Национализм как государственно-политическая и идеологическая проблема России.

национализм – идеолгия и политика предпочтения одних наций другим. Национализм играл позитивную роль на стадии складываения национальных государств. В современных условиях тесно связан как с патриотизмом, так и с шовинизмом, фашизмом.— идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[1]. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме. СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными[3]. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.


50. Политическая культура: содержание, типология, факторы формирования.

ПК — это со­вокупность индивидуальных позиций и ориентаций в области поли­тики, это субъективная сфера, лежащая в основе политических дей­ствий и определяющая их эффективность. есть совокупность установок, убеждений и чувств, ко­торая задает порядок и придает значение политическому процессу и которая представляет собой основополагающие допущения и пра­вила, управляющие поведением субъектов в политической системе. Она заключает в себе как политические идеалы, так и действующие нормы правления.

Уровни: 1. Рациональный. Склад-ся на основе соц-эк интересов, соц-клас статуса и образ на базе этих интересов различ ориентаций и установок. 2. Эмоц – волевой. Рассудочное и ираациональные Эл-ты, кот опр-ся в осн нац-истор и соц-культур ф-рами.Стр-ра: Полит отн-я – и способ проявл-я, и способ осущ-я ПК. 1. Отн-я инд-да, слоя, класса, нации к полит сисит и ее Эл-м. 2. Отн-е к самим себе. 3. Отн-я полит сисит и ее Эл-в к инд-м, слоям 4. Отн-я гос-ва, партий, ассоциаций к самим себе.Компоненты: Базовые ценности, полит идеи, доктрина и убеждение, полит традиции, деят-ть норм на практиве, полит стериотипы, символы, мифы, ориентации. Ф-ры выделения компонентов: 1. истор раз-е 2. нац сост-е население 3. соц-эк стр-ра общ-ва 4. полит мировоззрение Каждая ПК имеет свой полит язык. Стереотип – упрощенный, схематизировнный, образ соц-полит об-ов. В стереотипе выдел поле адекватности, поле упрощений, поле деформаций.

Франция, Германия, Италия - типы субкультур, много в ПК:

1. Региональная субкультура, которая определяется экологи­ческими различиями между отдельными регионами страны (в том числе климатическими условиями, составом почв и другими факто­рами, ведущими к экономическим различиям и тем самым затраги­вающим образ жизни региона).Этнолингвистическая субкультура, обусловленная языко­вой и этнической спецификой, например в Квебеке (Канада).Социоэкономическая субкультура, обусловленная группо­вым и классовым статусом, вызывающим различия в стиле жизни, специфику интересов.Религиозная субкультура, возникающая в том случае, когда религия выступает в качестве всепронизывающей культурной суб­станции.Возрастная субкультура, оказывающая относительно мень­шее воздействие на политику.

Типологии Ф. Бурлацкого и А. Галкина:Архаическая политическая культура. Для нее характерны отсутствие дистанции между социальной общностью и государством, высокий уровень коллективизма, активность индивидов при реше­нии политических и иных проблем.Элитарная политическая культура. Ее характеристики: углубление дистанции между гражданским обществом и государ­ством, ослабление чувства коллективизма, низкий уровень актив­ности граждан, отстранение основной части общества от реше­ния политических задач.Представительская политическая культура. Она характе­ризуется возникновением опосредованных форм связи между граж­данским обществом и политической системой, сочетанием индиви­дуалистских и коллективистских форм поведения, более высокой степенью политизации общества.Политическая культура высокой гражданственности (ком­мунистическая). Для нее характерны ликвидация дистанции между гражданским обществом и политической системой и их слияние, высокий уровень коллективизма, постоянная политическая актив­ность граждан во всех сферах жизни общества

Типы-Вятр:Традиционная политическая культура, соответствующая в основном рабовладельческому и феодальному обществу. Здесь вы­деляются два подвида: традиционная теократическая, когда прави­тель называет себя наместником бога, и деспотическая культура с признанием подданными неограниченной власти правителя.Буржуазному обществу соответствуют два типа политической культуры. Первый тип — демократическая политическая культу­ра в виде консервативно-либеральной, признающей основные пра­ва и свободы наряду с отрицанием реформаторского аспекта куль­туры, и в виде либерально-демократической, признающей основные ценности наряду с желательностью социальных реформ. И второй тип — автократическая политическая культура в виде авторитар­ной и тоталитарной. Первую характеризуют ограниченное участие масс в политической жизни, их пассивное послушание, допущение оппозиции, вторую — привлечение народа к участию в безгранич­ном прославлении вождя, восхвалении партии, режима.Социалистическая политическая культура социалистическо­го общества, со своими ценностями, — это, прежде всего, активное уча­стие граждан в осуществлении власти на всех уровнях [36, с. 267-269]. Относительность этой модели в том, что в странах, где строился соци­ализм, политическая жизнь характеризовалась иными качествами, бо­лее подходящими тоталитарной политической культуре.


51. Гражданская политическая культура: исследование С.Вербы и Г.Алмонда.

Верба и Алмонд изучали техническую сторону - как люди используют политику (как механизмом в личных целях). Они составили субъективное определение.

Типология культуры:

- патриархальная– провинциальная, общинная, тип ориентации граждан в политике на местные ценности направлен; политика им не нужна; на фигуры глав общин, шаманов- политика концентрируется на них. Подобный тип политической культуры преобладает в традиционных государствах, но сохраняется и в индустриально развитых странах, когда сознание граждан опирается на традиции.Если нет разных полит позиций, нет политики. Политика появляется с разницей и патриархальный уровень не политический - ее тут нет как сферы. Как функция общественная, не выделяется из социального фона.- подданнический тип – о донелл модель использовали- функция демократизатора делегируется президентом, который хочет модернизировать общество, но оно сопротивляется этому, хотя многое знают, но опасается ее, политика- затрудняет жизнь- не рассматриваются как часть полит процесса. Пассивно пользуются механизмом государства.- активистская – гражданская – культура участия. Черты: консенсус относительно базовой ценности и легитимности полит институтов, общество где люди пришли к выводу- что признаем законы; терпимость по отношению к другим ценностям и интересам- толерантность. Компетентность- знание; ощущение людьми свое полит значимости и возможность оказать своим влиянием участие на политику. Признание обязательности участия в общественных делах. Готовность кооперации с другими в полит действиях. Доверие к общественным гос институтам.

Исследование Алмонда и Вербы сделана попытка вычислить % соотношение 3-х типов в рамках одного общества. Для демократ системы- США, Западная Германия: 60% -активистская, 30- поддан, 10 – патриархальная. Алмонд и Верба выделили три типа смешанных культур: про- винциалистко-подданическую, подданически-партисипаторную и провинциалистски-партисипаторную. К числу смешанных типов политических культур относится и граж­данская культура. Здесь политические ориентации на участие в об­щественной жизни сочетаются с подданическими и патриархальны­ми (провинциалистскими) политическими ориентациями. Культура участия преобладает, но она дополняется достаточно распространен­ными элементами двух других типов. Алмонд и Верба рассматрива­ли гражданскую культуру как культуру, в которой в основном присут­ствует согласие в отношении легитимности политических институтов, целей и содержания общественной политики, проявляется терпи­мость в отношении разнообразия интересов, взглядов и убеждение


52. Политическая культура современной России: общее и особенное.

культура России в XX веке претерпела существенные изменения. Естественный процесс ее раз­вития был прерван в 1917 году, когда в общественную жизнь стала вне­дряться политическая культура социалистического типа, а фактически тоталитарная модель политической культуры. Посттоталитарное раз­витие общества неизбежно ведет и к эволюции политической культуры. Все это не может не накладывать своего отпечатка на политическую культуру современной России, идущей к демократическому обществу. Причем однозначно можно утверждать, что по своему происхождению и действительному нынешнему состоянию политическая культура Рос­сии может быть отнесена к авторитарно-коллективистскому типу, но никак не к либерально-демократическому. Это во многом определяет особенности политических процессов в стране, что не может не учиты­ваться политиками.Культурная, в том числе и политико-культурная, преемственность России и Византии прослеживается в имперской государственной идее, в роли России как буфера и посредника между Востоком и За­падом, с установками на терпимость и стремление к синтезу дости­жений Европы и Азии и своеобразный космополитизм, надэтниче- ский, наднациональный характер власти и государственности.Своеобразие России в том, что, несмотря на все перипетии исто­рии, ее политическая культура показала исключительную устойчивость своих основных элементов, структуры в целом. В политических установках населения постоянно превали­ровал стихийный монархизм (позднее — вождизм), и соответственно этому строится политическая система (монархическая или псевдомо­нархическая).Своеобразие политической культуры России и в господствующем положении в обществе государства при фактическом отсутствии гражданского общества, что определяло неравноправные отноше­ния между государством и личностью. Существенной чертой поли­тической культуры России является также крайняя гетерогенность, наличие субкультур с прямо противоположными ценностями и ориентациями — западнической и почвеннической, радикальной и пат­риархально-консервативной, анархистской и этатистской, демокра­тической и коммунистическо-патриотической — и связанное с этим отсутствие согласия по базовым ценностям Своеобразие российской политической культуры заключается также в неприятии плюрализма, воинствующем сознании, обострен­ной конфликтности и связанном с этим отсутствием конструктив­ной оппозиции. Среди других своеобразных черт политической культуры России следует назвать державную идею «гуманного» им­периализма, мессианизм, религиозность (даже в советский пери­од существовала своеобразная атеистическая форма религии, культ поклонения вождям, со своими святыми, жрецами, священными книгамиСовременная политическая культура России являет собой не­что неопределенное и противоречивое при сохранении традицион­ных основ. Неустанно идет скрытая или явная борьба разнонаправ­ленных политических тенденций, в сознании людей постоянно идет сопоставление коммунистических и западных демократических цен­ностей, глубоко укоренившихся тоталитарных стереотипов с вне­дряемыми новыми стереотипами. Практика отчуждения людей от власти (принятия решений) и собственности сформировала у зна­чительной части населения России люмпен-пролетарское сознание, что в современных условиях проявляется в резких колебаниях об­щественных настроений, склонности доверять популистским про­граммам, обещаниям и т. п. Политическая культура современной России еще не устоялась, идет процесс ее формирования на основе модернизации общества


53. Взаимосвязь политической культуры и демократии.

Для политической культуры каждой страны характерными являют­ся определенные убеждения, представления, установки, в основе сво­ей сориентированные на обеспечение стабильности, сохранение по­литической системы. В политической культуре основные ценности непосредственно связаны с легитимностью политической власти. Гос­подство принципа легитимации, в свою очередь, ведет к доминирова­нию в политической культуре принципов консенсуса и толерантности.Большинство граждан демократических стран придерживается установки на многообразие политической жизни, плодотворность плюрализма интересов, взглядов, мировоззрений, необходимость различных партий, оппозиции. Превалируют понимание политиче­ского конфликта как нормального явления развития общества, взгляд на необходимость его разрешения посредством демократических процедур. Правомерным признается право каждого придерживать­ся или либеральных взглядов, или консервативных, поддерживать партии той или иной ориентации.В демократической политической культуре сложились вполне определенные взгляды на место и роль государства и гражданского общества, на их взаимоотношения, методы функционирования раз­личных политических институтов. Важнейшими элементами демо­кратической политической культуры признаются разделение поли­тической власти на законодательную, исполнительную и судебную, наличие механизма сдержек и противовесов, представительной си­стемы в виде современного парламентаризма; кроме того, господ­ство закона в обществе, функционирование правового государства и всеобщее избирательное право.

Наши рекомендации