Социалистические и социально политич. Учения и течения в современном мире

Термин социализм (от лат. socialis – общественный, товарищеский, общий) впервые ввел в оборот для обозначения особого вида общественного устройства французский теоретик Пьер Леру в 1834 г. в статье «Об индивидуализме и социализме». Он употребил данное понятие как противоположное категории «индивидуализм».

С тех пор под социализмом в общем смысле понимают такой тип отношений между людьми, при котором отсутствуют частная собственность, социальное, имущественное, правовое неравенство, господство одних людей над другими, социальные противоречия и конфликты.

На протяжении истории социалистических идей сформировалось множество концепций, обосновывавших пути достижения социализма, а также его основные черты. Подавляющее большинство социалистических учений так и не было опробовано на практике.

На протяжении XX в. велась работа по реализации с использованием гос-венной власти двух наиболее влиятельных социалистических идеологий: марксизма-ленинизма и социал-демократизма (демократического социализма).

Марксизм, идеи которого были впоследствии дополнены и развиты В. И. Лениным с учетом новых общественно-полит-х реалий, возник в 40-е годы XIX в. как идеология рабочего класса, боровшегося за свои права. Сущность марксизма изложена в совместной работе его основоположников К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). Ее авторы доказывали, что капитализм, основанный на частной собственности и социальном неравенстве, изживает себя, начинает тормозить общественный прогресс. На смену ему должно прийти коммунистическое общество. Маркс и Энгельс не употребляли слово «социализм», поскольку к тому времени в мире существовало множество теорий идеального общества, называвшихся социалистическими, с которыми Маркс и Энгельс не были согласны.

По мнению основоположников марксизма, переход к коммунизму мог осуществиться только в результате пролетарской революции, в итоге которой пролетариат возьмет гос-венную власть и, пользуясь ею, ликвидирует частную собственность на средства производства и социальное неравенство. Построение нового общества осуществится не сразу, а в течение переходного периода, когда сохраняющиеся элементы капитализма будут постепенно преодолеваться.

В. И. Ленин в своих работах 1902–1917 гг. развил идеи марксизма прежде всего в отношении полит-х средств создания социализма. Он пришел к выводу, что Россия вполне созрела для пролетарской революции и построения социализма. Руководить революцией должна была пролетарская партия, которую и создали в 1903 г. при активном участии Ленина.

Новая власть, установившаяся в ходе революции, представлялась как диктатура пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством. Задачами этой диктатуры провозглашались установление общественной собственности на средства производства, подавление сопротивления свергнутых классов, внедрение новой идеологии в сознание народа. Общественная собственность – основа социализма – отождествлялась Лениным и его последователями с собственностью гос-венной.

Социализм в представлении марксистов – это общественно-полит-ий строй, основанный на общественной собственности на средства производства, народовластии и гуманизме.

Социалистическая революция означала коренной слом сложившихся как в российской, так и в мировой практике отношений, институтов, традиций. Это было осуществлено несмотря на недовольство и сопротивление широких народных масс. Социалистическая идейно-полит-ая доктрина, основанная на марксизме, была подробно разработана обществоведами СССР в 60–70-е гг. XX в. Стержень ее – господство гос-ва во всех сферах жизни общества. Несмотря на внешне привлекательные лозунги (равенство, общественная собственность, власть народных представителей, бесплатные образование и здравоохранение), попытки повторить советский опыт в ряде других стран не увенчались успехом.

Главными причинами неудач в практической реализации марксистско-ленинской доктрины социализма были следующие:

¨ отрыв ее от традиций и объективных условий развития общества;

¨ преувеличение роли и возможностей гос-венной власти в эффективном решении сложнейших проблем;

¨ неэффективность огосударствленной сверхцентрализованной плановой экономики;

¨ тоталитарный полит-ий режим, в принципе сохранявшийся на всем протяжении существования «гос-венного социализма».

О бесперспективности попыток построения социализма через пролетарскую революцию, диктатуру пролетариата стали говорить и писать еще в 90-е гг. XIX в. Последователи Маркса Э. Бернштейн и
К. Каутский заявили о необходимости ревизии его взглядов, то есть пересмотра и исключения тех положений, которые не соответствовали реальности. Прежде всего, это касалось тезисов о скорой неизбежной гибели капитализма, необходимости пролетарской революции и диктатуры пролетариата, а также тотального обобществления средств производства. Признавая недостатки капитализма и необходимость их преодоления, сторонники ревизии марксизма предлагали свои пути решения социально-экономических проблем:

¨ для достижения социалистического общества нужны не революции, а реформы;

¨ эти реформы следует проводить в рамках институтов демократической полит-ой системы (путем завоевания большинства голосов в парламентах и принятия законов, улучшающих положение трудящихся);

¨ в политическом плане борьба за социализм должна проявляться в борьбе за дальнейшую демократизацию общества, распространение всеобщего избирательного права, возможности эффективно представлять во властных структурах интересы всех слоев населения.

К середине XX в. произошло окончательное размежевание двух наиболее влиятельных идейных течений социализма: сторонников марксизма-ленинизма (они после окончания Первой мировой войны стали называть себя коммунистами) и последователей «ревизионистов марксизма», полит-ие партии которых получили название социал-демократические и оформились во многих странах в 1920-е гг. Это размежевание было ускорено и закреплено негативными сторонами опыта воплощения марксистско-ленинских идей в СССР и ряде других стран.

С 1945 г. официальной концепцией социал-демократических партий европейских стран становится демократический социализм. Оформление его доктрины началось с учредительного конгресса Социалистического интернационала (международного объединения социал-демократических партий) во Франкфурте-на-Майне в 1951 г., который принял декларацию «Цели и задачи демократического социализма». Ее положения были дополнены принятыми в июне 1989 г. на XVIII конгрессе Социнтерна в Стокгольме «Декларацией принципов» и в ноябре 1999 г. на XXI конгрессе этой организации «Парижской декларации».

Социал-демократы выдвигают четыре сущностных признака демократического социализма:

¨ Полит-ая демократия предполагает осуществление в полном объеме всех прав и свобод человека, правление большинства при соблюдении прав меньшинства, наличие свободных выборов, возможность смены правительства мирным путем, наличие оппозиционных партий, равенство граждан перед законом.

¨ Экономическая демократия включает признание приоритета интересов общества над частными интересами, равноправие гос-венной, частной и коллективной собственности, гос-венное регулирование рынка в интересах общества, реальное участие трудящихся в управлении экономикой, полная занятость населения, вознаграждение в соответствии с трудовым вкладом.

¨ Социальная демократия – реальное обеспечение прав граждан на труд, отдых, жилье, образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, достижение действительного равенства между мужчинами и женщинами, городом и деревней, регионами и этничес-кими общностями.

¨ Международная демократия – устранение неравенства между странами, справедливое перераспределение мирового богатства, создание системы коллективной безопасности, соблюдение суверенитета и права на национальное самоопределение.

Демократический социализм, в представлении современной социал-демократии – это общественно-полит-ий строй, основанный на различных формах собственности, плюралистической демократии и гуманизме.

Эти идеи находили и находят реальное воплощение в общественно-полит-ой практике ряда развитых стран, где социал-демократические партии находились и находятся у власти. Эталоном в этом плане можно считать шведскую модель «демократического социализма».

Существуют и другие течения социалистической мысли: анархизм, национальный социализм, африканский социализм, экологический социализм и т. д. Однако они не получили широкого применения в исторической практике.

Пока в обществе будет существовать несправедливость, неравенство, угнетение и эксплуатация, люди никогда не откажутся от социалистической идеи, создавая новые теории по справедливому устройству жизни на Земле.

Наши рекомендации