Коллективистская модель демократии
Коллективистская модель демократии противостоит в известном смысле либеральным подходам.
Коллективистская демократия, представителями которой являются Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс, В.И. Ленин, немецкий философ права К. Шмит, различает следующие принципы:
1.Народный суверенитет. Народ, класс, нация рассматриваются как единое целое с неделимой волей и общими интересами.
2.Непосредственная демократия. Народ должен осуществлять политическую власть напрямую.
3. Политическое единство народа. Для реализации,народовластия народ должен стать единым целым в политическом плане.
4.Борьба с врагами народа. В отношении всех тех, кто реально сопротивляется реализации воли большинства, применяется коллективное принуждение.
Модель элитарной демократии
Модель элитарной демократии делит общество на правящее меньшинство — элиту и подчиненное большинство — массу.
Масса не интересуется политикой, не обладает необходимыми знаниями и полной информацией, не умеет принимать правильные решения, поэтому она добровольно передает элите право руководить политическим процессом.
Политическое участие массы ограничено выборами вследствие того, что большинство граждан некомпетентны в политических вопросах и не обладают устойчивыми предпочтениями. К тому же рост гражданского участия ведет к подрыву стабильности и эффективности, достижение которых является едва ли не главной целью демократии.
Соревнование между потенциальными лидерами — отличительная черта демократии, при которой все могут конкурировать друг с другом на выборах, поэтому нужны определенные гражданские права.
Единственный тип участия, доступный простым людям, — в избирательном процессе, так как все другие способы станут попыткой контроля над властью.
В период между выборами избиратели должны уважать разделение труда между элитой и обществом и понимать, что до следующих выборов им не стоит заниматься политикой. В этой модели демократии большинство при минимальных затратах получает максимальную отдачу.
Элитарная модель демократии снимает с обыкновенных граждан ответственность за принятие политических решений и отдает ее оторванным от народа лидерам имеющим доступ к ресурсам власти.
Плюралистическая демократия
Плюралистическая демократия отражает понимание демократии как конфликта групп интересов в поле их политической борьбы, где решения принимаются на основе компромисса ради удовлетворения максимального объема интересов. По сути дела такая демократия представляется не как власть народа, а как власть с согласия народа. Для плюралистов основное предназначение демократии — защита требований прав меньшинств.
Образование политической воли в плюралистическом обществе происходит в открытом столкновении различных интересов, при котором нужен только минимум общих взглядов. Учитывая многообразие мнений и социальных конфликтов, невозможно принять абсолютно справедливое для всех решение. Поэтому основа для согласия — принцип большинства, однако не должна возникнуть диктатура, нарушающая демократические правила игры и покушающаяся на неотъемлемые права человека, ибо от ошибок не застраховано и большинство.
Избранные на срок своих полномочий представители общества особо не связаны обязательствами, по истечении же они подвергаются вотуму избирателей.
Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании со стороны элиты и аномию масс, так как политическое пространство насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов.
Критики плюралистической демократии отмечают, что лишь небольшое количество людей формально являются членами каких-либо групп, а значит, интересы всех граждан недопредставлены.
Группы интересов способны стать настолько мощными, что весь политический процесс превратится в компромисс, удовлетворяющий интересы только сильнейших групп, политическая система будет парализована из-за острейшей конкуренции, а требования всех граждан останутся без внимания.
Развитие группового представительства интересов отводит гражданину пассивную роль, что может привести к появлению государства «политических зрителей», которые в итоге утратят контроль над системой.
Политический плюрализм предполагает, что могут свободно возникать, развиваться и выражаться любые политические взгляды и концепции, что граждане имеют возможность создавать любые объединения, преследующие политические цели. Ограничения по этому поводу вводятся лишь по закону и относятся только к такой деятельности, которая создает угрозу безопасности граждан или предполагает насильственные действия, в том числе ориентированные на изменение существующего строя.
Критерии, на основании которых должны вводиться ограничения свободы политической деятельности, являются предметом горячих споров в демократических странах.