Особенности политического влияния СМИ

С политической точки зрения СМИ принято подразделять на правительственные и независимые. Такая структура СМИ свиде­тельствует о том, что никакие, в том числе правительственные, СМИ не обладают монополией на информацию. Общественное мнение всегда сталкивается не с однонаправленными, а с разно­направленными информационными потоками, с конкуренцией идей. Вместе с тем есть проблема обеспечения экономической самостоятельности СМИ. Как показывает практика, и капитал, и само государство стремятся взять под свой контроль источники экономической поддержки СМИ, тем самым уничтожая независимые, нейтральные СМИ на информационном рынке. Возникает противоречие между теми, кто владеет СМИ и имеет возможность влиять на общество, и теми, кто хочет слышать и видеть нечто другое. Это противоречие показывает, что свобода выбора ин­формации для ее владельцев не тождественна свободе ее выбора для потребителей.

Активная роль СМИ в политике проявляется в отборе сведе­ний, распространяемых в обществе. СМИ не только проводят ин­формацию, но и комментируют ее. Информированность граждан, политиков, принимающих важные для общества решения, зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты, тенденции развития общества. СМИ обычно сами определяют, что нужно, а что не следует выносить на суд общественности. Они определяют темы и направления дискуссий. Чтобы привлечь вни­мание публики, масс-медиа делают упор на неординарные факты, экстремальные события. Потому информация о жестоких престу­плениях, стихийных бедствиях и т.д. доминирует над освещением явлений повседневной жизни. СМИ склонны давать сенсационные материалы, новейшие сведения о развитии науки, экономики, об успехах тех или иных лидеров, партий. Наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной иерархии, тем самым обеспечивая высокий общественный статус источника информации.

СМИ оказывают как функциональное, так и эмоциональное воздействие на потребителей информации. В демократических государствах преобладает рациональная модель, рассчитанная на убеждение людей с помощью логической аргументации. Она предполагает состязательность различных СМИ за доверие и вни­мание аудитории. Законом запрещено использование СМИ для разжигания национальной, классовой, религиозной ненависти и вражды.

Методы эмоционального воздействия также широко исполь­зуются, особенно телевидением. В силу специфики телевидения аудитория ориентирована на зрительный образ в восприятии ин­формации. Телевидение лидирует среди других СМИ по доверию граждан, так как люди склонны больше верить тому, что вил своими глазами, а не услышанному или прочитанному. Телевидение опережает другие СМИ по масштабности аудитории, по объему времени, уделяемого зрителями на просмотр передач. Практически вес государства мира располагают телевидением. Жители планеты теперь имеют возможность одновременно быть свидетелями важнейших событий, транслируемых в прямом эфире.

В политической жизни современных государств СМИ высту­пают важнейшим инструментом реализации политических страте­гий. Не случайно еще в 1840 г. О. де Бальзак впервые назвал прес­су «четвертой властью». С помощью СМИ политические субъекты не только информируют население о целях, задачах сво­ей политики, но и влияют на процесс формирования правящей элиты, органов власти. Люди не всегда хорошо знают программы кандидатов, их партийную принадлежность. При голосовании они скорее ориентируются на то, что сказали и показали СМИ об их жизни и деятельности. Не случайно идет постоянная борьба пра­вящих элит с оппозицией за контроль над важнейшими СМИ. В политической жизни СМИ выступают как посредники в отноше­ниях населения и власти. Благодаря своей открытости, оператив­ности СМИ стали важным представителем интересов граждан, формируя отношения между «верхами» и «низами». Своими ма­териалами, репортажами СМИ заставляют власть действовать, исправлять недостатки, формируя нетерпимое отношение населе­ния к ним. Государственные структуры вынуждены реагировать на мнение общественности. Информационная деятельность СМИ может способствовать предотвращению конфликтов, а также сти­мулировать массовую активность, провоцировать массовые про­тесты или политические скандалы. Потому важна ответственность журналистов, чтобы в погоне за сенсационными материалами не вызывать конфликты.

В современных условиях выделяется такой способ участия граждан во власти, как теледемократия. Так, расширились воз­можности участия рядовых граждан в теледебатах политиков, электронном голосовании во время выборов, обеспечения двух­сторонних контактов между получателем и распространителем информации. Появление мировой информационной сети (Интер­нет) позволило реагировать на те или иные события.

В демократических государствах действуют законы о СМИ, регламентирующие их деятельность. Чтобы не допустить в обще­стве разжигания национальной розни, не вызывать конфликты разного рода, СМИ должны соблюдать установленные нормы мо­рали и права. Потому свобода СМИ не безгранична. Они должны защищать интересы общества в целом, воспринимать различные интересы и мнения. Законы о СМИ призваны сохранять эти при­оритеты и ценности. Таким образом, современное общество не­мыслимо представить без развитой системы СМИ. С ее помощью оформляются, передаются общественные интересы, творится по­литика. Идет процесс интернационализации массовых коммуни­каций. Основные информационные потоки в мире контролируют­ся международными центрами. Информация, получаемая из-за рубежа, может противоречить устоявшимся традициям, формиро­вать «человека толпы» и т.д. Критерием деятельности СМИ долж­ны быть интересы всего общества, которое должно восприни­маться как неотъемлемая часть мирового сообщества.

ЛЕКЦИЯ 14

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ

ПЛАН

Теории модернизации

Типология модернизации

Наши рекомендации