Понятие, функции и типология политических партий.
Термин «партия» в переводе с латинского означает «доля, часть». Т.е. в буквальном смысле слова партия – это часть населения.
Партии являются весьма своеобразным участником общественной жизни. Это своеобразие заключается в двойственной природе партий, а именно – социальной и институциональной одновременно.
Когда говорят о социальной природе партий, имеют в виду, что партии объединяют наиболее активных представителей тех или иных социальных групп, т.е. партии берут свое начало в обществе.
Когда говорят об институциональной природе партий, имеют в виду, что партии являются важнейшим элементом в механизме государственной власти.
В силу своей двойственной природы партии выступают в качестве посредника между гражданским обществом и государством, трансформируя интересы гражданского общества в реальную политику государства. В этом состоит уникальное значение партий как общественного института.
В современной политологии существует более 200 определений политической партии. В качестве рабочего примем следующее:
Политическая партия есть организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям, для участия в органах власти либо для ориентации властей на достижение своих требований (автор – американский политолог Льюис Кермонн).
Признаки политической партии:
1. Любая партия является носителем идеологии. Речь идет о том, что партия стремится выразить наиболее существенные, коренные, долговременные интересы той или иной социальной группы, обосновать ее претензии на власть. Для этого партия должна осознать место данной социальной группы в контексте общественного развития. Для этого, в свою очередь, партия должна сформировать свое видение закономерностей и тенденций общественного развития. Идеология и есть система взглядов на мир, на закономерности и тенденции его развития с позиции определенного класса.
2. Любая партия представляет собой организацию. Это означает:
- наличие у партии программы и устава;
- наличие определенной структуры и иерархии;
- наличие определенной партийной дисциплины.
3. Цель любой партии – захват и удержание государственной власти. Это важнейшее отличие политической партии от общественного движения.
4. Любая партия стремится обеспечить себе поддержку населения вплоть до активного членства в ней.
Место партии в общественной жизни раскрывается через ее функции. К важнейшим функциям политических партий относят следующие:
1. Сплочение масс на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в идеологии и программе развития общества.
2. Социально-политическое просвещение масс. Оно заключается в разъяснении массам проводимой правительством политики, анализе ее недостатков и пропаганде собственной платформы действий.
3. Организация и проведение избирательных кампаний по формированию центральных и местных органов власти.
4. Формирование в парламенте партийной фракции. Именно через нее партия получает возможность влиять на формирование государственной политики.
5. Разработка принципов отношений с другими политическими партиями. Это может быть сотрудничество, партнерство, создание избирательного блока или блока фракций в парламенте или, напротив, соперничество, борьба вплоть до антагонизма.
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка и выдвижение кадров.
В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.
Важное место в деятельности партии занимаетпредставительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация.
Как указывалось выше, генетически образование партий обусловлено дифференциацией общества на классы и другие социальные образования, имеющие различные интересы. XIX – начало XX вв. – это время резкого размежевания социально-классовых позиций. Это не значит, что партийная система общества является точной копией социально-классовой структуры общества. Всегда оказывалось, что есть различные варианты классовой политики: социал-демократическая и коммунистическая – у рабочего класса, либеральная и консервативная – у буржуазии. Формирование национальных и религиозных партий, выходящих за классовые рамки, говорит о многомерности социальной структуры общества, о наличии различных слоев, претендующих на активное участие в политической жизни в качестве ее субъектов.
Последние десятилетия принесли значительные перемены в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины XX в. стали приходить так называемые "общенародные партии", или "партии для всех". Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Для того, чтобы добиться успеха, прежде всего на выборах, партия должна сегодня учитывать интересы целого блока сил. Партии стремятся к завоеванию большинства голосов и в соответствии с этим строят свою стратегию и тактику, стремясь к согласованию различных интересов. Облик партии формирует сейчас не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.
Данная концепция отражает объективные перемены в жизни общества, однако термин "партия для всех", как нам представляется, нельзя понимать буквально: ни одна партия, поскольку она представляет один из возможных вариантов политики, не может удовлетворять всех. Несмотря на расширение социальной базы партий, между ними сохраняются различия как с точки зрения тех сил, на которые они, прежде всего, ориентируются, так и с точки зрения их общей идейно-политической ориентации.
Интересы различных социальных групп агрегируются, выражаются в процессе выработки политической программы и осуществления политического курса партии. С этим связана следующая функция партии – выработка программных установок, социально-экономической и политической стратегии. Партия, как правило, имеет долговременную политическую программу, основанную на определенных идеологических принципах. Даже если партия не опирается на какую-либо строго выраженную идеологическую систему, определенная идеологическая приверженность проявляется в ее конкретной деятельности и защищаемых ею ценностях.
Выделяют прагматический и идеологический стили деятельности партии. Прагматические партии ориентированы на практическую целесообразность действий, на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Партии прагматического типа избегают принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. В качестве программы такой партии зачастую выступает предвыборная платформа. Прагматические партии не предъявляют строгих идеологических требований к своим членам. Идеологические ограничения не играют для них существенной роли, и ими порой жертвуют при заключении различного рода соглашений, образовании коалиций и др.
Идеологические (или мировоззренческие, доктринальные) партииопираются на строго определенную идеологическую доктрину. Для них характерно отстаивание соответствующих идеалов и принципов, стремление смоделировать общество с определенными идеологическими установками и претворить их в жизнь.
Признание членами партии ее программных установок – необходимое условие прочности внутрипартийных связей. Не исключается, однако, существование в партии различных политических фракций и борьба между ними. Идейно-программные различия имеют свои пределы, и нарушение их может привести к организационному расколу и возникновению новых партий. В то же время некоторые партии (коммунистические, например) запрещают фракционную борьбу как несовместимую с уставными целями и задачами. Опыт свидетельствует, что запрещение фракционной борьбы неэффективно и ведет к идейно-политическомузакостенению партии.
Партии стремятся не только к развитию и обновлению различных политических доктрин, но и к их широкому распространению в обществе. Этому служат публикации партийных материалов, выступления партийных лидеров по радио и телевидению, в печати, на митингах и собраниях. Партия заинтересована в признании и поддержке своей политической линии общественным мнением.
Идеологическая функция политической партии предполагает также политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание членов общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни и в конечном итоге способствует их политической социализации.
Функция осуществления власти политической партией включает в себя:
- участие в подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и управления;
- парламентскую деятельность партии, ее работу в партийных фракциях парламента и местных органов власти;
- участие в процессе подготовки и принятия государственными органами политических решений;
- политическое рекрутирование и др.
В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки со стороны избирателей, создание и расширение своего электората.
В результате изменений в социальной структуре общества, образовательном уровне населения, воздействия средств массовой информации партии теряют стабильное влияние на избирателей. Происходит "эрозия поддержки партий", как это определяют американские социологи У.Кротт и Г.Джекобсон. Многие избиратели меняют свою партийную приверженность от выборов к выборам, или поддерживают кандидатов разных партий на выборах различного уровня в зависимости от того, как последние обещают решить те или иные проблемы.
Партии, завоевавшие депутатские мандаты, формируют парламентские фракции или партийные группы. Фракции вносят на рассмотрение парламента различные предложения, готовя законопроекты, выступают с запросами правительству, участвуют в составлении повестки дня, обладают и другими полномочиями. С учетом численности парламентских фракций от разных партий формируются руководящие и рабочие органы парламента (комиссии, комитеты, бюро и т.п.).
В странах Запада действует принцип автономии партийных фракций в парламентах и муниципалитетах, в соответствии с которым фракции непосредственно не подчиняются партийным органам, включая партийные съезды и конференции. Они проводят в жизнь партийные программы и установки, сообразуясь с конкретными условиями. Но поскольку эффективная работа парламентской фракции предполагает наличие определенной внутренней дисциплины, партийные фракции принимают зачастую довольно жесткие правила поведения и даже санкции за их нарушение. Например, на пленарном заседании фракции может быть принято решение, обязывающее членов фракции голосовать соответствующим образом (решение о "фракционном принуждении" и "дисциплине голосования"). Наряду с официальным принуждением и другими мерами, наиболее действенными оказываются перспективы не попасть в число партийных кандидатов на следующих выборах.
Осуществление власти правящей партией выражается не только в инициирующей и консультативной роли в парламенте, но и в формировании и подчинении исполнительных органов. Политические партии участвуют в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров. Они являются институтами, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели.
Правящая партия посредством своей парламентской фракции, через своих представителей в государственном аппарате участвует в принятии политических решений, соответствующих интересам представляемых ею общественных групп. Партийные органы и форумы определяют цели и задачи партии таким образом, чтобы их конкретная реализация в виде законопроектов и иных государственных актов оставалась прерогативой самих парламентариев, а также административных органов, хозяйственного аппарата и др. Общая практика в условиях демократии такова, что партии не вторгаются непосредственно в государственную систему. Правящие партии стремятся избегать прямой увязки своей политики с действиями правительства, местных исполнительных органов, подчас дистанцируются от них с тем, чтобы снять с себя ответственность за те или иные непопулярные меры. Таким образом, партия и ее органы как бы "отчуждены" от государства и влияют на него лишь опосредованно. В результате партийные органы и организации сохраняют сугубо общественный характер и выполняют свои функции на негосударственной основе.
Политическая партия выступает как посредник между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Тем самым партии развивают как прямые, так и обратные связи народа и государства.
Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе. В странах с тоталитарным и авторитарным режимами роль правящих партий выходит далеко за рамки такого посредничества. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть складывается политическая монополия правящей партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а посредством него и над гражданским обществом. Выход партии за рамки своего функционального предназначения, попытка подменить собой государственные органы разрушает общественно-политическую природу партии. Такая организация перестает быть политической партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой.
Типология политических партий базируется на нескольких критериях.
Первый критерий - это организационная структура и характер членства в партии. В соответствии с данным критерием выделяются партии массовые и кадровые.
Массовые партии сформировались вне парламентов и рекрутируют свою социальную базу в основном из низших слоев населения: рабочих, крестьян, религиозных групп (как правило, массовые партии отличаются левой ориентацией, для них характерна высокая степень идеологизации, которая используется для массовой политической мобилизации; руководство в массовых партиях принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии, члены партий не только платят членские взносы, но и участвуют в делах партии).
Кадровые партии свои цели достигают подбором кадров из числа авторитетных политических деятелей (кадровые партии немногочисленны, сформированы вокруг группы политических лидеров, основой их организационного строения является политический комитет, здесь - свободное членство и аморфность организационного строения).
Второй критерий - политические позиции и идеологические принципы партий. Это могут быть коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии.
Третий критерий - степень внутренней организации. В соответствии с ним партии подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Четвертый критерий - положение в политической системе общества. Партии делятся на парламентские и непарламентские (авангардные). Парламентская партия связывает борьбу за власть, главным образом, с выборами в представительные учреждения (свою организаторскую деятельность она осуществляет в основном в ходе избирательной кампании, стремясь к завоеванию максимально возможного числа мандатов и проведению своей политики через парламент и правительство). Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты и осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, уделяет основное внимание идеологической и воспитательной работе, «уличной политике».
Пятый критерий - отношение партий к господствующему политическому режиму. На основании данного критерия они подразделяются на правящие и оппозиционные. Шестой критерий - политический «вес». Выделяются четыре типа партий: мажоритарная партия - получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение своего политического курса; партия с мажоритарным призванием - в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; доминирующая партия - получившая относительное большинство депутатских мест; миноритарная партия - имеющая минимальное число мандатов.
Есть и другие критерии. Например, в зависимости от стиля общения лидеров и рядовых членов политические партии подразделяются на авторитарные и демократические. На основании того, в какой мере партии представляют общественные слои, выделяются интегративные и представительские партии. По месту в политическом спектре различают левые, правые и центристские партии. Партии бывают легальные, нелегальные, полулегальные. По характеру политических действий политические партии подразделяются на умеренные, рациональные и экстремистские.
Таким образом, в природе существует многообразие типов политических партий.
27.ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ: СУЩНОСТЬ И ИДЕАЛОГИЯ.
Политические партии, функционирующие в рамках того или иного государства, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя партийные системы. Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Партийные системы противостоят беспартийным формам организации политической власти. Политическая система в этом случае исключает функционирование партий. Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (например, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман). Причинами отсутствия партий могут быть: отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий (Бутан); теократия в стране, отсутствие светской политики (Ватикан); запрещение партий (Гана, Иордания) и др.
Для характеристики партийных систем используются различные качественные и количественные характеристики.
Одним из основных качественных критериев является тип политического режима, в рамках которого функционирует партийная система. В соответствии с данным критерием партийные системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.
В то же время в политологии наиболее распространенным критерием типологизации партийных систем является количественный. На его основе итальянский политолог Дж.Сартори обосновал семиэлементную классификацию партийных систем: система с одной партией; система с партией, осуществляющей гегемонию; система с преобладающей партией; двухпартийная система; система ограниченного плюрализма; система крайнего плюрализма; атомизиро- ванная система.
Партийная система с единственной партией характеризуется тем, что здесь данная партия монополизирует политическую деятельность. Она превращается в руководящую силу государства. Главные политические решения принимаются партией. По существу партия срастается с государством. Другие партии запрещены. Такая система на Кубе, в КНДР, до недавнего времени так было в Советском Союзе, Румынии, Албании.
Партийная система с партией, осуществляющей гегемонию. Такая система была в большинстве бывших социалистических стран Восточной Европы. В ГДР, ЧССР, ПНР утверждение у власти одной партии (коммунистической) не сопровождалось запрещением других. Данная система характеризуется тем, что хотя формально в стране функционирует несколько политических партий, однако лишь одна из них находится у власти. Другие партии поддерживают ее, не допуская никакой оппозиции (в настоящее время такая система функционирует в Китае, где кроме компартии, сосредоточивающей политическую власть, есть еще четыре политические партии).
Система с доминирующей партией характеризуется тем, что хотя возможности всех партий одинаковы (это закреплено законом), однако фактически достаточно длительное время у власти остается одна партия. До недавнего времени таковыми были Либеральнодемократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс.
Двухпартийная система. При такой системе независимо от количества партий в стране лишь две имеют решающее значение и способны сменять друг друга у власти. Классический пример этого дают США, где периодически у власти сменяют друг друга Республиканская и Демократическая партии. В стране есть другие партии, но они не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на политическую жизнь.
Система умеренного плюрализма. Это один из видов многопартийной системы, главный признак - ориентированность всех составляющих ее партий на участие в правительстве. Различия в части идеологической направленности этих партий невелики. Страной, где существует такая система, является Бельгия.
Система крайнего плюрализма. Данный тип многопартийной системы отличается, во-первых, тем, что в нее входят партии, выступающие против существующего в стране общественно-политического строя; во-вторых, тем, что оппозиционные партии располагаются с двух сторон от правительства. Они критикуют правительство справа и слева, а также резко критикуют друг друга. В-третьих, в такой системе одна или группа партий занимает позицию «центра».
Атомизированная партийная система. Это многопартийные системы, насчитывающие десятки и даже сотни партий (Боливия, Малайзия).
Особо следует отметить, что немаловажную роль в политических системах играют оппозиционные партии, различающиеся в зависимости от целей, которые они ставят. Непримиримая оппозиция выступает против существующего социально-политического строя, изменить его - ее главная задача, и такую оппозицию не устраивает любое правительство, действующее в рамках существующего строя. Оппозиция, направленная против конкретного правительства, но лояльная по отношению к государственному строю. Конструктивная оппозиция поддерживает одни мероприятия правительства и вместе с тем критикует другие.
Таким образом, партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.