Международные отношения и внешняя политика
Международные отношения принято рассматривать в широком и узком значениях (измерениях). В буквальном понимании международные отношения – любые отношения между народами как в пределах самостоятельных государств, так и между ними.
Что касается социально-полит-ой мысли и дипломатической практики, то в их сферах словосочетание «международные отношения» стало впервые употребляться в английском и французском языках с использованием прилагательного international, возникшего от латинских слов inter – между и natio – род, племя, народ. Впоследствии в ряде европейских языков слово «нация» стало употребляться не только в значении «народ», но также и суверенное гос-во.
В широком смысле слова под международными отношениями понимают все виды отношений между гос-вами, общественными институтами, личностями, выходящие за пределы одного суверенного гос-ва.
Необходимо отметить, что гос-вом регулируются все виды международных отношений: экономические, полит-ие, социальные, правовые, военные, гуманитарные и т. д. Следовательно, международные отношения в целом и их разновидности в частности будут иметь полит-ий подтекст.
В системе международных отношений выделяются два важнейших компонента: отношения между гос-вами и отношения между негос-венными структурами и отдельными гражданами.
Главными субъектами международных отношений являются следующие: суверенные гос-ва, международные правительственные организации (созданные на основе договоров между гос-вами), международные неправительственные организации, конкретные личности.
В зависимости от масштабов международных отношений выделяют следующие их уровни: глобальный (отношения между системами государств, определяющие мировой полит-ий процесс в целом), региональный (в пределах крупнейших регионов планеты – европейского, азиатского, американского), межгос-венный (многосторонние и двухсторонние отношения между гос-вами).
В соответствии со сферами и задачами выделяют следующие виды международных отношений: полит-ие, экономические, научно-технические, идеологические, международно-правовые, военно-стра-тегические, культурные, гуманитарные.
Внешняя пол-ка – это деятельность гос-ва по реализации и защите своих интересов в отношениях с другими гос-вами.
Основными чертами внешней пол-ки современной РБ являются следующие:
¨ многовекторность, то есть стремление развивать равноправные взаимовыгодные отношения со всеми странами, интегрироваться в европейское и мировое сообщество;
¨ курс на создание союзного гос-ва с Российской Федерацией и в силу этого – особые отношения с ней;
¨ безъядерность – Беларусь стала первым с момента распада СССР гос-вом, добровольно и официально отказавшимся от создания и размещения на своей территории ядерного оружия;
¨ стремление к нейтралитету означает, что Беларусь не ставит перед собой задачи вступления в какие-либо военные союзы.
Геополитика и глобальные проблемы современности
Геополитика
Термин геополитика ввел в научный обиход шведский профессор-государство вед Рудольф Челлен в 1916г.
Геополитика (от греч. gеа - Земля и politike - политика) - это учение о географической обусловленности политических явлений.
Государство в геополитике рассматривается как географический и биологический организм, стремящийся к расширению. Это порождает противоречия между странами по поводу территории и природных богатств. От свойств земной поверхности во многом зависят политические отношения и расстановка политических сил, возникают либо военно-политическое и экономическое сотрудничество, либо конфронтация.
Составными элементами геополитики являются следующие:
географический детерминизм, который объясняет место страны
в системе международных отношений особенностями географической
среды;
политическое пространство, охватывающее географические,
этнографические, демографические, экономические, культурные, ин-
формационные, политические и иные компоненты, предопределяющие ход истории и судьбы государства. Политическое пространство означает также глубину и протяженность пределов политической деятельности.
жизненное пространство, включающее средства существова
ния и жизнедеятельности людей и наций. Идея борьбы за жизненное
пространство нередко провоцировала агрессивную внешнюю полити
ку, войну как продолжение политики насильственными средствами;
зона жизненных интересов как пространство за пределами государства, на которое распространяется активная внешняя политика
Страны;
государственная безопасность, являющаяся важнейшей про
блемой любого государства.
Проблемы выживания и перспектив развития, жизненного пространства и национальных интересов независимо от идеологической направленности политики являются центральными в геополитическом процессе и имеют прямую связь с глобальными проблемами современности.
Поблемы совр-сти
Термин глобальные проблемы (от англ. §1оЬе - земной шар) вошел и употребление с конца 60-х гг., хотя определяемые таким образом проблемы появились намного раньше.
Вопрос о содержании и необходимости решения глобальных проблем был поставлен на повестку дня членами международной неправительственной организации ученых «Римский клуб», основанной в 1968г.
Сущность глобальных проблем состоит в том, что они угрожают существованию человечества и затрагивают интересы всех жителей планеты независимо от социального положения и места проживания, сдерживают общественный прогресс и ставят под сомнение благоприятные перспективы существования человеческой цивилизации. С другой стороны, масштабы и сложность глобальных проблем таковы, что их решение не под силу ни одному из ныне существующих государств. Эти проблемы могут быть решены лишь усилиями всего человечества.
Истоки глобальных проблем - в обострении противоречия между колоссальным прогрессом производительных сил, ростом материального благосостояния и уровня потребления, с одной стороны, и возможностями природной среды обеспечивать необходимые для этого условия с другой. Кроме того, нарастает разрыв в уровне использования природных ресурсов между странами, что порождает стремление захватить как можно больше запасов истощающихся полезных ископаемых.
Современные российские политологи В. А. Энгельгардт и Л. Н. Самойлов предложили следующую классификацию глобальных проблем:
* суперглобальные (общемировые) проблемы: предотвращение
мировой ракетно-ядерной войны, которая уничтожит все человечество; установление нового мирового порядка на принципах равнопра
вия и взаимовыгодного сотрудничества;
* общепланетарные глобальные проблемы: сохранение благо
приятных для человека природных условий (экологическая пробле
ма); обеспечение человечества энергетическими и продовольствен
ными ресурсами; демографическая проблема (обеспечение достойных
условий существования быстро растущему населению афро-азиатского региона и преодоление «старения наций в развитых странах);
* общечеловеческие (субглобальные) проблемы: неравномерное м,
экономического развития и уровня жизни в разных странах и регионах, нищета, социальное неравенство, обеспечение каждого человек,)
необходимым минимумом социальных благ, соответствующих урон
ню развития современной цивилизации.
Основными путями решения глобальных проблем являются следующие:
* научно-технический прогресс;
* моральное совершенствование людей;
* ограничение роста уровня потребления и численности населения;
*совершенствование экономических и социально-политически
отношений.
19 Предмет идеологии бел.гос-ва.
Полит-ая идеология представляет собой неразрывное единство трех элементов: политического учения (теории), полит-ой программы и полит-х действий.
Особенностью всякой полит-ой идеологии является ее всеобщность, то есть ее установки предполагается практически распространить не только в пределах социальных групп и общностей, но и всего общества в целом путем получения гос-венной власти.
Важнейшими направлениями полит-ой идеологии, оказывающими существенное воздействие на современные полит-ие процессы, являются либерализм, консерватизм и социализм. Каждая из них имеет ряд разновидностей.
Термин идеология (от греч. idea – мысль, понятие и logos – слово, учение) впервые ввел в научный оборот французский философ Дестют де Траси (1754–1830) в своем труде «Элементы идеологии». Этим словом он обозначал особую науку об идеях, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей. Однако даже до настоящего времени такая наука не оформилась в качестве самостоятельной области познания, и данный термин приобрел другое значение, не связанное непосредственно с его этимологией.
Со второй половины XIX в. понятие идеология становится неразрывно связанным с пол-кой, властью.
Каждая социальная группа и общность имеет свои интересы, не совпадающие с интересами других, а зачастую и противоречащие им. Поэтому наиболее активная часть группы и общности разрабатывает комплекс идей и положений, обосновывающих правомерность их интересов.
Следовательно, идеология – это совокупность философских, полит-х, экономических, правовых, этических и религиозных взглядов, отражающих и обосновывающих интересы и устремления определенных социальных групп и общностей. Смысл любой идеологии – в доказательстве с использованием достижений различных областей знания, а также практики, законности, оправданности тех или иных интересов и соответствующих им действий, порядков, организаций.
Полит-ая идеология является частью идеологии в целом и имеет более узкий смысл. Ее можно определить как систему идей, представлений и теорий, отражающих полит-ие интересы социальных и полит-х общностей, а также обосновывающих безусловное право последних удовлетворять свои интересы путем получения гос-венной власти или воздействия на нее.
В любой полит-ой идеологии выделяют три уровня: теоретико-концептуальный, программно-полит-ий и поведенческий.
На теоретико-концептуальном уровне осуществляется обоснование интересов и притязаний на власть с использованием достижений научного знания (философского, экономического, социально-полити-ческого, исторического и др.), в результате формулируются соответствующие идеологические системы, принципы, идеалы, ценности.
На программно-политическом уровне теоретические положения, принципы и идеалы воплощаются в программы, содержащие предложения по принятию конкретных решений, проведению полит-х действий.
Поведенческий уровень (уровень широких народных масс) характеризуется необходимостью перевода достаточно сложных теоретических и программных положений на язык обыденного политического сознания. Массы должны освоить предлагаемые им идеи хотя бы в такой степени, чтобы поверить в них и предпринять действия по их воплощению.