

• городские (городов областного подчинения);

• районные.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).

Исполкомы подразделяются на три уровня:

• первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

• базовый (городские (городов областного подчинения), районные);

• областной.

В состав исполкома входят:

• председатель;

• заместители (заместитель) председателя;

• управляющий делами (секретарь);

• члены исполкома.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

В компетенцию исполнительного комитета входит:

• разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка;

• разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении;

• обеспечение на соответствующей территории соблюдения:

◦ Конституции Республики Беларусь;

◦ законов Республики Беларусь;

◦ актов Президента Республики Беларусь;

◦ решений Совета и вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

• организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению;

• принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

• распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

• принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности;

• согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

• осуществление в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности;

• решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющиеобязательную силу на соответствующей территории.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.

Решенияместных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются:

• соответствующими Советами депутатов;

• вышестоящими исполнительными и распорядительными органами;

Президентом Республики Беларусь.

Экономическая политика.

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

Существует точка зрения, что социальная и экономическая стабильность обеспечиваются доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по ценам ниже мировых. Согласно заявлению экс-председателя Национального банка Республики Беларусь С. Богданкевича в марте 2010, белорусская экономика является сырьевой: базируется на нефтепродуктах, реэкспорте сырой нефти и экспорте калийных солей.

По мнению доктора экономических наук Владислава Иноземцева, особенность белорусской экономики заключается в попытке соединить элементы плановой системы с рыночным механизмом, попытка сохранить индустриальную базу на базе государственной собственности при подавлении частной инициативы и вмешательстве государства в экономическую деятельность. Как следствие — низкая эффективность. Белорусская экономика опирается на переработку и реэкспорт российского сырья, а легитимность режима обеспечивается моделью социального государства.

В структуре экономики Беларуси долгое время преобладает промышленный сектор, на который государство сделало ставку для достижения установленных темпов экономического роста. Это привело к низкой доле частных предприятий в формировании ВВП — около 30 % против 60-80 % в соседних странах. В октябре 2011 года министр экономики Николай Снопков признал ошибочность такой политики и пообещал, что в дальнейшем произойдёт переориентация на частный сектор как на общепризнанную основу стабильного экономического развития.

11 апреля 2011 года Александр Лукашенко подписал Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Основные макроэкономические пункты программы:

▪ увеличение ВВП на 62—68 % за пять лет;

▪ рост объёма промышленного производства и продукции сельского хозяйства примерно в полтора раза;

▪ увеличение производства услуг в 1,8—1,9 раза;

▪ рост инвестиций в основной капитал в 1,9—1,97 раза;

ликвидация дефицита торгового баланса к 2014 году и выход на положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2015 году.

Политология как наука.

Политология - наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д.

Некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях.

Что касается политологии, как учебной дисциплины, то она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Задача политологии как учебной дисциплины со стоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относиться к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Методы политологии:

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторах политически деятельности и политического процесса.

Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлении раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов) социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный (компаративный) метод использовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства.

Антропологический метод анализирует политическое явление исходя из природной коллективисткой сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе существо политическое и не может жить обособленно. В ходе своего эволюционного развития, люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления они возник в ХIХ веке. Однако в его основу легли многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Макиавелли, Гоббса, Руссо).

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

Нормативно-ценностный методпредполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п.

Функциональный методтребует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

Функции политологии:

- Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.

- Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

- Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

- Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.

- Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.

- Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

- Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Связь политологии с другими науками.

- с историей – политология исследует логику развития политического процесса в историческом ракурсе;

- с экономической наукой - экономические исследования связаны с политологическими, так как экономика определяет политику;

- с философией – философия, выступая методологической базой политологии, в то же время использует её выводы для макрообобщений;

- с правом, поскольку для реализации политических решений, принимаемых на основе политологических знаний и анализа, необходимы правовые механизмы.

Вопрос 3.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Функции политической власти:

- управленческая

- интегрирующая

- мотивационная

- мобилизационная

- контролирующая

- культурная.

В чем особенность каждой функции объясню так, печатать нет смысла.

Основные характеристики политической власти:

▪ Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

первичные — крупные социальные группы со своими интересами

вторичные – органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита.

▪ закрепление в законах полномочий субъекта правления.

▪ чёткий механизм реализации решений политической власти на практике.

▪ принцип (функционального) разделения властей.

▪ Легальность и легитимность власти.

Вопрос 4.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.

Основные разновидности политических систем:

- Демократия. (в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии)

- Теократия. (политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства )

- Тоталитаризм. (форма отношений общества и государства, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.)

- Авторитаризм. (Носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.)

Вопрос 5.

Наши рекомендации