Весь смысл серийного производства — стирание различий между оригиналом и копией, истончение зазора между ними, производство предметной массы — клонов, репликаций, дублеров.

Серийное производство предметов есть клонирование. Слово «клон» [греч. klon] означает «ветвь», «побег», «отпрыск» — генетически однородное потомство растения или животного, образовавшееся путем бесполого размножения. Естественное и рукотворное клонирование вещей и предметов восходит к матрице в ее перво­начальном, латинском значении: matrix (matricis) — «матка», «источник», «штамп». В Персии с древних времен использовали калеб из грушевого дерева, с помощью которого печатали изысканные узоры на тонкой ковровой ткани.

Операция проста и незамысловата: калеб погружают в краску, прикладывают к уже отпечатанному узору согласованно и точно с ним, ударяют рукой по калебу, и все — фрагмент готов. Разнообразие узоров ничем не ограничено. Но процесс их производства строго и четко регламентирован.

Внедрение стандартных процессов и операций — это прорыв сквозь материальную очевидность машин, фабрик, изделий и денег на уровень правил игры. За стандартизацией процессов и операций (mode)стоят принципы и правила — символический код (code[A7] ).Осознание реальности процесса произошло в ходе эволюции индустриального капитализма. Уже Марксу было ясно, что процесс производства трансформировался в процесс комбинации операций. В капиталистическом мире предметное разнообразие есть «священная корова». Его нельзя ограничивать. Но разнообразное трудно держать под контролем. И не нужно.

Капиталист ставит под контроль не товары, но процессы и операции. Капитализм всячески поддерживает режим серийного производства вещей и зрелищ, режим «принуждения к наслаждению» (le fun-system). Сдвиг внимания от производства вещей к производству процессов и операций стал отличительной чертой индустриаль­ного производства.

►ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ВАЖНЕЕ РЕЗУЛЬТАТА.

Процесс серийного производства стоит в ближайшем отношении к имитации и фальсификации. До XIX века изготовление копии было вполне законной практикой. В наши дни копия — вне закона. И причина этого в том, что копирование угрожает серийному производству. Серийное производство — производство массы одинаковых вещей на основе исходного образца. Исходный образец все чаще не имеет аналогов в природе. Он — продукт исследований и разработок, симуляций и воображения. Он — продукт инвестиций. Он имеет цену. За него надо платить.

Пиратское производство подделок наносит удар по конкурентной способности легального производителя, но одновременно с этим огра­ничивает его жадность. Уйти от пиратского преследования можно только прибавив скорость. Товар устаревает и заменяется новым быстрее, чем появляется пиратская копия товара. Скорость внедрения нового товара растет и приближается к скорости процессов производства, продвижения и распределения товаров. Происходит перехлест. Мы видим новый товар уже до того, как он внедрен в производство, и задолго до того, как мы найдем его на полках магазинов. Все происходит не просто в режиме реального времени, но еще быстрее. При этом впечатление от продукта интерферирует с процессом разработки продукта.

►Любая ситуация, едва будучи осмысленной, производит себя по-новому.

Когда скорость рефлексий в системе достигает и даже превосходит скорость физических процессов, событие и ожидание события становятся неотличимы по своему воздействию на систему. Помните, реально то, что вызывает ответную реакцию. При таком положении дел истина становится неотличимой от ее интерпретации[A8] . Модель события (фикция) может заместить реальное событие (факт).

Это обстоятельство исследовали философы-постмодернисты, прежде всего Жаль Делёз и Жан Бодрийяр. В 1967-1969 годах Делез реинкарнировал надолго позабытое понятие «симулякр». В древнем толковании, восходящем к Платону, совершенный образ (эйдос) есть образец для подражаний. Верные подражания харак-теризуются своим сходством, а неверные подражания — своим отличием от оригинала. Неверные подражания Платон назвал си- мулякрами (simulacrum). По Делёзу, симулякр есть не просто фантом, но фантом, способный к реализации. Жан Бодрийяр развил идеи Делёза. Понятие симулякра Бодрийяр приписал Екклезиасту: «Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что ее нет».

Никто не заметил подвоха. Ссылку на Екклезиаста никто не опроверг. Фикция была воспринята как факт. И это великолепно иллюстрирует саму идею симулякра: «симулякр есть копия, оригинал которой безвозвратно утерян».

В «Символическом обмене» Бодрийяр описал эволюцию симулякров: от подделки — к серийному производству— к симуляции. Лепной ангел Возрождения — апофеоз подделки — уже не подделка В храмах и дворцах лепнина принимает любые формы, имитирует любые материалы: бархатные занавеси, деревянные карнизы, округлости человеческой плоти. Пластика материала позволяет не столько копировать образец, сколько фантазировать на тему образца. Здесь все формы выводятся из моделей посредством симуляций. Фантазии на тему образа тяготеют к реальности и однажды принимают такие формы, которые легко и естественно воплощаются в реальность. Но нельзя совсем отрываться от при­тяжения Земли.

Наши рекомендации