Основные идеологические течения в современном мире. В процессе исторического развития сформировались различные идеологические системы, «которые можно объединить в три большие группы: консервативные
В процессе исторического развития сформировались различные идеологические системы, «которые можно объединить в три большие группы: консервативные, либеральные и социально направленные идеологии»1.
Исторически первой идеологией считается идеология либерализма. Либерализм возникает в период кризиса феодальных порядков в Западной Европе и является буржуазным по своей природе учением. Как самостоятельное общественно-политическое течение либерализм сформировался в конце XVII-XVIII в. на базе политической философии Д. Локка, Т. Гоббса, Ш.-Л. Монтескье, Б. Констана, А. де Токвиля и содержал установку на обеспечение свободы личности и ограничение сферы деятельности государства. Основополагающие идеи, ставшие важнейшими системообразующими положениями классического либерализма, были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции США 1791 г. Формирование, развитие и утверждение либерализма происходило в различных социально-исторических и национально-культурных условиях, что обусловливало разнообразную трактовку основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, и создание различных вариаций либерализма как внутри отдельных стран, так и на межстрановом уровне.
Несмотря на национальные особенности, в целом теоретическая доктрина либерализма характеризуется привычными для современного общественно-политического сознания понятиями и категориями, имеющими свою трактовку в различных сферах жизни общества. В политической сфере с либерализмом ассоциируются гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания партий и пр.), минималистское государство, конституцио-
1 Меркурьев А. В. Взаимодействие государства, общества и идеологии // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 69.
13.4. Основные идеологические течения в современном мире 533
нализм, парламентская демократия, принцип разделения властей (сдержек и противовесов), правовое государство с принципом равенства всех граждан перед законом, всеобщее избирательное право, равенство возможностей. В сфере экономики — частная собственность как условие индивидуальной свободы, свободный рынок, конкуренция и предпринимательство. В религии с категориями либерализма связывается терпимость к инакомыслию. В нравственности — торжество утилитаризма, прагматизма и пр.
Таким образом, либерализм — это идеология сторонников парламентарного строя и максимальных свобод в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Среди главных традиционных ценностей либерализма следует выделить индивидуализм, свободу, частную собственность и минималистское государство.
Основная черта индивидуализма — уважение к личности как таковой. В качестве мировоззрения индивидуализм оформился к концу XVII — началу XVIII в. У основоположников либерализма отдельный индивид, противопоставляемый обществу и государству, является «хозяином своей собственной судьбы» (Дж. Локк), потому что «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно» (Дж. С. Милль).
Свобода в классическом либерализме понимается как обеспечение равных возможностей для саморазвития личности. Причем свобода трактуется как свобода от внешнего принуждения: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие». Понимание свободы индивидуалистично. Среди всех свобод для либералов на первом месте стоят свобода экономическая и свобода предпринимательства. «Либералы считают свободу личности прямым следствием развития частной собственности. Для них человек — это прежде всего частный собственник»1.
Неотчуждаемая и приумножаемая частная собственность, как ценность либерализма, выступает гарантом индивидуальной свободы и средством жизнеобеспечения. Являясь основанием свободы и достоинства человека (и соответственно, либерально-правового политико-государственного устройства), частная собственность обеспечивает независимость и безопасность индивида, позволяя
1 Славин Б. Ф. Россия в поисках идеологии и модели развития // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 14.