Легитимность и легитимация власти
Политологи изучают различные аспекты функционирования власти. Они рассматривают взаимодействие властных институтов и общества не только с правовой, но и с социально-психологической точки зрения. Проблема легальности и легитимности (без употребления этого термина) власти была поставлена мыслителями Нового времени. Либеральная традиция эпохи Просвещения принимала законность только такой власти, которая основывалась на согласии народа, т.е. власти легитимной.
Термин «легитимность» появился в XIX в. во Франции и вначале означал законно установленную власть в отличие от насильственно захваченной. Концепции «естественных прав человека» и «общественного договора» обосновывали принцип суверенитета народа как источника власти, а значит, и его право на расторжение договора, если субъект власти распорядился ею не в интересах народа. При этом термин «легитимность» не являлся строго юридическим и не фиксировался в основных законах государств в отличие от термина «легальность», который обозначает юридическое обоснование власти.
Легитимность означает форму поддержки, оправдания власти. Легитимность - это определенный исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом.
Легальность власти - юридическое бытие власти. В узком смысле легальность власти - это законность власти, ее юридическая правомочность, соответствие правовым нормам. Легальность - явление юридическое по процедуре, так как она устанавливается и гарантируется государством. Легальность означает санкцию самой власти юридическими средствами обосновать свое существование, т.е. обеспечивать юридическое обоснование властью законов, норм, прерогатив и методов властвования. Легальность имеет отношение не только к власти государственной, но и к политической власти как таковой. Политические институты функционируют на основе более или менее четко фиксированных правил, норм, кодексов. В этом смысле политическая власть - явление правовое.
Дляэффективного функционирования власти юридическо-правовой опоры недостаточно. Необходима социальная поддержка, согласие граждан принять данное правление, власть данной
элиты, партии, лидера. Легитимность власти – социально-политическое и психологическое явление, когда устанавливается общественное согласие на определенную власть, признание обществом правомерности власти и ее права управлять им.
Легитимность - это доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных социальных и политических институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими. Это политическое признание законности правления.
М. Вебер сделал легитимность предметом самостоятельного исследования. Рассматривая политическую власть как социальное господство одних групп людей над другими в рамках государственно-организованного сообщества, М. Вебер постоянно подчеркивает потребность такого господства в легитимации. В легитимации нуждается и монопольное право государства на физическое
насилие.
Механизм функционирования государственной власти распадается у М. Вебера на два типа ожиданий: приказывающие ожидают, что им будут повиноваться, а подвластные ожидают, что приказ будет соответствовать их интересам, поэтому будет признан.
М. Вебер выделил три исторических типа легитимного господства. Традиционная легитимность основана на авторитете вечно вчерашнего, на авторитете нравов, освященных традицией, значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Виды традиционной легитимности: власть старейшин - геронтократия, власть вождя племени - патриархальное господство, власть монарха - патримониальное господство.
Харизматическая легитимность основана на вере в необычный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вызываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека. По Веберу, харизматическая легитимность присуща пророкам, избранным князьям, политическим партийным вождям. Харизматическое господство способствует появлению лидеров, идущих навстречу требованиям масс. Харизматический лидер должен заботиться о сохранении своей харизмы - для этого нужны регулярные великие деяния. Как только они исчезнут - исчезнет вера в харизму. Стабилизация социальной системы приводит к переходу к иному типу легитимности.
Легальная легитимность основана на силе закона, на вере в обязательность правового установления и деловой компетентности, сти, обоснованной рационально созданными правилами. Основой подчинения является не личностный фактор, а закон. В этом вари, анте легальность совпадает с легитимностью.
Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и основ правового государства. Утверждение рационально-правовой легитимности связано, по Веберу, со становлением политики как профессиональной деятельности, т.е со становлением политических профессий. Правовые механизмы должны проводиться в жизнь специально обученными чиновниками - бюрократией. Она, по Веберу, технически является чистым типом легитимного господства.
Легитимность тесно связана с оценкой власти, в том числе и моральной. Когда политическая элита претендует на то, что ее власть легитимна, то ссылается на нравственные критерии оправдания своих действий. Граждане одобряют власть и доверяют ей также исходя из критериев блага, добра, справедливости, порядочности. Даже Н. Макиавелли, который практическую пользу в политике отделял от этических норм, отмечал, что в политическом имидже политика важны такие качества, как сострадательность, верность слову, милосердие, искренность, благочестивость. Политик должен «бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей». Значит, вопросы политической легитимности связаны и с моралью, ведь никакое предписание не имеет законной силы, если оно идет против человеческой совести.
В современной политической практике подобное совпадение встречается не часто, так как политическое бытие власти всегда сложнее юридического бытия. Политические регулятивные механизмы шире правовых, не всегда юридически оформлены. Но если закон не охватывает все правила политической игры и вызывает сомнение в своей легитимности, то и легитимность власти не бесспорна. Идет как бы постоянный плебисцит (голосование) на доверие политическим институтам и существующему социальному порядку. Легитимна власть, если ее признает оправданной и необходимой социально значимая часть общества. Но всегда остаются социальные слои, группы, политические центры влияния, которые оспаривают легитимность данной власти или некоторых ее структур. Поэтому властвующая политическая элита, лидеры, политические организации должны постоянно доказывать легитимность их власти.
В политологии выделяются три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персонализированный (согласно выводам Д. Истона). В легитимации политической власти особую роль играет идеология. Политическая власть стремится к самооправданию и предпринимает необходимое воздействие на общественное сознание. Идеология властвующей политической элиты соответствует природе и целям данной власти. Идеологический уровень основан на соответствии власти устоявшемуся типу представлений о справедливости. Самым простым способом достижения идеологической легитимности является прямое отождествление объекта власти с субъектом. Такой способ характерен для тоталитарных режимов. Но и для демократического общества необходимо, чтобы ценности, транслируемые элитой, и политика, которую она проводит, соответствовали менталитету народа, его социокультурным ценностным ориентациям. Идеологический уровень легитимности проявляется в доверии граждан знаниям, профессионализму управляющих. Легитимность нуждается в постоянном подтверждении успехами. Невыполнение обещаний ослабляет доверие к власти. Можно сказать, что легитимность власти всегда находится в прямой зависимости от ее эффективности и результативности.
Структурная легитимность основана на убежденности в правомочности существования данной политической системы. Структурная легитимность преобладает в устойчивых обществах, где заведенный порядок формирования властных институтов стал привычным. Доверие к системе автоматически распространяется на лиц, избранных законным образом.
Персонализированная легитимность основана на одобрении данного властвующего лица. Властитель как бы отождествляется с личным выбором. Персонализированная легитимность близка к харизматическому типу и может перерастать в него. Однако между ними много различий. Лидеру с персонализированной легитимностью доверяют, испытывают к нему симпатию, но в целом в отношении к нему господствует рационально-критический подход. Харизма же рождает любовь, поклонение, готовность к полному подчинению. Персонализированная легитимность нуждается в идеологическом и структурном подкреплении. Харизма может противопоставлять себя стереотипам сознания и особенно чинов» никам.
Особой разновидностью легитимности является этническая легитимность, т.е. формирование властных структур политической элиты по национальному признаку. Национальная принадлежность в таком случае становится основой оправдания претензий на власть.
Возникает вопрос о критерии (типе) легитимности. Сторонники политического реализма придерживаются прагматической позиции. Легитимной, с их точки зрения, является власть, способная поддерживать в обществе порядок и стабильность. Власть захваченная в результате переворота или революции, но доказавшая свою стабильность и способность обеспечить порядок, признается легитимной.
Сторонники либерально-демократической позиции легитимной признают только власть, избранную на основе свободного волеизъявления граждан.
Выделяют также легитимность, основанную на соглашении или навязанную обществу принципами политической целесообразности. Такая легитимность обычно практикуется в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система и этот процесс утверждения приобретает затяжной характер.
Политический анализ показывает, что легитимация власти связана с ее эффективностью. Власть может утратить легитимность, если результативность ее деятельности существенно пойдет на убыль. В итоге возможна смена политических элит и режимов. Власть, которую многие члены общества считают нелегитимной, но способная функционировать вполне эффективно, все больше будет поддерживаться населением. Нелегитимная и неэффективная власть держится только на насилии.
Т. Парсонс в рамках своей системной концепции рассматривал проблемы легитимности. Поскольку власть является символическим посредником, то может происходить ее делегитимация («девальвация») и увеличение легитимности («ревальвация»)-Кризис власти возникает тогда, когда не исполняются обязательства, когда падает доверие к правительству. Преодоление политического кризиса возможно лишь при накоплении средств и возможностей для удовлетворения потребностей населения, при открытой честной политике.
Легитимность могут обрести разные режимы. Более всего в легитимной власти нуждается демократический режим, в котором политический и идеологический плюрализм создают каналы для оспаривания легитимности властвующих политических сил. Зависимость власти от поддержки общества определяет необходимость постоянной коррекции общественной политики, соблюдения баланса социальных целей и средств поддержания власти. В том состоит искусство политического властвования. Доверие к власти является огромным ресурсом, позволяющим влиять на идеалы, ценности и поведение людей.
ЛЕКЦИЯ 5
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
ПЛАН
- Институциональный и системный подходы к анализу политической системы