Реализация концепции правового государства в рамках гражданского общества.

Модель правового государства - важны детали механизма, а в полит науках- принципы, которые их определяют. Идея правового государства - самостоятельная существование двух начал- государство само по себе, а право само по себе. Авторы теории правового государства- 3 правоведы- Велькер, Фон Моль, Гнайст.

Правовая модель – концепция предполагает форму организации функционирования гос власти, при которой обеспечено верховенство конституционного права. Верховенство относительно общества, государстсв, индвиида.1 принцип- тавтологически- ВЕРХОВЕНСТВО правового закона- закон конституции. Конституции подчиняется и гсоударство и каждый гражданин2 принцип– принцип правозаконности. Действию гражданина представлена фора- гос чиновник действует по процедуре -предписано законом, а гражданин зная процедуру может действовать в обход, больше маневра- возможно все что специально законом не запрещено.3 принцип- реальность гарантии прав и свобод, обеспечивается не вмешательством государства в гражданское общество.4 принцип– взаимная ответственность государства и личности, в равной степени несут ответственность перед законом.5 принцип– разделение властей. Сдерживание противовесов властей, дают человеку маневр между властями.6 принцип -наличие эффективной системы контроля за действиями государства. Институты независимого суда, арбитраж, налоговые службы, счетная палата, СМИ- разнообразная и широкая система контроля.Признаки правового государства – Идея народного суверенитета, закрепленная конситуцией. Источником полит власти, законод, испол-является народ.Наличие ГО, как можно наиболее развитого, защищающего права и свободы и отсутствие партенализма как установки- т.е. личность обладает всеми правами и свободами- государство не дает, имонентно присущи, как части ГО.Институты демократии- связаны с выборами.Независимый автономный суд как гарант- правовой государственности и любые органы власти в равной степени подконтролен и подсуден.Исключение любых форм деспотизма и диктатуры.Участие граждан в управлении государством- возможность каждому влиять на ситуацию в стране.Сознательная и добровольное ограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона, высокий уровень полит культуры

Реализация- Неукоснительно провести в жизнь принципы и предпосылки правового государства.

Исключить противостояние законодательной и исполнительной ветви власти.Осуществление судебной реформы.

Создание эффективного механизма защиты прав и свобод граждан.

Устранение проблем в экономике, в финансах.Повышение уровня правовой культуры государственных служащих и населения.Развитие гражданского общества.Обеспечение законности и правопорядка.Гарантировать условия для развития всех форм собственности. Политический плюрализм. Создание среднего класса собственников. Устранение большой разницы в доходах между богатыми и бедными.Устранение нарушения принципа разделения властей.Устранение противоречий и коллизий в законодательстве.


62. Основные подходы к трактовке государства, как политического института.

Все подходы можно разделить на марксистские (хар-но полное совпадение взглядов всех исследователей) и немарксистские (разнообразие воззрений). Подходы: 1. нормативный. Гос-во – совокупность норм, регулирующих поведение граждан. 2. институциональный. Гос-во – воплощение власти, ее институт, сущ-ий в форме иерархической стр-ры. 3. соц. Гос-во рассм с позиции классовой, соц дифф-ии общ-ва. Эл-ты гос-ва: территория, население, публичная власть (регулятор поведения людей), суверенитет, монополия на легальное применение силы, исключительное право на издание законов, всеобщность, право на взимание налогов и сборов с населения. *** Т.Гоббс его идея изложена в работе «Левиофан», пытался обосновать понятие гражданского общества, для того чтобы отделить естественное состояние цивилизации человека от цивилизованного состояния. Человек и общество в естественном состоянии (хаус войны, хаус взаимной вражды) формула «Война всех против всех» - дикое состояние человека. Когда появляется гос-во в виде Левиафана, появляется состояние цивилизованного общества, порядок, благосостояние. *** Д.Локк работа «два трактата о правлении». Первичен индивид, а общество и гос-во – инструменты для реализации его целей. Самая большая ценность – свобода. Свобода – отсутствие вмешательства извне, в том числе и гос-ва. Будучи существами разумными, люди заключают между собой общ договор и создают гражд.общ (так называемая теория общественного договора). У либералов гражд.общ-основа прогресса, а у Руссо – источник пороков. В рамках гражд.общ формируются институты, защищающие общ от гос-ва. Частная собственность – основа и гарантия, часть личности. ***Гегель работа «философия истории». Много взял у Фергюссена. Гражд общ- совокупность граждан, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда. Результатом труда и явл частная собственность. Не гражд.общ - основа соц прогресса, а гос-во. Гос-во самый важный элемент, это абсолютая идея, реальное бытие (инобытие). Гос-во – все добродетели и наиболее совершенное состояние (обеспечивает всеобщий интерес, справедливость, объединяет людей в целое общесво, гарантирует свободы и права). Продолжение Гегеля – Марксизм. Ранний Маркс 40е-50х годов активно использует понятие гражд общ. Социальная теория Маркса сформулировала Энгельс (происходжение семье, частной собственности, гос-ва). Исторический материализм – советское продолжение марксизма, теория развития общественно – экономической формации.


63. Признаки, основные функции и перспективы развития современного государства.

Все подходы м. разделить на марксистские (хар-но полное совпадение взглядов всех исследователей) и немарксистские (разнообразие). Подходы: 1. нормативный. Гос-во – [ть норм, регулирующих поведение граждан. 2. институциональный. Гос-во – воплощение власти, ее институт, сущ-ий в форме иерархической стр-ры. 3. соц. Гос-во рассм с позиции классовой, соц дифф-ии общ-ва. Эл-ты гос-ва: территория, население, публичная власть (регулятор поведения людей), суверенитет, монополия на легальное применение силы, исключительное право на издание законов, всеобщность, право на взимание налогов и сборов с населения.Признаки гос-ва: 1. разделение светск и божеств власти. 2. суверинитет гос-ва на принятие решений на данной территории. 3. прямое правление. Прямые связи м/у правительством и гражданами. 4. обособление гос и личного. 5. рост значения права. 6. колич рост гос чиновников как инструмента управления. 7. растущее вмешательво гос-ва в обществ и эк дела. 8. обосоление общ-ва от гос-ва.Функции:Func гос-ва – это обязанности, круг деят-ти, предназначение, роль в полит жизни. 1. Политическая. Проявл-ся в обеспечении полит господства опр класса и подавлении воли угнетенных классов, достижение полит стабильности, разраб стратеги развития общ-ва. 2. Организаторская. Осущ-е властн полномочий, осущ контрля за исполнением законов, осущ координации деят-ти различ институтов. 3. Экономическая. В программирования, планировании развития эк-ки, выделение дотаций, кредитов, взимание налогов, применение эк санкций. 4. Соц. Удовлетворение потребностей людей в труде, жилье, мед обслуживании, в осущ соц защиты опр категорий граждан, страховании их жизни, собственности, поддержании внутреннего соц мира. 5. Правовая. Принимает законы, устан прав нормы, 6. Экологическая. Охрана окр среды. 7. Культурно-воспитательная. Непрерывность и демократизация образования, предоставление равных прав в его получении, кач подготовка будущих поколений, создать условия для удовлетворения дух потребностей, формируя высокую духовность и нравственность. 8. Внешние: Защита территориальной целостности, эк и полит интересов в сфере м/н отн-ий, развитие внеш торговли и т.д.Идет возрастание роли соврем гос-ва- измен-я следующие: концентрация власти в руках центрального аппарата, за счет огранич-я органов местн самоуправ и парламента; соияние 3 ветвей власти на основе исполнительной; ограничение свобод граждан перед лицом гос-ва; упадок полит партий и передача их полит-орган функций бюрократ аппарату; трансформация системы права и правовой идеологии.


64. Сущность и основные признаки правового государства.

Правовое государство - государство, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, обеспечивается реализация прав и свобод личности. Это не только объ-ая необходимость, но и наиб эффективный способ его организации и управления, т.к. в общ-ве господствует всеобщая подвластность закону, закон выступ в кач-ве средства выражения и закрепления потребностей и интересов граждан и общ-ва, закон опр-т права и обязанности членов общ-ва, устан необх соц порядок, вводит опр меры ответ-ти за нарушения, гарантии защиты прав и свобод. Осн цель ПрГос-ва обеспечить гарантию прав и свобод граждан. Сущ-ют некот нормы, н-р, разделение властей. В основе – власть должна осущ-ся только во имя всеобщего блага. Нем политолог, осн положения институционального учения о гос-ве: 1. Конституц госуд-ть. Гос жизнь должна регул-ся правовыми нормами, закреп в конституции. 2. Плюралистическая стр-ра полит сообщ-ва. Участие в п-ке разнообр сил предусматривает создание мех=ов, обеспечивающих сдерживающее воздействие на гос-во. Главное – противостояние созданию тоталит и свободная игра интересов в обще-ве. 3. Гос монополия на власть и самост-ть гос-ва. Самост-ть – функц-ие его как независ института, принимающего решения. Независимость гос решений. 4. Институционализированная обратная связь гос-ва с общест мнением. Гос аппарат наход под контрлем общест мнения. 5. Процессуальная (формальная и материальная) рационализация гос-ва. Связанность гос-ва правом и законом. 6. Защита интересов перед гос властью и судебный контроль над деят-тью гос-ва.Модель правового государства - важны детали механизма, а в полит науках- принципы, которые их определяют. Идея правового государства - самостоятельная существование двух начал- государство само по себе, а право само по себе. Авторы теории правового государства- 3 правоведы- Велькер, Фон Моль, Гнайст.

Правовая модель – концепция предполагает форму организации функционирования гос власти, при которой обеспечено верховенство конституционного права. Верховенство относительно общества, государстсв, индвиида.1 принцип- тавтологически- ВЕРХОВЕНСТВО правового закона- закон конституции. Конституции подчиняется и гсоударство и каждый гражданин2 принцип– принцип правозаконности. Действию гражданина представлена фора- гос чиновник действует по процедуре -предписано законом, а гражданин зная процедуру может действовать в обход, больше маневра- возможно все что специально законом не запрещено.3 принцип- реальность гарантии прав и свобод, обеспечивается не вмешательством государства в гражданское общество.4 принцип– взаимная ответственность государства и личности, в равной степени несут ответственность перед законом.5 принцип– разделение властей. Сдерживание противовесов властей, дают человеку маневр между властями.6 принцип -наличие эффективной системы контроля за действиями государства. Институты независимого суда, арбитраж, налоговые службы, счетная палата, СМИ- разнообразная и широкая система контроля.Признаки правового государства – Идея народного суверенитета, закрепленная конситуцией. Источником полит власти, законод, испол-является народ.Наличие ГО, как можно наиболее развитого, защищающего права и свободы и отсутствие партенализма как установки- т.е. личность обладает всеми правами и свободами- государство не дает, имонентно присущи, как части ГО.Институты демократии- связаны с выборами.Независимый автономный суд как гарант- правовой государственности и любые органы власти в равной степени подконтролен и подсуден.Исключение любых форм деспотизма и диктатуры.Участие граждан в управлении государством- возможность каждому влиять на ситуацию в стране.Сознательная и добровольное ограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона, высокий уровень полит культуры


65. Концепция социального государства.

Концепция социального государства – правовед Лоренс Фон Штайн-19 век; Петр Новгородцев. Теория тоталитарного государства похожа и более детально трактует отношения государства и гражданина, но эта концепция в 49 году вспомнили, когда писали конституцию.Соц государство-закономерно-обусловленный этап развития современного общества, постиндустриального, результат сознательного-политико-правового и соц конструирования-само по себе не появляется. Цель конструирования-обеспечить равное распределение материальных и духовных благ, выровнять через соц стандарты-стартовые возможности граждан, создать благоприятную соц среду-мир.Предпосылки реализации- высокий уровень экон развития государства, наличие правового государства как цели- и высокая правовая культура, уровень соц партнерства во взаимоотношениях между государством и ГО и каждым гражданином.

Признаки соц государства:Каждое соц государство не похоже на другое соц государство- зависит от культуры, какие блага поддерживаются, но есть признаки фиксирующие – система соц выплат и соц распределения в виде продуктовых ваучеров или талонов.Правовое государство- первично.Попытка государства обеспечить - политическая- стабильное - соц положение граждан, как цель государства.Возможность на правовой основе осуществлять планирование, организацию индивидуальной жизни - у всех граждан есть доступ ко всему этому.Индивидуальная свобода, демократия, соц. справедливость и мир.

Задачи, решаемые в реализации этой концепции:.Защита каждого человека от нужды и бедствий – гарантия минимального достойного существования.Обеспечение большего равенства посредством стираний в уровнях благосостояния- у нас разрыв очень большой- коэф атлеса. Обеспечение защиты перед жизненными рисками- такими как потеря работы, инвалидность и т.д.Обеспечение роста – возможности для расширения благосостояния людей


66. Бюрократизация государственного аппарата. Коррупция и борьба с ней.

Бюрократия существовала всегда. Этот полит феномен захватывает гос аппарат всех обществ. Степень бюр-ии гос аппарата зависит от того, насколько гос-во стоит над общ-ом или находится под контролем у ГО. В тотал общ-ве, где нет ГО, бюр – max. Бюр-ия – это господство на основе правил и предписаний посредством чиновников. Бюрократия выдвигает на первый поан собственные цели, а не интересы народа.Маркс: эк основой бюр-ии явл-ся гос-во. Черты: формализм, бездушие, произвол, крючкотворство. Она стремится скрыто принимать решения. Она пресекает появление полезных для общ-ва инициатив, сохранить независимость.Необходимо, чтоб бюрократический аппарат соответствовал трём основным принципам (Вебер):Иерархия – квалифицированная и качественная работа бюрократии на всех иерархических ступенях и распределение её здесь по принципу компетентностиКомпетенция – вся деятельность Б предопределена инструкциями, положениями, представляющими для неё кодекс правил, которым она слепо следуетДеперсонификация – основным правилом является служение общему благу. Подлинный бюрократ не использует власть для себя лично, не берёт взяток и всегда доступен народу. Работает планомерно, без эмоций.Вебер выделял 2 типа Б: традиционная патримониальная (осн сфера влияния – область гос управления и поддержание обществ порядка) и совр рациональная (частнохоз деят-ть).

Негативные последствия: прогрессирующая неэффективность бюр управленческого мех-ма, нарастающая тенденция к ее превращению в самост силу.Корру́пция термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. В большинстве Европейских стран коррупция относится к уголовным преступлениям.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции[24]. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

Внутренний контроль был основным способом борьбы с коррупцией в монархиях периода абсолютизма и до сих пор сохраняет высокую эффективность. В частности, Макиавелли полагал, что в монархиях, «правящих при помощи слуг», коррупция менее опасна, поскольку все «слуги» обязаны милостям государя и их труднее подкупить.

Либеральная демократия для достижения своих целей также опирается на систему выборов, правовое государство, независимое правосудие, разделение властей и систему «сдержек и противовесов». Все эти политические институты служат одновременно механизмами внешнего контроля над коррупцией.

Однако не все положения либеральной демократии однозначно способствуют борьбе с коррупцией. Примером может служить принцип разделения властей. Разделение властей по горизонтали стимулирует их надзор друг над другом. Например, в парламентской демократии представительная власть имеет полномочия отправить правительство в отставку.


67. Роль политической оппозиции в государстве.

Одним из осн принципов Демократии следует признать наличие полит оппозиции, деятельность которой протекает на легальной основе и обеспечена конституционными гарантиями. По сути дела, оппозиция выступает как один из полит институтов. Функционирование конструктивной оппозиции в рамках полит сист не подрывает, не разрушает ее, а создает благоприятную почву для здоровой конкуренции в борьбе за власть, своевременное устранение неизбежно возникающих противоречий, оказывая тем самым стабилизирующее воздействие на полит структуру общества. Полит оппозиция может рассматриваться в кач-ве осн канала проявления социального недовольства сложившейся сит-ей. Оппозиция противостоит офиц части, подвергает критике ее стратегию, тактику проводимых преобразований, принимает активное участие в процессе рассмотрения и принятия тех или иных законов, контролирует деятельность исп власти. Оппозиция рассматривается как в широком понимании этого термина, так и в узком. В 1 случае имеются в виду все проявления недовольства со стороны индивидов, групп, масс существующей властью. Во 2 случае – противостоящие офиц власти полит партии, организации, движения. Оппозиция подразделяется на два типа: внесистемная и системная. Внесист: лево- и праворадикальные партии и группы, которые в своих программный положениях полностью или частично расходятся с системой принятых полит ценностей. Сист: все лево- и правоцентристские партии и группы, которые признаю сложившиеся полит, эк, социальные институты общества, укоренившиеся системой. Кроме отмеченный есть еще промежуточные типы, это партии и группы «зеленых», некоторые радикальные, коммунистические партии. В России также можно вычленить подобные типы оппозиции. Внесист: непримиримые коммунистические партии (РКРП, ВКП(б)) и движения («Трудовая Россия»), национал-патриотические партии и движения («Русское национальное общество», «Память»). Внепарламентские методы борьбы с сущ властью, нацеленные на полное изменение сложившегося полит, эк и социальный порядка. Систем: Демократическая, Социал- Демократическая, Либерально- Демократическая партии, движения «Демократическая Россия», «Вперед, Россия». Парламентские методы борьбы, добивается корректировки полит курса, проводимых реформ, персональных изменений в структуре власти.

Наши рекомендации