Понятие и классификация субъектов политического процесса
Субъекты политического процесса - это силы, способные участвовать в политическом процессе. Субъект политики - это конкретно-исторический носитель политической деятельности, направленной на завоевание, защиту и использование власти.
От субъектов политики следует отличать субъектов власти. Субъекты власти - общественные группы (элиты, лобби) и отдельные индивиды (лидеры), выполняющие политические функции и реализующие властные полномочия.
Статус субъекта политики (или политического актора) обретается путем политического и идеологического воспитания, усвоения политических норм и принципов, приобщения к одной или нескольким организациям или группам.
Классификацию субъектов политики можно провести по нескольким основаниям (табл. 10.2). Так, по уровню субъектов выделяют: личность, социальные общности, политические институты.
Личность - это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом, человеку необходимо освоить политический опыт, выработать позицию в политическом процессе.
М. Вебер писал, что все индивидуальные участники политики делятся на три группы. Политики по случаю - люди, которые участвуют в политике время от времени. Политиками являемся все мы,
когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании.
Таблица 10.2. Классификация субъектов политики
Личность | Социальные общности | Политические институты |
Политические роли Политики по случаю Политики по совместительству Политики по профессии | Народ Социальный класс Социальная группа Страта Этническая группа Нация Электорат Политическая элита | Государство Политические партии Общественные организации, движения Группы интересов Группы давления |
Политики по совместительству – те, кто более активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддержки. Политики по профессии - это те, для кого политика становится делом жизни.
Социальные общности - совокупный субъект политики, отражающий коллективное сознание; группы людей, объединенных по различным социальным признакам, имеющих общие интересы.
Когда та или иная общность становится субъектом политики? Когда существует прочная связь между ее членами, осознание общих интересов, организация и координация действий руководящими центрами.
Социальная группа - объединение людей по какому-либо признаку.
Страта (от лат. стратум - слой) - объединение людей по ряду характеристик: доходы, владение собственностью, социальный статус, образ жизни.
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, которая объединена общностью самосознания, языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций и обычаев.
Народ - это население всей страны; вся совокупность групп, страт, этносов данного общества; множество людей, имеющих общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, социально-психологические черты.
Политические институты - это учреждения или системы учрждений, организующие осуществление политической власти; устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. Институты бывают формальными и неформальными. Институты - это установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт парламентаризма; институт исполнительной власти; институт главы государства; институт политических партий; институт избирательного права.
Политический институт - это выражение формализации и деперсонализации политики. Возникновение института означает закрепление определенных правил и ритуалов поведения.
Можно классифицировать субъектов политики по их роли в политическом процессе (по Боднару):
Субъекты политики социального уровня | Субъекты институционального уровня | Функциональные субъекты |
Класс, группа, этнос, электорат и т.д. | Государство, партии, общественные движения и т.д. | Армия, СМИ, церковь, лоббизм |
Функциональные субъекты становятся таковыми лишь в определенной ситуации, будучи вовлеченными в конкретные политические события.
Выделяется марксистская классификация субъектов политики. В марксистских концепциях субъектность индивидов и групп, непосредственно участвующих в политике, определена характером потребностей и интересов больших социальных групп, уровнем их сознания и интеграции. Конкретные личности-политики действуют эффективно, лишь выражая интересы крупных общественных групп. Марксисты выделяли первичных субъектов политики - прогрессивные социальные классы и вторичных субъектов - институты государства, партии, конкретные лидеры.
В бихевиористских концепциях, напротив, индивиды являютсяреальными субъектами истории. Коллективные формы деятельности рассматриваются лишь как сумма единичных действий.
Главным персонажем политики всегда был и остается человек, первичны в политике действия личностей. Однако, чтобы стать реальным субъектом политики, человеку необходимо осознать свое место в обществе, осмыслить мотивы своего поведения.