Великий князь Владимир Святославич с сыновьями.
Роспись Грановитой палаты Московского Кремля.
Его старший сын (либо племянник, по другой версии) Святополк, при поддержке поляков, составил заговор, после раскрытия которого жил под присмотром Владимира. Печенеги, по слухам, начали свой очередной набег на Русь, и на их поиск был отправлен сын Владимира – Борис с дружиной. Ещё один сын киевского князя – Ярослав, на тот момент князь новгородский, отказался платить дань отцу, что рассматривалось как открытый мятеж Новгорода против власти киевского князя. Таким образом, междоусобица началась ещё при жизни Владимира. В самый разгар подготовки похода на Новгород он умер.
В тот момент на Руси ещё не было чёткого принципа престолонаследия. Принцип лествичного права – передачи власти по старшинству в роду – только формировался. Лествичное право – родовой принцип наследования, в Западной Европе – сеньорат. Обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Женщины к наследованию не допускались. Княжили в таком порядке:
- старший брат;
- младшие братья по порядку;
- сыновья старшего брата (по старшинству);
- сыновья следующих братьев (по старшинству);
- внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.
Прямого принципа престолонаследия (передачи власти от отца к старшему сыну) не было и в помине. После смерти отца Святополк, как старший в роду, к тому же находящийся ближе всех к Киеву, объявляет себя великим киевским князем. Всё, что происходило в течение нескольких следующих лет, иначе как закрученным политическим детективом назвать сложно. Причём, следствие по делу до сих пор не закончено. По сей день во всех учебниках и множестве научных публикаций даётся официальная версия событий, которая берёт свое начало в русских летописях 2-й половины XI века. Но в последние 25 лет эта версия устраивает не всех. Сейчас идет попытка объяснить многие её нестыковки, в результате чего рождается абсолютно новая интерпретация событий. Но и она не отвечает на все вопросы. В данной лекции мы в вкратце рассмотрим обе версии, оставив студентам право самим решать, какая из них является наиболее достоверной.
Начнём с официальной версии. Придя к власти, Святополк активно раздаёт киевлянам различные пожалования, покупая тем самым их лояльность. В это время часть киевлян, нежелающих признавать его власть, отправляет послов в степь, к Борису, предложив ему занять киевский престол. Его находят на реке Альта, однако тот отказывается от предложения, после чего дружина оставляет князя и «расходится по домам». Тогда Святополк решает организовать убийство Бориса, что его посланцы и осуществляют. На этом он не останавливается, следующими жертвами становятся младший брат Бориса – князь муромский Глеб и князь древлянский Святослав, также сын Владимира. После тройного убийства Святополк получает прозвище Окаянный, то есть – уподобившийся библейскому персонажу Каину, убившего своего брата Авеля. Борис и Глеб же в дальнейшем стали первыми русскими святыми князьями. Их культ на Руси пользовался большой популярностью. Владимира к лику святых причислили позже его сыновей.
Борис и Глеб. Псковская икона XIV век, Русский музей
Узнав о деяниях Святополка, Ярослав решает отомстить за смерть братьев, а заодно захватить киевский престол. Тем более что он уже имел войско варягов, нанятое ещё для войны с Владимиром. Да и новгородцы, надеясь на приход к власти «своего» князя, собрали значительную рать. Таким образом, Ярослав повторял судьбу отца, который путь к трону тоже начинал в Новгороде. Сражение между войсками Святополка и Ярослава состоялось ранней зимой 1016 года близ города Любеча под Киевом. Святополк тоже использовал наёмников, в его войске наблюдались печенеги. Победа осталась за Ярославом, Святополк бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу I. Там он нашёл взаимопонимание, поляки непрочь были пограбить на Руси. В 1017 году Святополк одержал победу над Ярославом, который скрылся после битвы в Новгороде. Заняв Киев, поляки стали вести себя в нём по-хозяйски, т. е. стали заниматься грабежом и насилием над мирным населением. Вскоре польские воины стали пропадать, отправляясь в свои ночные приключения. Киевляне просто начинают убивать разгулявшихся поляков. После серии таких «исчезновений» Болеслав I счел за лучшее вернуться в Польшу. Но возвращался он не с пустыми руками, прихватил большую часть киевской казны, а по дороге захватил «Червенские города», которые присоединил к Руси Владимир. Узнав об отъезде поляков, Ярослав вновь начал поход на Киев. Святополк снова обратился за помощью к печенегам. В битве на реке Альта в 1018 году Святополк потерпел окончательное поражение, бежал в Польшу, затем двинулся дальше, в Чехию, но умер в пути. Таким образом, Ярослав окончательно занял Киев.
Такова официальная версия событий. И все бы было хорошо, если бы не некоторые «но». Не все в ней представляется логичным. К примеру, зачем Святополку надо было убивать Бориса, который не собирался бороться за киевской престол, став, таким образом, вольным или невольным союзником Святополка. Нелогично начать войну с убийства союзника. В убийстве Глеба и Святослава ещё меньше логики. Более того, если бы Святополк был реальным братоубийцей, то его имя бы сразу бы исчезло из княжеского обихода. В те времена к выбору имени относились очень серьёзно. Имена людей, чем-то опорочивших себя, тут же убирались из употребления. Но уже один из внуков Ярослава, ставший впоследствии киевским князем, носил имя Святополк (годы правления 1093 – 1113). К тому же, предыдущее поколение князей, как уже отмечалось, не брезговало братоубийством, но ни Ярополк, ни Владимир не получили прозвище «Окаянный». Ряд современных исследователей попытались пересмотреть официальную версию, объяснить эти и другие её несоответствия.
Итак, коротко представим новую версию событий. Она базируется не только на определённой логике, но и на тексте «Саги об Эймунде». Мы помним, что в войске Ярослава кроме новгородцев были и варяги. А у них была привычка рассказывать о своих походах своим поэтам и летописцам – скальдам,а те слагали из них тексты саг. Так вот, Эймунд был командиром отряда варягов, нанятых Ярославом, и также поделился рассказом о своих похождениях. Многие российские учёные стараются игнорировать сагу, так как в ней была изложена совсем другая история. Борис, согласно ей, всё же нашёл печенегов. Вот только он не начал с ними битву, а нанял их на службу и встал под знамена Святополка. Как уже указывалось в первой версии, в битве при Любече (1016 г) на стороне Святополка сражались печенеги. Теперь становится более понятно, откуда они там появились. После поражения Борис бежал к печенегам и продолжил борьбу с Ярославом. Тогда Эймунд предложил Ярославу радикальный путь решения проблемы – убить Бориса. Ярослав ответил на это следующее: «Я никого не буду винить, если он (Борис) будет убит». Сказано – сделано, варяги убили Бориса. Как мы видим, ситуация представляется в ином свете. Тем более что сага писалась не для русичей. После окончания междоусобицы варяги отправились воевать в другие земли. Им незачем было кого-то обвинять или обелять в своём рассказе. Сага писалась для внутреннего пользования и не была известна на Руси. А «Повесть временных лет», в которой и была изложена официальная версия, является русской летописью, которая начала создаваться при Ярославе. А историю, как известно, пишут победители. Но об этом речь пойдет ниже.
Даже если отказывать саге в объективности, – всё-таки это литературное произведение, в котором может быть элемент фантазии автора, то сторонники новой версии всё равно апеллируют к логике. Борис был младше и Святополка и Ярослава, да к тому же сам заявил об отказе от всех претензий на киевский престол. Святополку не было никакого смысла его убивать. Совершив такое убийство, он действительно потерял бы если и не активного союзника, то хотя бы человека, с которым не было проблем. Их у Святополка и без того хватало. Главной из них был Ярослав с его новгородцами и варягами. А вот Ярославу был смысл устранить союзника своего главного врага, дабы его ослабить. Что касается убийства остальных братьев – Глеба и Святослава, то сторонники данной версии склонны обвинять в них местных жителей, которые воспользовались начавшейся междоусобицей и «под шумок» расправились со своими князьями. Ещё при жизни Владимира муромчане не пускали Глеба в город, и киевскому князю пришлось применить силу, дабу утвердить сына в Муроме. Что касается Святослава, то древлянское свободолюбие вряд ли выветрилось к тому времени. Прошло всего 70 лет с момента убийства князя Игоря в древлянской земле (945 г.), по тем понятиям очень мало.
Таковы две версии произошедших событий. Обе из них имеют свою логику и свои изъяны. Абсолютную правду в этом детективе почти тысячелетней давности мы, вероятно, не узнаем никогда.
1. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
Итак, в 1019 году Ярослав окончательно утвердился в Киеве. Можно по-разному относиться к его приходу к власти. Был ли он братоубийцей или сам стремился отомстить за смерть братьев, вопрос очень сложный. Однако кем бы он ни был, его последующее правление действительно стало временем расцвета Руси. Своё прозвище Мудрый своим правлением Ярослав,безусловно, заслужил.
Остановимся на основных направлениях его внутренней политики.
1. Укрепление государственного единства. Со смертью Святополка спокойствие на Русь не пришло. Еще один брат - Мстислав, правивший в далекой Тмутаракани, не вмешивался в начавшуюся междоусобицу, давая Святополку и Ярославу возможность самим разобраться друг с другом. Теперь же, когда победитель был известен, Мстислав напомнил о себе. Правда, он показал себя достаточно «скромным» братом. Не претендуя на Киев, он потребовал «лишь» половину государства с центром в Чернигове. С этого времени Чернигов становится вторым по значимости городом на Руси, после Киева. Между братьями вспыхнула война, апофеозом которой стала битва под городом Листвен в 1024 году. Мстислав одержал победу, и Ярославу пришлось согласиться с его условиями. Русь была разделена между братьями. После этих событий братья жили достаточно мирно, даже осуществляли совместные походы против соседей. Об этом речь пойдет далее. Так продолжалось до 1036 года. В этом году умер Мстислав,не имея наследников,и Ярослав вновь стал единоличным правителем. Но, умирая, Ярослав повторил поступок своих предков – разделил государство между сыновьями, заложив, тем самым, предпосылки для будущих междоусобиц.
2. Укрепление православия.Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов, из которых самый замечательный – храм Св. Софии в Киеве. Он был построен как аналог самому известному на тот момент православному храму в мире – храму Cв. Софии в Константинополе. К правлению Ярослава необходимо отнести и зарождение монашеской обители в пещерах над Днепром – будущей Печерской обители, современной Киево-Печерской лавры. Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека). При Ярославе Мудром появился и 1-й русский митрополит – Илларион (1051 г.). До этого времени все митрополиты на Руси были из числа приезжих греков (византийцев).
3. Подавление восстания в Суздале (1024 г.). В тот год в Суздальской земле случился неурожай и начался голод. Тогда большинство местного населения, при подстрекательстве языческих волхвов, подняли восстание против зажиточного населения, обвинив их в колдовстве, что те «задерживают изобилие». Для волхвов это была попытка вернуть себе утраченные с принятием христианства позиции. Тем более что в этом регионе христианство было еще очень непрочным. Народ пошел по селам, истребляя местных богачей как колдунов. Восстание достигло таких размеров, что Ярославу пришлось самому прибыть для подавления мятежа. Восстание было подавленно, но что характерно – Ярослав карал не за веру, а за уголовное преступление. Но после этого началось активное внедрение христианства в данном регионе (строились церкви, отправлялись в те земли проповедники и т. п.).
4. Активное градостроительство. При Ярославе Русь стала покрываться новыми городами, такими как Ярославль, Юрьев (Дерпт), Волок Ламский (будущий Волоколамск) и др. Шло активное строительство и в уже существующих городах, особенно в Киеве. Он вообще становится одним из крупнейших европейских городов того времени. Когда дочь Ярослава – Анна приехала в Париж, то он ей показался маленьким городишкой по сравнению с русской столицей. Чего только стоили знаменитые Золотые ворота, построенные в Киеве именно при Ярославе.
5. Начало создания летописного свода – «Повести временных лет». Летопись – запись событий по годам-«летам». Авторство первой русской летописи приписывают монаху Нестору. Видимо, это не совсем верно. Летопись явно создавала целая группа монахов, Нестор же её либо возглавлял, либо его имя просто единственное из дошедших до нас соавторов этой работы. Кстати, первоначальный вариант ПВЛ до нас не дошёл, мы располагаем лишь её поздними копиями. Это даёт основание ряду историков вообще отрицать достоверность текста летописи. Но, зная трепетное отношение тогдашнего человека к книжному слову, мы вряд ли имеем дело с позднейшей фальшивкой. Другое дело, что переписываемые копии несут на себе всевозможные описки и неточности, что естественно при переписывании текста вручную. Поэтому к этому источнику необходимо относиться осторожно, но ни в коем случае не отказываться от его дальнейшего изучения.
6. Создание первого письменного сборника законов на Руси – «Русской Правды». Законы естественно были и раньше. Но они не были записаны, были ориентированы на традицию, так называемое «устное, обычное право». С усложнением государственного управления появилась необходимость в законах письменных. Этот процесс был свойственен всей тогдашней Западное Европе, там появляются свои письменные своды законов – так называемые «варварские правды»: «Салическая Правда»франков, «Саксонская Правда» и т. п.). К середине XI века дело дошло и до Руси. «Русская Правда» во многом отражала старые обычаи славян. Но это не была простая фиксация норм «устного права».
Во-первых, в новом законе был ограничен обычай кровной мести. Пока ещё речь не идет об его отмене, настолько он укоренился в русском обычном праве. Как, кстати, и в других «варварских правдах». Но теперь кровная месть была ограничена только кругом ближайших родственников. Уже сыновья и внуки Ярослава начали активную борьбу с этим обычаем.
Во-вторых, «Русская Правда» не вводила за совершенные преступления жестокие меры наказания, ограничиваясь штрафами, которые назывались «виры».
В-третьих, текст законов отражает существующее социальное расслоение в обществе, которое с усложнением государства только прогрессировало. К примеру, «вира» за преступления против одних социальных слоев отличалась от «виры» за преступление против других слоев. Таким образом, на основе «Русской Правды» мы можем делать выводы о социально-экономическом развитии Руси в данный период.
Сведём составляющие внутренней политики князя Ярослава в две таблиц 1 и 2:
Табл. 1.
Табл. 2.
2. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Теперь перейдём к основным направлениям внешней политики Ярослава Мудрого.
1. Укрепление династических связей.Ярослав, сам женатый на дочери шведского короля, стремился устроить брачные дела своих детей с иноземными монархами. Династические связи русской княжеской династии можно представить в виде следующей таблицы:
Что касается остальных его сыновей, Святослава, Вячеслава и Игоря, то они, видимо, были женаты на германских принцессах.
2. Внешняя политика – Польша.Мы уже останавливались на роли поляков во время междоусобицы 1015-1019 гг.После ее окончания возникла проблема возвращения «Червенских городов». В 1031 году Ярослав и Мстислав предприняли совместный поход против поляков, в ходе которого «Червенские города» были возвращены Руси. Однако в дальнейшем взаимоотношения между Русью и Польшей меняются. Польша, испытывая мощное давление со стороны Германской империи и Чехии, стала искать союза с Русью. Союз был заключён и укреплён династическими браками. В дальнейшем Ярослав оказывал помощь польскому королю Казимиру I в войнах с Чехией и прибалтийскими славянскими языческими племенами.
3. Степь. Отношения Руси с печенегами продолжали оставаться довольно напряженными. Хотя после окончания междоусобицы они вроде бы не беспокоили Ярослава, но удар можно было ожидать в любой момент. И он наступил. В 1036 году, после смерти Мстислава, Ярослав отправился в Новгород. Этим воспользовались печенеги. Они совершили набег на Киев и осадили его. Ярослав вернулся, снял осаду с Киева и нанёс сокрушительное поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Несколько десятилетий Русь жила спокойно. Но «свято место пусто не бывает». Как в свое время печенеги сменили хазар, так и теперь на место ослабленных печенегов пришли новые кочевники – половцы. Уже сыновьям Ярослава пришлось столкнутся с новыми кочевниками в южнорусских степях (об этом речь пойдет в следующей лекции).
Половецкая степь.