Формы политического сознания.
«массовое сознание». ПС- статичные (типа ценностей и «общих ориентации») и динамичные (типа массовых настроений) компоненты; это социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.). быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций. обобщенное сознание тех или иных более определенных и организованных, конкретных больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, «правительственная военная хунта», политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа «групп давления» и т. п.) групп, связанное с политикой. совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. Индивид созн - как свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом - мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения) слагаемые.
Обыденное политическое сознаниеотличается целым рядом специфических свойств: размытостью, «смутностью», спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого «житейского здравого смысла». формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение,как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. теоретико-идеологизированное политическое сознаниеисходит из строгих и стройных представлений, представляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенной экспликации идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни.
37. Общественное мнение и методы его изучения.
важнейший партнер государства, СМИ и других политических субъектов, заинтересованных в расширении своей политической поддержки, важнейший источник информации об интересах граждан, механизм выражения их отношения к власти и ее конкретным действиям. общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностейВ развитом демократическом обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, прямое участие масс в управлении, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и прочее.
Методы изучения -опросы общественного мнения, анонимное анкетирование, быстрая и автоматическая обработка ответов компьютером. Этот метод для выявления намерений избирателей накануне выборов. по просьбе высокопоставленных лиц, а чаще всего важнейших органов прессы институты опроса общественного мнения проводят опросы с целью определения, как «общественное мнение», то есть мнение большинства, относится к чрезвычайно разным и сложным вопросам, таким, как вопросы международной и экономической политики, на которые у большинства опрошенных нет определенного мнения и они даже не задумывались над ними. Опубликование этих результатов в «общественных газетах», которые очень часто и заказывали опрос, в большинстве случаев является политическим шагом. Институты опроса общественного мнения теперь вмешиваются в политическую жизнь на всех уровнях: они проводят конфиденциальные опросы для политических группировок с целью выяснения, придерживаясь логики маркетинга, самых плодотворных тем избирательной кампании, оценки самых перспективных для выдвижения кандидатов; они также находятся в центре передач, которыми средства массовой информации, посвящая их политике, стараются превратить телезрителей в судей «клятвенных обещаний» политиков; национальная пресса регулярно заказывает проведение опросов об актуальных вопросах политики с целью опубликования их результатов. Таким образом, опрос общественного мнения позволяет выдать за решенный любой важнейший вопрос политической акции, используя технику навязывания проблематики и подтасовки отдельных ответов, считая за таковые как личные мнения, так и выраженные посредством представителей коллективные мнения.
38. Политическая социализация и ее проблемы в современной России.
Социализация – этосовокупность процессов становления полит сознания и повед-я личности, принятие и исполнение ей полит ролей, проявление полит активности. Своеобразное введение человека в конкретную социально-политическую среду Приобщение его к системе существующих политических ориентаций, традиций, навыков Передача и усвоение им функционирующих политических отношений, процессов, явлений . Институты социализации: семья, детские учереждения, учебные заведения, трудовые коллективы, политические организации, СМИ. механизмы социализации: социальный уровень (ухудшение материального положения, безработица, подкуп избирателей, и прочее) социально-психологический уровень (политические ценности передаются в процессе общения – семья, трудовой коллектив) Внутриличностный уровень (управляющие поведением потребности и интересы)
Политическое воспитание, в отличие от стихийного процесса социализации, всегда имеет ту или иную направленность и нацелено на конкретный результат. В тех случаях когда система заинтересована в мобилизации новых поколений на политическое участие, образ политической системы складывается в политическом сознании молодых людей более адекватным. Но в тех случаях, когда система стремится иммобилизовать часть населения, выключить их из активного действия, она включает такие факторы, которые либо замедляют созревание, либо искажают восприятие политики в направлении, выгодном официальной политике. Известно немало случаев, когда плодом такого политического воспитания становится национальная и расовая рознь, конфликты, отчуждение от политики.
В российской политической жизни последних десятилетий происходит переориентация школы на новые официальные политические ценности. Так, согласно нашим исследованиям, молодые люди, прошедшие социализацию уже в годы перестройки, на вербальном уровне вполне усвоили новые ценности либерального спектра19. Для них стали значимыми ценности прав человека, свободы, личной независимости. В то же время говорить о системе политического воспитания в духе демократии и после десяти лет демократической трансформации не приходится. Во-первых, нет разработанной и адаптированной для детей системы новых политических ценностей, что отражается в противоречивом их наборе в учебной литературе. Во-вторых, учителя поставлены перед необходимостью быть ретрансляторами ценностей, которые они либо не разделяют, поскольку они воспитаны в старой системе политических координат, либо не понимают сами, так как система с ними специально не работает, не обеспечивает их методически. Не только в России, но и в более стабильных политических системах цели политического воспитания нередко оказываются не реализованными, так как требуется для поддержания системы в равновесии. Результатом является сохранение политического инфантилизма не только в детском и подростковом возрасте, но и в более зрелые годы. Это означает, что у личности не сформированы автономные, не зависимые от ситуации политические убеждения. По данным политических психологов, люди с такими связными политическими представлениями составляют не более четверти взрослого населения. Остальные подвержены внушающим воздействиям со стороны лидеров популистского типа. Их политические взгляды и поступки меняются в зависимости от того, какая политическая погода за окном. Именно это политическое «болото» является наиболее отзывчивым на манипулятивные технологии во время выборов.
Сложность формирования зрелого и адекватного политического сознания в современной России дополняется помимо общих проблем, характерных в целом для этого процесса, еще и тем, что сейчас в стране отсутствуют выраженные идеологические схемы (принадлежащие не только официальной власти, но и оппозиции). Привычка с определенным скепсисом относиться к официальным целям и ценностям, оставшаяся со времен застоя, сочетается с разрушением стабильной картины мира и политической пассивностью. Это создает у молодых граждан неустойчивый и противоречивый тип политического сознания, который не способствует достижению гражданской зрелости и делает личность легкой добычей манипуляторов.
39. Роль мифов в формировании политического сознания. Утопия и миф как компоненты политического сознания.
ПМиф- совокупность существующих представлений, базирующихся в основном на эмоциях, это регулятор политических отношений, Св-ва: основываются на вере, опираются на общественные авторитеты, навязываются группой, необоснованны (иррациональны), их нельзя проверить на опыте, они существенно воздействуют на жизнь людей. ПМ создаются по заказу правящей верхушки, призваны оправдывать ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правильности осуществляемых политических акций. нашей стране в свое время были внедрены мифы о Ленине, о развитом социализме, о советском народе как единой исторической общности, о мудрой политике правительства, о возможных переменах к лучшему, о рыночной экономике, частной собственности, о суверенитете России, призванном сплотить все политические силы России под эгидой Б. Ельцина и т. п., они использовались и используются как важный аргумент в пользу легитимизации власти. с помощью мифов воздействовать на массовое сознание граждан, отвлекая их от назревших и трудноразрешимых противоречий. В зрелой форме политический миф всегда соответствует достаточно разработанной идеологии. Самый распространенный миф - о «естественной» политике, которая может дать обществу подлинную справедливость. Этот миф сейчас очень глубоко укоренен в российском политическом сознании. Основными моментами этого мифа является стереотип о всеобщей отрицательности тоталитарного государства и универсальном преимуществе демократии в любой форме. Этот миф пришел на смену мифу, связанному с абсолютизацией идеи обобществления средств производства и государства диктатуры пролетариата. Политические мифы позволяют, с одной стороны, снизить уровень политического насилия в непосредственной форме (миф - форма духовного насилия), а с другой стороны, выступает идеологическим основанием для разгула насилия, террора. Например, мифы: «образ врага», «классового врага», «врага демократии» - служат средством алибизации и являются основой для санкционированного насилия.
Утопия в политике – это иррациональное состояние политического процесса и политического сознания. |
Рационализированной формой мифа являются утопии – произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называются потому, что их практическая реализация невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»). Но утопия вдохновляет и направляет людей на борьбу за изменение существующей реальности, препятствует процессу догматизации мышления. Однако не следует и преувеличивать необходимость утопий. В больших количествах утопии дезорганизуют общество, ведут к бессмысленной трате сил и энергии.
40. Политическая символика как инструмент формирования политического сознания.
политическая символика является инструментом осуществления политической власти – мощным средством психологического воздействия– любому обществу в определенный период времени присущи свои особенные символы – но переменить данную временность довольно сложно. Например, эмблема серпа и молота всегда будут ассоциироваться с СССР [8].Среди элементов политической культуры выделяются политические символы, которые способствуют сплочению людей и ориентации их политического поведения. Политическая символика служит основным фактором социализации и делает акцент на ценностях более значимых для политической системы. Кроме этого символы в политике выступают средством пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определённой позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое. Возникновение символов может происходить по-разному, хаотично в процессе жизни общества, либо целенаправленно и навязывается властью. Политические лидеры всегда создают национальные символы как основу для их политического курса. Классификацию политической символики можно представить следующим образом:• Национально-государственная политическая символика (герб, гимн, флаг).• Архитектурные комплексы (здания, сооружения - Верховная Рада, Кремль и проч.). Московский Кремль, китайская стена, Белый Дом, и т.п.).• Знаки отличия (регалии высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.).• Денежные знаки (на них часто нанесены символы, имеющие отношение к стране). • Политическая топонимика (наименования улиц, городов, стран и т.д.).• Наглядно-агитационная символика (наглядная агитация, относящаяся к политической рекламе).• Политико-музыкальная символика (народные и революционные песни, популярные мелодии).• Предметно-объектная политическая символика (предметы, объекты значимые для нации - Царь-пушка и Царь-колокол в России).• Люди как политические символы (политические лидеры – Леди Ю (Юлия Тимошенко), герои - Илья Муромец, вымышленные персонажи - дядя Сэм в США).• Условно-графическая символика (геральдические знаки, звезды, кресты, львы, грифоны – Герб Крыма).• Политический язык (специальная терминология, языковые конструкции – «Нас багато, нас не подолати», «ТАК»). • Политическая мода и стиль (пристрастия сторонников партии, движения, выраженные в одежде и поведении).• Символы места и времени (границы, столицы, национальные праздники, нередко привязывают к этой символике – «Оранжевая революция») задачей политических символов есть объединение народа страны. Они выполняют объединяющую и мобилизирующую роль, являются средством агитации. Приверженность политическим символам выявляет обозначение политической позиции, с помощью системы политических символов формирование, органзация и регулирование политической жизни.