Модели политической системы и ее функции
В современной политологии получили наибольшее распространение и активно используются несколько теоретических моделей политической системы: системная (вход-выход), структурно-функциональная, кибернетическая концепции. Создателем концепции политической системы «вход-выход» является американский политолог Дэвид Истон. Его основные работы: «Политическая система» (1953 г.), «Системный анализ политической жизни» (1965 г.). Истон применил общую теорию систем к анализу политики. Он исследовал факторы, при которых политическая система способна сохраняться во времени, а также обосновал стратегию сохранения через изменение как наиболее эффективный путь стабилизации политической системы.
Политическую систему можно определить как совокупность политических взаимодействий в обществе. Политические системы могут существенно различаться по степени, в какой авторитетное полномочие власти приходится дополнять принуждением и другими стимулами. Распределение ценностей (ресурсов) в обществе является одной из функций, необходимых для сохранения общества. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности.
Истон предлагает рассматривать центр принятия политических решений как «черный ящик», оставляя без внимания то, что происходит у него внутри, так как системный подход в основном сосредоточен на отношениях системы со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную. Политическая система постоянно поддерживает связи со средой - она является открытой системой. (см. рис.).
Механизм функционирования политической системы
Вход Выход
Требования Центр принятия политических решений Полит.решения
Поддержка
Апатия Полит.действия
Обратная связь
Вход - это суммарная переменная, которая концентрирует и отражает все изменения в окружающей среде, касающиеся политического давления. На входе политической системы Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан (от гражданского общества). Требования - это плоть и кровь всех политических систем. Если можно обнаружить политическую систему, где требования сведены к нулю, то такая система находится в процессе разрушения.
Требования подразделяются на распределительные (организация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение), регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством), коммуникативные ( право на информацию, реализация политических прав и свобод). Накопление большого числа требований вызывает перегрузку политической системы, ибо для их решения требуется много времени и средств. Таким образом, требования необходимо приводить в соответствие с возможностями системы. Требования регулируются культурными нормами, которые определяют, какие потребности могут быть удовлетворены.
Кроме требований имеется и другой тип входов - поддержка. Она бывает двух видов: эмоциональная (безусловная, диффузная) и инструментальная (условная, специфическая). Эмоциональная поддержка - это доверие власти как результат длительной социализации; проявляется в форме преданности политическим ценностям, институтам и символам государства. Она прочна и стабильна. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности и эффективности деятельности властных органов. Реализуется по принципу: «я делаю что-то для страны, если она что-то делает для меня». Этот вид поддержки менее прочен.
Итак, поддержка центра принятия решений в концепции Истона по сути совпадает с понятием легитимности власти. Как уже было показано в предыдущей главе, в зависимости от объекта легитимации Истон выделил три типа поддержки: структурную, идеологическую, персональную. Структурная - поддержка всего политического сообщества, доверие граждан устройству государства, другими словами, преданность коллективу, национальному сообществу в целом. Идеологическая - поддержка режима как принятие ценностей, на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые, нравственные) и структуры власти. Персональная - основана на доверии граждан конкретному лидеру (главе государства, премьер-министру, депутату парламента и т.д.).
Понятие «выхода» политической системы проанализировано Д. Истоном не так подробно. Система на выходе дает ответ на получаемые ею требования и поддержку. Ее продуктом выступают решения и действия. Политические решения - это законы, постановления правительства, решения судов. Политические действия- система мер по проведению конкретного вида политики ( экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы (парламент, местные легислатуры, административно-бюрократический аппарат и т.д.). С их помощью решения и действия направляются адресатам-, гражданам и социальным группам, что вызывает новые импульсы на «входе». Возникает «петля обратной связи». Решения политической системы являются источником новых требований и поддержки. Если власть игнорирует обратную связь, то эффективность реализации ее целей невелика. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для устранения ошибок и совершенствования системы. Преобразование входящих факторов в ответные реакции системы называется процессом конверсии.
Система оказывает влияние на уровень поддержки, удовлетворяя требования. Никакая политическая система не может сохраниться без обеспечения консенсуса по поводу базовых норм и ценностей и без того, чтобы удовлетворять определенный объем ценностей (ресурсов).
Политическая система находится в глубокой взаимозависимости со средой. Она должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия. Цель политической системы - сохранить себя через взаимодействие с окружающей средой. Это возможно при условии саморегуляции, т.е. наличия обратной связи в системе. Политическая система подобна огромному сложному производству по преобразованию требований в конечный продукт - решения и действия по их реализации. Этот процесс называется внутрисистемной конверсией.
После успешного применения Д. Истоном системной теории в политологии (1956 г.) тремя годами позднее Г. Алмонд применил его схему к национальным политическим системам. Г. Алмонд стал главой структурного функционализма в политической науке. Он разработал концепцию функционального анализа применительно к сравнительным исследованиям политических систем. С 1954 по 1963 г. Алмонд возглавлял Комиссию по сравнительной политике.
Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функции политической системы.
Функции системы в целом: рекрутирование и социализация' коммуникация. Они действуют как на «входе», так и на «выходе», определяют устойчивость и изменчивость политической системы.
Функции процесса: на входе - артикуляция и агрегирование интересов; на выходе - определение политического курса, осуществление политического курса, вынесение судебных решений. Функции процесса связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, принимающим решения.
Функции политического курса: регулятивная (интеграция), экстрактивная (привлечение ресурсов в систему), дистрибутивная (распределительная), реактивная, символическая (способность
отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире).
Функции политической системы с точки зрения институционального подхода: определение социально значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управление политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направленных на их нарушение.
Устойчивость политической системе придают действующие институты - установленные учреждения и правила, регулирующие определенную область политических отношений. Например, институт главы государства, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт политических партий, институт избирательного права.