Понятие политической власти: сущность и процессы реализации
По своей природе и происхождению власть - социальное явление. Она складывается и существует в различных сферах общественной жизни в разных формах: экономическое или информационное господство, правовое принуждение. Власть различается по объему (от семейной до государственной), по объекту (личная власть, власть в группе, политическая власть), по характеру реализации (бюрократическая, демократическая, деспотическая). М. Вебер говорил о таких видах власти, как власть отца над детьми, власть «денежного мешка», юридическая, духовная, экономическая и другие виды власти. Таким образом, общество в целом - это система властных отношений (социальных, экономических, политических, культурно-информационных).
Власть как социальное явление многомерна и изучается разными науками. Б. Рассел считал, что фундаментальным понятием в общественных науках является власть в том же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики.
Изучение феномена власти сопутствует всей истории социально-философской и политико-правовой мысли. Выделяется такое направление исследований, как кратология (греч. kratos -власть) - целостная наука о власти. В настоящее время политическая власть во всем многообразии проявлений изучается политологией.
Понятие власти - центральное в политологии. Большинство политологов сходятся во мнении, что власть внутренне присуща всякому человеческому сообществу. Ее истоки коренятся в общественных процессах. Власть - выражение объективной потребности каждого общества в саморегуляции и организации. Являясь основанием социального бытия, власть поддерживает целостность и единство общества, координирует, упорядочивает общественные процессы в условиях демографической, экономической, а затем и политической стратификации. В любом обществе всегда имеются различные индивидуальные и групповые интересы, которые сталкиваются между собой. Тем самым усиливается социальная напряженность и возникает потребность в соподчинении интересов, в регуляции процессов их реализации, в сохранении социального порядка и целостности. Эта потребность является общей для различных типов обществ и социальных групп. Не случайно властные определения политики отражают ее сущность.
Таким образом, свойствами власти являются: всеобщность (охватывает все виды человеческого общения), инклюзивность (проникает во все сферы или подсистемы социума, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).
Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является как социальное (экономическое, статусное), так и естественное (интеллектуальное, физическое) неравенство. Как непременный спутник общества власть возникла задолго до появления государства. Приблизительно 40 тыс. лет назад она существовала в догосударственных формах. Такую власть называют потестарной. Власть в догосударственной форме являлась способом поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождя, шаманов. По сути, она была децентрализованной. М. Дювержс, определяя первичные формы власти, писал об анонимной власти, распыленной среди членов примитивного общества, а также об индивидуализированной власти, возникшей позже в связи с усложнением процессов разделения труда.
С момента образования государства (т.е. в течение последних 5 тыс. лет) власть существует в политической, публичной форме. М. Дюверже назвал эту форму власти институциализированной (опирающейся на специальные институты).
В условиях глобализации современного мира говорят о надго-сударственной власти: ООН формирует всемирную систему международных отношений, Европейский союз - региональную систему властных отношений и т.д.
Политическая власть - это способность проводить свою волю в политике и в правовых нормах, несмотря на сопротивление.
Можно предложить более сложное определение политической власти-это система институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, отражающих доминирование той или иной социальной группы в использовании ею полномочий государства для распределения общественных ресурсов в своих интересах.
Рассмотрим процесс властвования. В отношениях власти выделяют два аспекта: конфликтный и целевой. Они соответствуют двум основным способам реализации властных отношений: принуждению и побуждению к действию.
Особую роль в осуществлении властных отношений играют принуждение и насилие в обыденном понимании власть зачастую ассоциируется с принуждением, насилием, диктатом. Знаменитая фраза лорда Эктона, что «власть - это зло, а абсолютная власть - зло абсолютное», отражает такую позицию. Но политологи изучая власть, доказывают, что властный феномен порожден обществом во имя общества. Анализ конкретных политических систем свидетельствует: разгул неконтролируемого насилия, преобладание принуждения - это не причина, а следствие определенного типа власти.
Конфликтный аспект власти обусловлен несовпадением социальных интересов и асимметрией властных ресурсов (господство - подчинение). Но власть содержит механизм не только обострения, но и согласования социальных конфликтов, который позволяет принимать решения, регулирующие развитие социальной группы, общества в конфликтной ситуации. Если конфликтный аспект обусловлен противоречиями социальных интересов, то целевой - целостностью социальных общностей. «Власть для» - это способность выполнять определенные функции в пользу всей социальной системы. «Власть для» связана с управлением обществом, т.е. с целенаправленным воздействием на социальную систему для обеспечения ее оптимального функционирования, стабильности и развития.
Процесс властвования может также быть рассмотрен в последовательности двух его фаз: волевой, на которой властвующий субъект сообразно своим интересам формулирует и принимает политическое решение, и силовой, связанной с реализацией политических решений.
Выделяют три аспекта политической власти: директивный - власть понимается как господство, означающее закрепление отношений «приказ - подчинение»; функциональный - власть рассматривается как способность реализации функции общественного управления; коммуникативный аспект - механизмы реализации власти через общение, через определенный язык, который принят обеими сторонами властных отношений.