Понятие, структура, функции политической культуры
Термин «политическая культура» ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель Иоганн Готфрид Гердер (работа «Идеи к философии истории человечества»). Истоки теории политической культуры также связаны с исследованиями в области культурной и политической антропологии, социальной и этнической психологии, теории национального характера (Б. Малиновский, В. Вундт, Л. Гумплович, Н. Данилевский, Н. Бердяев Э. Эриксон, П. Сорокин).
Теория политической культуры сформировалась в 50-60-е гг. XX в. В 1963 г. вышла книга американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура», в которой была целостно изложена концепция политической культуры. В дальнейшем теорию политической культуры развивали Л. Пай, Р. Фейген, С. Липсет, Р. Пэтнэм, Р. Инглхарт.
Г. Алмонд выделил два уровня политической системы: институциональный и ориентационный, выражающий формы ориентации населения на объекты политики. Эти ориентации делятся на познавательные (знания о политике, политических институтах, механизмах осуществления власти); эмоциональные (чувства людей к тем, кто осуществляет власть; доверие, презрение и т.д.); оценочные (суждения, мнения, опирающиеся на ценности, стандарты).
В совокупности, по мнению Г. Алмонда, эти ориентации и составляют политическую культуру. Их анализ позволяет понять, почему одинаковые по форме институты власти в разных странах действуют по-разному, выяснить причины конфликтов, мотивацию политического поведения граждан. Понятие политической культуры связывалось с ценностными мотивациями, верованиями людей, с субъективным контекстом политики. Оно стало проявлением того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют то, что видят.
Политическая культура - это совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере. В них воплощаются ценностные представления людей о политике, нормы взаимоотношений общества и государства. Это совокупность знаний, ценностей, идеалов, идей, норм, моделей политического поведения, обеспечивающих единство и взаимодействие участников политического процесса. Политическая культура проявляется в политическом поведении, в отношении к политике.
Политические культуры государств взаимосвязаны не как «низшая - высшая», а как самостоятельные духовные системы. Они выражают «генетический код» народа в атрибутах государственности (флаг, герб, гимн). Они не выступают как универсальное явление, так как не все граждане признают и одни и тс же образцы культуры (патернализм или партнерство в отношениях с государством выступают как норма для одних и отвергаются другими).
Политической культуре свойственны определенные функции:
• идентификации (потребность человека в принадлежности к группе, общности);
• ориентации (понимание человеком собственных возможностей при реализации прав и свобод);
• адаптации (потребность человека в приспособлении к меняющейся среде);
• социализации (становление человека как гражданина, выполнение политических функций, реализация гражданских прав);
• интеграции (сосуществование в рамках определенной политической системы);
• коммуникации (взаимодействие субъектов политики на базе общепринятых норм, стереотипов).
Под воздействием политической культуры воспроизводятся устойчивые формы политической жизни, ценности. Потому и в условиях реформ целые слои населения могут поддерживать прежние порядки, а революции заканчиваются либо возвратом к прежним стандартам, либо террором, чтобы принудить людей принять новые порядки.
Как сложное многоуровневое явление политическая культура имеет определенную структуру. Так, В. Розенбаум считает, что ориентации людей являются базовыми компонентами политической культуры. Он выделяет следующие блоки ориентации:
• относительно институтов государственного управления;
• по отношению к «другим» через осознание принадлежности к нации, государству;
• относительно собственной политической деятельности.
Политические культуры различаются по ценностным ориентациям, способам политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, конфессиональным и другим группам. Тем самым выделяются политические субкультуры - религиозные, этнические, элитарные, молодежные. Компонентами политической культуры выступают стереотипы, мифы, символы.
Типы политической культуры
Известность получила классификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963 г.). Авторы проанализировали формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики и выделили три «чистых» типа политической культуры:
• патриархальный («местечковый», приходской), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политике и ожиданий от политической системы. Граждане ориентированы на местные ценности - общину, род, клан, деревню, племя;
• подданнический тип отличается сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем активности граждан. Человек связывает свои ожидания с политической системой, но в то же время опасается санкций, наказания с ее стороны;
• активистский, партиципаторный (participation - участие) тип характеризуется вовлечением граждан в политическую жизнь, их включенностью в общественные дела. Через выборы, группы интересов, партии граждане артикулируют свои интересы и влияют на процессы принятия политических решений. В то же время они законопослушны, лояльны к политической системе.
Однако в реальной политической жизни, отмечают авторы, данные типы культуры взаимодействуют, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и оптимальной с точки зрения стабильности политического режима является культура «гражданственности», в которой преобладают подданнические установки и формы участия людей в политике. Такая культура характерна для демократической политической системы. «Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность; быть активным, но не проявлять активность постоянно.
Именно гражданская политическая культура с ее терпимостью по отношению к другим ценностям, легитимностью власти, ее компетентностью является прочной основой демократических политических режимов.
Английский ученый Д. Каванах выделяет следующие типы политической культуры:
• гомогенную, характеризующуюся единством общества по основополагающим ценностям, толерантностью;
• фрагментарную с ее конфликтной оппозиционностью различных субкультур;
• смешанную, в которой ценностные ориентации отличаются от норм и ценностей существующего режима;
• искусственно гомогенную, отличающуюся апатичностью, подданническим характером, соединяемую с мобилизованным участием.
Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, образцов политического мышления, различают официальную, поддерживаемую государством, и реальную политическую культуру. Можно говорить о рыночной политической культуре, в которой политика понимается как разновидность бизнеса, как свободный обмен деятельностью граждан, и этатистской, которая отличается главной ролью государства в жизни общества.
Практически политическая культура той или иной страны представляет собой сочетание различных субкультур. Но если возникает их противостояние, то речь идет о культурном расколе. В силу этого не формируются единые ценности политического устройства страны, не обеспечивается внутренняя целостность государства и общества. В таких обществах важно укрепление духовной свободы граждан, вовлечение их в перераспределение материальных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование разных идеологий и стилей гражданского поведения, объединяющего позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, при этом ограничивая влияние политического экстремизма. Только на такой основе могут сложиться идеалы гражданского достоинства, Демократические формы взаимодействия человека и власти.